Древняя Индия. Прически, украшения, косметика. Индийские прически: история, описание, советы.

На нашей земле живет множество народов, и отношения между ними бывают разные. Но любые отношения и контакты мигом отражаются на … прическах.

Пока мужчины выясняют отношения, женщины перенимают прически друг у друга, стараются подражать и копировать. Женщины во всех странах стараются быть красивыми, но представления о красоте во всем мире довольно различны.

Современные индианки меняют прически несколько раз в год, при этом, оставаясь верными традициям и следуя капризной моде. Умеют же! Вообще-то еще с древности прически в индийском стиле были незамысловаты и просты. Женщины гладко зачесывали свои волосы со лба назад, а затем укладывали их на затылке или еще ниже, на шее, в пучок типа объемного полушария или улитки.

  • Прически в индийском стиле – разнообразие

И все же прически в индийском стиле были и остаются довольно разнообразными: жгуты, косы самых разных видов, в виде пирамид, украшенных жемчугом и цветами, с нитями, гребнями, заколками, кольцами, обручами, лентами, бусами. Каким бы не были прически в индийском стиле, индианки уделяют огромное внимание красоте волос. Черные густые косы – гордость индианок, так же, как и белокурые локоны для европеек.

  • Прически в индийском стиле – как сделать

Можно поэкспериментировать с шиньонами и наращенными волосами, с хной и украшениями. Оптимальным вариантом может стать длинная коса, яркий пробор и множество украшений или искусственных цветов. Роскошь и простота одновременно – это основа прически в индийском стиле.

Еще одной тонкостью индийской стрижки, которую необходимо учитывать является исключительная красочность.

Глава шестая. Прически Индии

Общая характеристика

Древняя Индия занимала обширную территорию на полуострове Индостан. От других государств ее отгораживали высокие хребты Гималайских гор. Тропическая природа, яркие краски растительности, богатейший животный мир превращали Древнюю Индию, по словам путешественников, в страну чудес.

Благодаря археологическим раскопкам известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в плодородных долинах многоводных рек Ганга и Инда существовали города, селения, которые быстро пали под ударами неожиданно появившихся завоевателей. Кочевники-скотоводы, пришедшие с севера материка и стоявшие на более низкой ступени развития, чем коренное население Индии, смешались с ним и расселились по всему полуострову. Общественный строй древней Индии с древних времен - община. Во главе общин стояли раджи - выборные вожди. Они собирали дружины воинов, которые совершали походы и собирали дань. Раджи постепенно превращались в наследственных преемников власти, а сборщики податей - в чиновников. Таким образом создавалось классовое государство.

В первом тысячелетии до нашей эры начинают образовываться более крупные рабовладельческие государства. Особенно выделялось рабовладельческое государство Магадха, захватившее обширные земли в долине Ганга. Для Индии характерно кастовое строение общества. Население делилось на четыре касты. Первую составляли брахманы (жрецы), вторую - кшатрии (воины), третью - крестьяне и торговцы, четвертую - шудры (слуги). Были и люди, лишенные всяких прав, не входившие ни в какую касту, - неприкасаемые. Несмотря на кастовость, народы Индии создали высокую культуру. Именно они научились выращивать сахарный тростник, хлопок. Индию считают родиной цифр, известных нам как арабские; высока была музыкальная культура; эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" до настоящего времени поражают своими высокими художественными достоинствами. Народ Индии создал прекрасные и неповторимые образцы в архитектуре, прикладном искусстве, ювелирном деле, ткачестве, которое особенно почиталось. Мастера-ткачи передавали свою специальность из рода в род, от поколения к поколению. В Индии из хлопка создавались удивительные ткани, которые, быстро распространившись по всему миру* стали наиболее популярными и дорогими. Способы обработки, крашения тканей тщательно скрывались.

Скульптуры, росписи сохранили представления народов Индии об идеальной красоте: мужчины - стройные, с тонкими талиями, женщины тоже стройные, но широкобедрые, с развитыми формами. Лица тех и других удлиненные, с правильными чертами, миндалевидными глазами, дугообразными бровями. Мужчины изображались воинственными, а женщины - нежными и прекрасными.

