Когда можно начинать читать. Начинаем читать ребенку: когда и как? Какие картинки рассматривать с малышом

Моя подруга начала покупать их, еще будучи беременной. На мой недоумевающий вопрос - не рано ли? - она однозначно ответила: в самый раз! Читать малышу можно и даже нужно практически с самого рождения. Нет, конечно, не стоит брать толстенную энциклопедию, пусть даже детскую, и штудировать ее от корки до корки. И даже необязательно обзаводиться огромной книгой сказок (хотя в дальнейшем она вам, конечно же, понадобится). А вот маленькие стишки и потешки для начала - это как раз то, что надо. Именно они играют немалую роль в эмоциональном и речевом развитии ребенка.

Сначала, благодаря простым и мелодичным фразам с часто повторяющимися звуками, грудничок учится узнавать голоса, реагировать на их интонационную окраску, потом постепенно начинает повторять понравившиеся звуки. Кстати, очень хорошо выучить наизусть или просто переписать на листочки бумаги и развесить по дому несколько тематических стишков, например, про умывание, сон, еду или прогулку и читать их каждый раз перед определенным действием:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!..

Подобные потешки помогают развить у ребенка ассоциативный ряд. Во-первых, после нескольких повторений он будет знать, какое действие последует за определенными словами, во-вторых - как следствие - быстрее и легче начинает понимать значение этих самых слов.

равда, с того момента, когда ребенок превращается в ползунка, читать ему книжки становится проблематично. Все мои попытки почитать сыну стишки про животных с демонстрацией красочных картинок стали заканчиваться неудачей. Нет, не потому что ему было неинтересно - напротив, даже очень! Именно поэтому он каждый раз при виде раскрытой книги старался изловчиться и выдрать картинку, чтобы попробовать ее на вкус - а как же без этого. Проблему чтения решила все та же подруга, подарив нам книжку с толстыми картонными страницами и яркими картинками. Своему сыну она с 6 месяцев покупает именно такие. Ее удобно держать и можно отдать в руки малышу без страха, что книга будет "съедена". А главное, учась самостоятельно перелистывать страницы, ребенок знакомится с назначением книжки, а заодно и развивает мелкую моторику.

При покупке подобных изданий стоит руководствоваться некоторыми обязательными правилами. В первую очередь это, конечно, качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и опять же засунуть в рот. Вообще, ребенок до 1,5-2-х лет воспринимает книжку как игрушку, а поэтому в ней самое главное - красочность, необычность. Не стоит стремиться купить издание, где на каждой странице изображен целый "экшн". Возможно, вам, как взрослому, интересно, когда рисунок передает максимум информации, но для детского восприятия это тяжеловато. То же касается и текста под картинкой - 1-2 строчки на страницу, если это сказка, будет достаточно. Если стихи - то лучше четверостишиями.

Кстати, детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Не поленитесь, пролистайте ее еще в магазине, убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и прочих негативных моментов - как в тексте, так и на рисунках. Это - не лучшие эпизоды для малышей.

Кроме книг с потешками, неплохо было бы обзавестись и сборниками пальчиковых игр. По сути, это те же стишки, рифмованные шутки и прибаутки. Только к их рассказу добавляется "комментарий" при помощи рук:

Играть в подобные игры с малышом очень полезно, и не только потому, что текст, сопровождаемый действием, проще понять и легче запомнить. В нашем организме все взаимосвязано. Движения пальцев и рук очень хорошо стимулируют головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речь. Так что, чем больше вы играете в подобные игры, тем быстрее услышите первое слово, а потом и фразу от своего малыша. Только не гонитесь за результатами: конечно, ребенку большое удовольствие доставляет игра с любимыми взрослыми, но все должно быть искренне. Попробуйте, и увидите, какую бурю восторга вызовет та же "сорока - белобока", если мама или папа будут эмоционально рассказывать о том, как она варила кашу, и азартно "рисовать" историю на ладошке. Но если игра превратится в обязанность - 3 раза в день в одно и то же время, то ребенок быстро потеряет к ней интерес. Ведь дети очень тонко чувствуют фальшь. Словом, лучше меньше, да лучше.

Ну а стоит ли читать книжки тем, кому год, два и больше, уже не вопрос - конечно же, читать!
Только вот что именно?