Основные виды и формы причесок

На прическу древнеиндийского населения влияли различные факторы: и климатические условия, и кастовая принадлежность. Прически мужчин не отличались разнообразием и сложностью форм. Это были зачесанные назад волосы, завитые волнами, с локонами на концах. Кшатрии - воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Возможно, поэтому их называли шикханди-чубатыми (от слова "шикханда" - чуб).

Сикхи носили длинные волосы, уложенные в продолговатые пучки, укрепленные над лбом. Пучки делались из косы или жгута. Воины носили также длинную прядь волос, завитую в локон и свисающую с правой стороны. Дервиши волос не стригли - носили их распущенными до плеч. Большим позором считалось среди брахманов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь. Пленным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков.

Мужчины, вступив в пору возмужания, отращивали усы и бороды. Бороды окрашивали растительными красителями, смазывали ароматическими снадобьями, маслами. Бороды и усы завивали (рис. 27 и 28). Богатые вельможи, чтобы не испортить завивки на усах или бороде, на ночь надевали специальные повязки - набородники. Дети и юноши волос не стригли - носили их распущенными по плечам.

Женские прически, так же как и мужские, были очень просты независимо от сословной принадлежности. Женщины гладко зачесывали волосы со лба назад и укладывали их на затылке или низко на шее в пучок типа улитки или объемного полушария. Внутрь пучка подкладывали подушечку или шерсть животных - это придавало пучку устойчивость. Прически из завитых волос делали только храмовые танцовщицы - баядерки. Спиральные, крутозавитые локоны густой массой располагались на спине. Дополнением причесок были завитки на щеках. Девушки носили височные косы, иногда зачесывали волосы на одну сторону, пропуская их в небольшую трубочку, заплетали жгутом. Челок и коротких стрижек не носили.

Прическа густо пропитывалась маслами, которые не только придавали волосам блеск, но и предохраняли кожу головы от солнечных лучей. Иногда волосы подкрашивали растительными красителями, придавая им медный оттенок. Красители обладали лечебными свойствами, способствовали росту волос.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежды индийцев отличались изяществом и простотой. Простейшие из них представляли собой кусок ткани, которым обматывали все тело. Одежды носили, драпируя свободными складками. Цвета одежд были различными, но преобладали светлые тона. Одежды выделывались из хлопка, родиной которого с древних времен считали Индию. Названия тканей были самыми разнообразными-в большинстве названию областей, городов, селений, в которых изготовлялись. Так распространялись названия коленкор, мадаполам, мадрас. В середине - VIII века появились тончайшие ткани из пуха тибетских козлят - из этого материала выделывали всемирно известные кашмирские шали с неповторимым узором и орнаментом. Красочная кайма с изображением птиц, цветов и листьев была выткана так искусно, что рисунок как бы оживал. Влияние арабов сказалось в распространении шелка, тафты, кисеи. Судя по многочисленным храмовым изображениям, мужчины носили дхоти - ткань, закрепленную на бедрах; верхняя часть тела оставалась обнаженной. Иногда надевали плащ-рупан. Под влиянием чужеземцев стали носить длинные узкие штаны и прилегающие кафтаны. В мужской одежде преобладали белые и черные тона, без рисунка.

В древности женщины носили только набедренную повязку, позже появляется сари - кусок материи, которым они обертывали тело. Появились специальные законы его драпировки. На сари шло около 6-8 метров материи, при этом необходимо было обернуть тело снизу доверху.

Цвета сари, а эту одежду носят и теперь, были преимущественна яркими: алый, зеленый, желтый, голубой. Дополнением к сари были небольшие кофточки - холи, они напоминали закрытый лиф и делались из тканей сочных, ярких цветов, которые подчеркивали цветовую гамму сари. Каждая из областей Индии вносила свои дополнения в костюм. Так, в Кашмире и Бенгалии носили длинные рубахи и шаровары, в западных районах Индии надевали широкие юбки, большие пестрые покрывала.

Головные уборы привилегированных каст, брахманов и воинов, и простого населения были однотипны. Различие было в качестве материала. Основными головными уборами мужчин были тюрбан и чалма, величественно возвышавшиеся надо лбом, при этом концы волос оставались открытыми.

Богатые люди носили головные уборы из тонких цветных Шелков, золотой и серебряной парчи, льняной ткани - преимущественно однотонные. Преобладали белые, малиновые и красные цвета разных оттенков. Индийцы-магометане могли носить тюрбаны также голубого или желтого цвета, но из бумажной материи, так как ношение чистого шелка им было запрещено религией. Тюрбаны зеленого цвета имели право носить те, кто посетил священный город Мекку. Тюрбан свертывался из длинного куска ткани (6-7 метров), драпировался складками в форме высокого конуса или широкой трубы. Часто для сохранения формы под материю подкладывали тонкий

картон. Чалма представляла собой кусок ткани, но укладывали эту ткань, в отличие от тюрбана, плоскими жгутами. Тюрбан и чалма богатых сановников украшались драгоценными камнями, чаще всего - сердоликом, аметистом, сапфиром. Спереди надо лбом часто прикалывали брошь, которая придерживала пучок перьев райской птицы. Головные уборы простого народа были скромнее, из более низких сортов ткани. Кроме этих головных уборов мужчины носили небольшие бархатные шапочки, напоминавшие тюбетейки, головные лобные повязки, колпаки из льняной ткани и войлока, шапочки типа современных пилоток.

У женщин сари было не только частью костюма, но и выполняло роль головного убора. Конец сари накидывали на голову, скрывая волосы. Женщины всех сословий носили также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикреплялись на голове при помощи обруча. Носили изящно сплетенные из нитей повязки, маленькие, расшитые бисером, блестками, стеклярусом шапочки, платки из всевозможных тканей. Все головные уборы отличались изяществом, высоким вкусом и тонкостью исполнения. Но особенно искусно делали уборы невест. В них проявлялась безграничная фантазия мастеров. Как правило, они были из дорогой парчи, расшивались шнурками, металлическими бляхами, мелкими и крупными золотыми мушками. Дополнением являлись височные подвески из жемчужных или коралловых нитей, ажурные шарфы, кисти.

В повседневной жизни носили матерчатые повязки. Баядеры, танцовщицы, музыкантши надевали изящные диадемы, венки из живых цветов, листьев, перьев колибри (рис. 29). Повязывали пурпурные и блестящие ленты, украшенные колокольчиками.

Украшения. В Древней Индии украшения носили все - дети, подростки, женщины и мужчины. Богатые украшали головные уборы драгоценностями. Изящные броши, чеканные застежки, подвесы из бусин, жемчуга, драгоценные и полудрагоценные камни в золотой или серебряной оправе дополняли костюм. Носили бусы, колье, ожерелья, медальоны, цепочки. Кольца и серьги носили мужчины всех каст. Отличительным знаком брахманов были золотые серьги. Парии по закону могли иметь украшения только из железа. Женщины носили много украшений, особенно по праздникам. Проборы причесок закрывались продольными нитями бус, которые заканчивались на лбу круглой бляхой или украшением в виде цветка или луны. Молодые женщины носили в левой ноздре украшение в виде одного камня или колечка. Но это украшение не могли носить вдовы. В торжественных случаях люди украшали себя гирляндами живых цветов, перьями птиц, листьями растений, корнями, плодами.

Косметика. Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белилами, румянили щеки. Золотили губы, покрывали коричневой краской зубы. Женщины в центре лба рисовали маленькое пятнышко - оно называлось тилака, или тилак. В древности оно обозначало знак касты или секты. Наносили его порошком сандала, киновари, шафрана при помощи кисточки. У разных каст имелись свои знаки, особой формы и цвета. Всегда этот знак отличал замужних женщин. Среди населения было принято окрашивать концы пальцев рук и ног в оранжевый цвет. Проборы причесок окрашивали также в оранжевый или красный цвет.

На прическу древних индусов оказывали влияние два главных фактора: климатические условия и кастовая принадлежность. Прически мужчин не отличались разнообразием и сложностью форм. Это были зачесанные назад волосы, завитые волнами, с локонами на концах.

Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Возможно, поэтому их называли шикханди - чубатыми (от слова «шикханда» - чуб).

Прически Древней Индии

Сикхи носили длинные волосы, уложенные в продолговатые пучки, укрепленные надо лбом. Пучки делались из косы или жгута. Одна из заповедей обязывала сикхов не стричь волос с рождения до смерти.
Воины носили также длинную прядь волос, завитую в локон и свисающую с правой стороны. Дервиши волос не стригли - носили их распущенными до плеч.
Большим позором считалось среди брахманов сбривание волос на голове. Этим обрядом могли заменить смертную казнь.

Пленным в знак позора сбривали волосы, оставляя пять торчащих в разные стороны клоков. Мужчины, вступив в пору возмужания, отращивали усы и бороды. Бороды окрашивали растительными красителями, смазывали ароматическими снадобьями, маслами.
Бороды и усы завивали. Богатые вельможи, чтобы не испортить завивки на усах или бороде, на ночь надевали повязки - набородники. Сикхи носили бороду скрученной или убранной в специальную сетку. В особо торжественных случаях бороду распускали.

Дети и юноши волос не стригли - носили их распущенными по плечам. Женские прически, так же как и мужские, были очень просты независимо от сословной принадлежности.
Женщины гладко зачесывали волосы со лба назад и укладывали их на затылке или низко на шее в пучок типа улитки или объемного полушария. Внутрь пучка подкладывали подушечку или шерсть животных - это придавало пучку устойчивость.

В женских прическах на скульптурах, рельефах, а также во всех описаниях, которые встречаются в литературных произведениях, длина волос достигает талии, бедер. Наиболее распространены были змеевидные пучки - их носили замужние женщины.
Прически окуривались дымом ароматических растений, чаще всего сандала. Видов причесок было множество. Уложенные горизонтально косы напоминали пирамиду, украшенную нитями жемчуга, цветами.

Существовало поверье, что в женских прическах обитают боги. Поэтому часто женщины делали высокие прически, напоминавшие храмы.

Прически также делали из одной или нескольких кос. Косы были разнообразные, сложного плетения. Их завязывали, укладывали или переплетали между собой на голове, у основания для прочности перетягивали тонкой черной ниткой.
Использовали заколки, греб ни, обручи, кольца, ленты, цветы, нити бус из драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга. В скульптурах времен Мохенджодаро и Хараппы чаще встречаются прически с одной косой.

Прически из завитых волос делали только храмовые танцовщицы - баядерки. Спиральные, круто завитые локоны густой массой располагались на спине. Дополнением причесок были завитки на щеках.

Девушки носили височные косы, иногда зачесывали волосы на одну сторону, пропуская их в небольшую трубочку, заплетали жгутом. Челок и коротких стрижек не носили.
Прическа густо пропитывалась маслами, которые не только придавали волосам блеск, но и предохраняли кожу головы от солнечных лучей. Иногда волосы подкрашивали растительными красителями, придавая им медный оттенок. Красители обладали лечебными свойствами, способствовали росту волос.

Головные уборы

Головные уборы привилегированных каст, брахманов и воинов, и простого населения были однотипны. Различие было в качестве материала. Основными головными уборами мужчин были тюрбан и чалма, величественно возвышавшиеся надо лбом, при этом концы волос оставались открытыми.

Богатые люди носили головные уборы из тонких цветных шелков, золотой и серебряной парчи, льняной ткани - преимущественно однотонные. Преобладали белые, малиновые и красные цвета разных оттенков. Индийцы-магометане могли носить тюрбаны также голубого или желтого цвета, но из бумажной материи, так как ношение чистого шелка им было запрещено религией.

Сикхи носили тюрбаны красного цвета. Тюрбаны зеленого цвета имели право носить те, кто посетил священный город Мекку. Тюрбан свертывался из длинного куска ткани (6-7 метров), драпировался складками в форме высокого конуса или широкой трубы. Часто для сохранения формы под материю подкладывали тонкий картон.