При выборе книги своему ребенку главное - не забывать о том, сколько ему лет. Как бы вы не любили сказку "Волшебник изумрудного города" или "Незнайка на луне", не стоит приобретать ее для двух- или трехлетки. Он еще не готов воспринять такие замысловатые рассказы, и купленная книга просто не вызовет у него интереса. Подобные произведения хороши для детей постарше - лет с пяти. В этом возрасте у них уже достаточно опыта и знаний, чтобы представить себе события, никогда ранее не происходившие с ними в жизни, и героев, которых они никогда не видели.

Что касается детей в возрасте 2-3 лет, им по-прежнему нужны книжки с картинками и не загружающими текстами. Это могут быть стихи Барто или Чуковского, коротенькие сказки - например, про Колобка или Курочку Рябу, и - опять же - всевозможные потешки. Главное, чтобы в произведениях, которые вы будете читать своему малышу, фигурировали хорошо известные ему люди, животные и события, поскольку в этом возрасте чтение в первую очередь способствует запоминанию различных предметов, а заодно учит сопоставлять ситуации.

К четырем годам объем знаний и словарный запас ребенка уже достаточно широк для того, чтобы наконец-то достать с дальней полки ту самую "Большую книгу сказок". Сейчас малышу будут интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Правда, слишком усердствовать не стоит: несмотря на то, что ребенок уже вполне может провести четкую границу между правдой и вымыслом, лучше, если персонажи и предметы, задействованные в сказках, будут близки к реальной жизни. Так что знакомство с космическими путешествиями и параллельными мирами отложите до пяти или даже шести лет. Кстати, если вам попадутся страшные истории про упырей, оборотней и осиновые колья, коих в некоторых сказочных сборниках немало, лучше их пропустить, а не пытаться пощекотать нервы ребенку. Как скажется на его психике подобное повествование - предугадать очень сложно. Психологи утверждают, что именно в этом возрасте закладывается основной костяк фобий и страхов, причиной которых становятся как раз всякого вида пугалки и страшилки.

Что касается пяти- и шестилетних, то здесь уже можно разгуляться: подберите хорошие детские книги - пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Вы не знаете, как выглядит турбозвездосамоход, который фигурирует на протяжении всей сказочной истории? Не страшно. Спросите об этом у вашего пупса - он вам объяснит. Причем со всеми подробностями. Его воображение работает уже так хорошо, что он может и понять, о чем говорится в фантастических рассказах, и "читать между строк". А это значит, что теперь ваша задача будет состоять не столько в том, чтобы научить и заинтересовать, сколько в том, чтобы мягко и без нажима направить.

Интересного вам чтения!

В месяц, два, три, в полгода, год? Нет! Тогда, когда он находится ещё у мамы в животике! “Зачем?” — спросите вы. Многие люди даже младенца воспринимают как неосознанное глупое существо, а что говорить о “плоде” — внутриутробном ребёнке. На самом деле всё не так. Малыш не только рождается осознанным человеком, который всё понимает, чувствует и анализирует, но ещё будучи у мамы в животе он воспитывается и познаёт жизнь. Общение мамы и крохи во время беременности чрезвычайно важно для формирования положительных, гармоничных, доверительных отношений, когда ребёнок родится и будет подрастать.

Чтение малышу сказок – прекрасный метод такого общения. Маленький человечек знакомится с маминым голосом, его интонациями, настроениями (в зависимости от содержания сказки). Наверняка сказки, которые кроха слышал, живя в матке, в будущем будут оказывать на него благотворное, умиротворяющее влияние, как и музыка, которую мать слушала во время беременности.

Я начала читать сыну, когда была, кажется, на пятом месяце. Начала с Пушкина, т.к. встречала информацию, что сказки Пушкина лучше всего воздействуют на внутриутробного малыша. Потом купила в книжном магазине сборник стихов и сказок от рождения до трёх лет, книгу Бажова, и понеслось… Будучи беременной, я читала Серафиму и днём, и по вечерам, когда было настроение — ежедневно. Помню, когда закончились сказки, перешла на мифы и легенды разных стран мира – опять-таки слышала, что чем большее разнообразие жанров вы представите маленькому ребёнку, тем лучше.