Чалма представляла собой кусок ткани, но укладывали эту ткань, в отличие от тюрбана, плоскими жгутами.
Тюрбан и чалма богатых сановников украшались драгоценными камнями, чаще всего - сердоликом, аметистом, сапфиром. Спереди надо лбом часто прикалывали брошь-сарпеч, которая придерживала пучок перьев райской птицы.

Головные уборы простого народа были скромнее, из более низких сортов ткани. Кроме этих головных уборов мужчины носили небольшие бархатные шапочки, напоминавшие тюбетейки, головные лобные повязки, колпаки из льняной ткани и войлока, шапочки типа современных пилоток.

У женщин сари было не только частью костюма, но и выполняло роль головного убора. Конец сари накидывали на голову, скрывая волосы.
Женщины всех сословий носили также прозрачные вуали, воздушные покрывала, которые прикреплялись на голове при помощи обруча.

Носили изящно сплетенные из нитей повязки, маленькие, расшитые бисером, блестками, стеклярусом шапочки, платки из всевозможных тканей.
Все головные уборы отличались изяществом, высоким вкусом и тонкостью исполнения. Но особенно искусно делали уборы невест. В них проявлялась безграничная фантазия мастеров.
Как правило, они были из дорогой парчи, расшивались шнурками, металлическими бляхами, мелкими и крупными золотыми мушками. Дополнением являлись височные подвески из жемчужных или коралловых нитей, ажурные шарфы, кисти.

В повседневной жизни носили матерчатые повязки. Баядеры, танцовщицы, музыкантши надевали изящные диадемы, венки из живых цветов, листьев, перьев колибри. Повязывали пурпурные и блестящие ленты, украшенные колокольчиками.

Украшения

В Древней Индии украшения носили все - дети, подростки, женщины и мужчины. Богатые украшали головные уборы драгоценностями. Изящные броши, чеканные застежки, подвесы из бусин, жемчуга, драгоценные и полудрагоценные камни в золотой или серебряной оправе дополняли костюм. Носили бусы, колье, ожерелья, медальоны, цепочки.

Кольца и серьги носили мужчины всех каст. Отличительным знаком брахманов были золотые серьги. Парии по закону могли иметь украшения только из железа.
Женщины носили много украшений, особенно но праздникам. Проборы причесок закрывались продольными нитями бус, которые заканчивались на лбу круглой бляхой или украшением в виде цветка или луны. Молодые женщины носили в левой ноздре украшение в виде одного камня или колечка. Но это украшение не могли носить вдовы.
В торжественных случаях люди украшали себя гирляндами живых цветов, перьями птиц, листьями растений, корнями, плодами.

Косметика

Все слои населения Индии чернили брови и веки углем, подводили сурьмой, басмой. Лицо и шею покрывали белила ми, румянили щеки. Золотили губы, покрывали коричневой краской зубы.

Женщины в центре лба рисовали маленькое пятнышко - оно называлось тилака, или тилак. В древности оно обозначало знак касты или секты.
Наносили его порошком сандала, киновари, шафрана при помощи кисточки. У разных каст имелись свои знаки, особой формы и цвета. Всегда этот знак отличал замужних женщин. Среди населения было принято красить концы пальцев рук и ног в оранжевый цвет. Проборы причесок были также оранжевого или красного цвета.
Иногда на губах, окрашенных красной помадой, ставили черточку мисси черным порошком.

Большое значение в Индии пр идавали ароматическим веществам: окуривали храмы и жилища смолой тропических деревьев, миррой. Считали, что это прогоняет злых духов. Наравне с золотом ценили ладан, который возжигали в храмах. В народе ладан получил название «фимиам богов».
Существовал настоящий культ аромата, так во время празднеств, даже выпускали стаи белых голубей, крылья которых смазывали мускусом, смолой ладанного дерева, жасминным маслом, лавандой, амброй, ароматным уксусом.

источник — история прически (?)

Индийские прически привлекают девушек своей изысканной красотой. Национальная традиция требует от женщин этой страны особого внимания к своим волосам: тщательного ухода, окуривания благовониями, украшения цветами и декором. Сделать такую прическу не сложнее, чем любую другую. Но нужно знать те особенности, которые сразу дают понять, что эта прическа именно индийская.