В этом же режиме мы продолжили жить после рождения. Нам не хватало книг! Маршак, Чуковский, Барто, Пушкин, Ершов, Жуковский, Крылов (с его баснями), Толстой (с детскими рассказами и сказками), Сутеев, русские народные сказки, сказки других народов мира, самые известные сказки зарубежных авторов – всё это за два года прочитано вдоль и поперёк по несколько раз. Сейчас на очереди Усачёв и энциклопедия “Самые невероятные факты”. Как видите, мы никогда, даже в самом-самом маленьком возрасте не ограничивались “Репкой”, “Колобком” и “Курочкой Рябой”. Помню, в первые дни после родов освежала в памяти книгу “Подсознание может всё”. И сосущему сисю Серафиму читала вслух за компанию.

Конечно, очень важно, чтобы родители сами любили читать. Для меня книга – это не только лучший подарок на день рождения, но и святыня, с которой нужно обращаться очень бережно и аккуратно. Именно такое отношение к источнику знаний и свою любовь к чтению я прививаю сыну с первых месяцев жизни в животе и вне его. Ведь потом, в будущем, невозможно заставить ребёнка полюбить книги. Страстью к чтению можно только “заразить”, показывая соответствующий пример.

Разумеется, наш малыш очень любит книги. Для него это почти такой же лучший подарок, как и для меня. Он любит рассматривать картинки, любит, чтобы ему читали, уже давно я оставляю его с книжкой один на один, и знаю, что книга будет в целости и сохранности. Он чрезвычайно аккуратен – настолько, насколько может быть аккуратен с книгой ребёнок в два года. Никогда, даже в период, когда детки всё тащат в рот, я не позволяла книжки рвать, обсасывать и мять (даже картонные, детские). Отвлекала сынишку и тихонько заменяла книжку на игрушку, и всё.

Если вы не читали своему ребёнку сказки во время беременности, начинайте делать это сейчас, как можно раньше! Ведь с рождения малышу тоже очень важно слышать человеческую речь, причём грамотную, красивую. Слышать как можно больше и чаще, и литературные произведения в этом лучшие мамины помощники. Читайте младенцу все жанры: от народных потешек и прибауток до рассказов и поэм! В будущем это окупится вам сторицей: ребёнок не только рано начнёт говорить, обогатит свой словарный запас, но и будет идти с книгой по жизни! Удачи вам!

Данный материал расскажет о том, для чего читать книги детям. Описано, по какой причине специалисты рекомендуют читать ребенку книги с раннего возраста и почему чтение книжки малышу, должно стать неотъемлемой частью в его развитии.

Книга - это огромный и интересный мир, который открывается перед малышом. Но многие мамы задаются вопросом, когда начинать читать книги детям, ведь они думают, что малыши до года еще совсем малы и не понимают, что им читают. Однако опыт специалистов показывает, что чтение развивает речь и воображение, и когда ребенку начинают читать книги еще тогда, когда он находится в утробе матери, после рождения он развивается во многом быстрее.

Большинство родителей считает, что если во время беременности мамочка будет посещать музеи, слушать спокойную музыку, читать книги вслух, она заранее будет развивать своего малыша. Но будет ли делать подобное каждая мама, решать ей самой. Хотя и это не будет лишним, так как подобное вызывает положительные эмоции у будущей мамы.

Когда ребенку исполниться три месяца, можно прикрепить к стенкам кроватки книжечки с красочными картинками, а с полугода, когда ребенок уже сидит, можно класть ему книжечки прямо в кроватку.

Когда мама рассказывает малышу сказку или стихотворение, малыш сосредотачивает на ней свое внимание, наблюдает за мимикой, жестами и выражением лица и запоминает все. В дальнейшем он будет повторять эти действия.

Листая книгу, ребенок развивает моторику рук, когда переворачивает странички. Книжки желательно давать твердые, чтобы малыш не откусывал кусочки, и ему легко было бы переворачивать страницы.

Сейчас продаются книги с мягкими тканевыми основами. Покупая книгу, нужно обращать внимание на то, чтобы картинки были красочными и реальными. Если на них изображен волк, то он должен быть серым, а солнце желтым, так как в дальнейшем ребенок все это переносит в реальный мир.

Ребенку, которому исполнился годик, можно ввести своего рода традицию - чтение сказки на ночь. И совсем неважно, что ребенок мало еще понимает, но слова и картинки откладываются в его памяти и потом привязываются к данным предметам.

Но многие родители задаются вопросом: «Для чего детям читать книги?». Их мнения в данном случае разбегаются, одни считают, что читать детям нужно, другие наоборот – считают это занятие ненужным, пологая, что ребята пойдут в школу и начитаются. Есть и такие мамочки, которые думают, что чтение - это пережиток прошлого и занятие очень скучное и совершенно ненужное.

Практически все взрослые хотят вырастить гения из своего чада, который, придя в первый класс, умеет свободно читать предложенный текст. Но есть дети, которым это легко дается, другим – наоборот, нужно приложить максимум усилий, чтобы прочитать хоть строчку или слово.

Слушая, как мама читает, малыш мечтает, играет, развивается, а также взрослеет. Психологи, так как и большинство родителей считают, что начинать читать ребенку необходимо с самого раннего возраста.

Не стоит переживать, если малыш не поймет что-то из прочитанного мамой. Возможно, он по-своему это представит, а может быть и спросит об этом маму.

На сегодняшний день, почти у каждого ребенка есть гаджет, и множество книг в электронном виде, которые можно скачать. Нажимая на героя сказки, малыш слышит, что и как говорит герой. Например, книга «Животные на моем дворе» ознакомит ребенка с внешним видом животного, что он делает, нажимая например, на козу, ребенок слышит меканье, на кошку – мяуканье, корову - мычание и так далее.

Считается, что самыми первыми сказками должны быть такие, как «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Три поросенка». Дело в том. что действия в них часто повторяются, и ребенку легче их запомнить. В итоге занятие вызывает у ребенка радость. Из стихотворений лучше читать такие, как: «Идет бычок качается», «Зайку бросила хозяйка», «Мишка косолапый», «Наша Таня громко плачет» и так далее.

К двум годам малыш будет все эти сказки и стишки рассказывать наизусть, выражая при этом эмоции героев книжки, топать ножкой, тянуть репку, говорить, как делает тот или иной герой.

Очень хорошо также выучить несколько потешек про сон, еду, купание и развесить их по всему дому. Ребенок, играя, будет запоминать их и потом это станет для него нормой. После нескольких повторений малыш будет знать, какое действие будет следовать за определенными словами и потом немного позже понимать значение этих слов.

Когда ребенок уже начнет говорить, необходимо предлагать ему заканчивать начатые мамой или папой предложения, строчки из стихов. Малышу это будет очень нравиться, особенно повторять за тем, кто читает.

Специалисты рекомендуют покупать книги с народными сказками. Можно читать ребенку «Мойдодыра» или «Федоринно горе», слушая их, он будет показывать, как убегает от неряхи мыло и полотенце, как бегут утюги и чашки от Федоры. Это очень поучительные сказки, они будут учить малыша следить за чистотой своего маленького тельца.

Читая ребенку книгу, желательно предлагать, чтобы он связывал тот или иной предмет с его свойствами, например: если на картинке корова, то спросить у ребенка, что она умеет делать, кто это, какого она цвета и так далее.

Также немаловажно, чтобы, читая сказку каждый день, родители не придумывали ничего нового, так как ребенок запоминает все действия и слова. К примеру, курочка обязательно снесет яичко, а дед и баба будут плакать, когда не смогут его разбить, что вытянуть репку всем поможет мышка.

Это воспитает в малыше такое положительное качество как неизменность и предсказуемость дальнейших действий героев сказки. Слушая сказку, а в дальнейшем и читая ее сам, ребенок обогащает свой детский словарный запас.

Именно в раннем детстве мы приучаем ребенка к чтению. Но делать это нужно ненавязчиво, с интересом для малыша. Наверняка, ребенку захочется самостоятельно, без участия родителей прочитать книгу. А это, как известно, доставляет ему удовольствие, вызывая также положительные эмоции.

Когда ребёнку читать книжки? Только в раннем детстве. Ни в коем случае нельзя допускать появления кризиса чтения, кроме того, в дальнейшем не стоит заставлять малыша садится за книгу, если он этого не хочет. Важно запомнить: чтение должно приносить только удовольствие и радость.

Как видно, ответ на вопрос, как и когда начинать читать детям книги, дан. Конечно, родители должны решать сами, когда приобщать малышей к чтению, но будет лучше, если они это сделают раньше. Главное - подать вовремя правильный пример, ведь родители - авторитет для ребенка.