Аксессуары для индийских причесок

В Индии волосы считают столь же важной частью тела, как и все остальные. С детства девочек приучают уделять внимание красоте своих волос, выбирать подходящий декор для конкретного наряда или события. Украшения в волосах женщины сообщают о ее принадлежности к той или иной касте.

Те, кто входит в круг богатых людей, используют для оформления своей прически ювелирные изделия с драгоценными камнями. Часто эти аксессуары являются частью комплекта: серьги, кольца, браслеты. Поэтому все украшения к конкретному наряду имеют общую стилистику и дизайн.

Большинство девушек этой страны принадлежат к слоям среднего и невысокого достатка. Ювелирные украшения для волос здесь используются намного реже. Более привычные для этих каст аксессуары — бижутерия, ленты, цветы, заколки, нити бус.

Выбирая декор для индийской прически, нужно понимать, что яркость нарядов женщин этой страны в славянских странах может быть неуместной. Украшение для волос должно гармонировать с общим обликом женщины, подчеркивать особенности ее внешности и наряда.

Если в выбранной индийской прическе декорирующий элемент — живые цветы, это не говорит о том, что нужно в точности повторить выбор женщин из Индии. Живые цветы разумно заменить пластиковыми или тканевыми аналогами. Яркие цвета лучше выбирать для каких-либо событий: праздников, торжеств, вечеринок. Для повседневного использования оптимальный выбор — неброский и стильный декор пастельных оттенков.

Как сделать индийскую прическу на длинные волосы

Приступая к созданию прически, нужно понимать одну особенность: индийские женщины от природы имеют густые волосы, позволяющие создавать из них настоящие шедевры. Для славянских девушек такой результат может быть недоступным.

У индийских женщин волосы более толстые и жесткие, способные долгое время держать прическу без использования дополнительных средств фиксации: спреев и гелей. Большинство славянских женщин обладает более мягкими и тонкими волосами. Поэтому добиться желаемого объема прически будет непросто. Все это нужно учесть для того, чтобы не испытать разочарование при виде результата своих трудов.

Существует масса причесок в индийском стиле на средние и длинные волосы, которые подойдут абсолютно всем девушкам. В качестве украшения можно выбрать красивую бижутерию, ленты, банты, гребни, заколки. Кроме того, для придания объема понадобится специальный поролоновый вкладыш, который можно купить в магазине парикмахерских принадлежностей.

Порядок действий следующий:

  • волосы тщательно расчесывают и разделяют по прямому пробору;
  • отделяют 2 надлобные и 2 надвисочные пряди (по одной пряди каждого вида с левой и правой стороны);
  • все остальные волосы собирают в хвост, точка фиксации которого будет на затылке;
  • закрепляют хвост и надевают на него поролоновую губку;
  • разделяют общий объем хвоста на три части (боковые должны быть немного тоньше средней);
  • боковые пряди хвоста обертывают вокруг поролоновой губки так, чтобы получилось пышное красивое кольцо из волос, скрывающее поролоновую губку;
  • из надвисочных и надлобных прядей сплетают косички;
  • если есть желание сделать прическу более нарядной, в косички вплетают ленты или тесьму;
  • косички укладывают по направлению к хвосту и прячут их кончики под пучок, используя фиксацию шпильками;
  • оставшуюся от хвоста самую толстую прядь разделяют на две части;
  • из одной части сплетают косичку и обертывают ее вокруг пучка;
  • из второй части пряди формируют красивые локоны и оформляют ими пучок.

Прическа сама по себе является эффектным украшением головы, поэтому предпочтителен минимум декора.

Если в процессе заплетания косичек были использованы ленты, этим можно ограничиться. Если косички без лент, волосы украшают заколками, бантами, бижутерией.

Женщины из Индии для повседневной укладки волос чаще всего гладко зачесывают их назад и укладывают либо на затылке, либо непосредственно над шеей. Традиционно используются два варианта пучка: в виде улитки или полушария. Для того чтобы научиться делать индийские прически, нужно понять их особенность: они просты и роскошны одновременно.