Каждая мама читает своему любимому малышу. Будь то сказки, детские книжки, или просто глянцевый журнал – малышу нравится слушать все. Главное для него, не столько содержание услышанного, сколько любимый мамин голос, обращённый к нему с чтением.

У каждого свой подход, я же поделюсь с вами своим.

Глебовы книжки

Читать Глебу я начала ещё будучи беременной. Вроде, ему нравилось – активно толкался и бил по почкам. Старалась все то, что читала в те месяцы — читать вслух. Из детских книжек читала только любимого мною Винни-Пуха, а все остальное — то, что интересовало меня. Таким образом, мой ребёнок знаком с основами квантовой механики, выпечкой в аэрогриле и шедеврами Франсуазы Саган.

Книги нам дарили родственники и друзья, иногда покупала сама. Таким образом, на данный момент, у нас собралась неплохая коллекция – у Глеба уже есть целая собственная книжная полка. Там есть и детские книжки-развивалки, и сказки, и обучающие материалы. Есть ещё мои детские книжки, которые бережно сохранила моя мама, а также мягкие плюшевые книжки и прорезиненные книги для купания.

Глебу книжки нравятся очень . Во-первых: их можно погрызть, обсосать и облизать, во-вторых: с ними можно весело играть – класть одну книжку на другую, собирать из них пирамидки, в-третьих: мама, глядя в них, начинает весело что-то рассказывать (это, конечно, не так интересно, как предыдущие два достоинства книг, но тоже неплохо). Слушать в моем исполнении Глеб любит Корнея Чуковского («Телефон», «Мойдодыр» и «Тараканище») и Пушкина (собрание сказок) — сын любит классику. Думаю, такая любовь обусловлена ритмичностью стихов, так как содержание он вряд ли ещё понимает.

Недавно в коллекции появились «Рукавичка», «Гадкий утёнок» и «Кошкин дом», подаренные бабушкой. Там очень замечательные яркие иллюстрации, привлекающие детское внимание всецело и надолго.

Найди героя

Как-то во время чтения очередной книжки, мне в голову пришла идея новой развивающей игры для сына. Назвали мы её «найди героя» . Суть её, как вы уже догадались по названию, заключается в поиске определённого героя книжки. Работает это так: показываем на обложке малому, например, в книжке о гадком утёнке главного героя – непосредственно самого утёнка, а потом просим малыша найти утёнка на других страницах.

Желательно выбрать такого героя, чтоб он встречался на каждой странице книжечки, тогда интереснее получается процесс поисков. Благодаря этой игре мы во-первых: учимся самостоятельно переворачивать странички (надо же и дальше находить утёнка), во-вторых: развиваем наблюдательность (ищем утёнка среди остальных героев), в- третьих: учим новые слова (само слово «утёнок», а также параллельно – названия всех остальных героев, с которыми сынуля, поначалу, путает утёнка).

Игра очень забавная и развивающая, у сына — восторг полнейший, когда наконец-то, заветные утёнок или котёнок оказываются найденными. Можно совмещать с параллельным чтением книги, тогда задействуется и слуховое восприятие. В общем, в этой игре есть огромное поле для совершенствования.

В заключение

Читать или не читать малышу? Судя по моему опыту — однозначно читать! Это отличное времяпрепровождения и для ребёнка и для его родителей, весёлое и полезное. И не важно, когда начинать читать своему чаду: ещё во время беременности, или когда малышу исполнится год. Важно мамино и папино внимание и совместное весёлое времяпрепровождение, которое легко может обеспечить чтение. Нет ничего лучшего для ребёнка, нежели родительская любовь и ласка! Читайте на здоровье!

Хорошего вам чтения и времяпрепровождения!

Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать - не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, - важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?

«Читающая мама» - важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.

Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа - чтобы причесываться, стул - чтобы на нем сидеть, ложка - чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

Книга - это особый предмет, адресованный нашему воображению.

Вот эти два обстоятельства - специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию - определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка - это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано - когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса - произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку - большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие - переворачивать страницы - и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно - при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы - собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении - как предмет для особого действия.

Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) - это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
- Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь - важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент - вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки - «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь - это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие - «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие - на полгода позже. С точки зрения чтения главное - появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми - не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода - когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.

Марина Аромштам