Урок по обществознанию на тему «Особый возраст: отрочество. Урок по обществознанию на тему «Особый возраст: отрочество Социальное развитие подростка

Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни для учащихся 5 класса ФГОС. Тест содержит 10 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек.

1. К основным возрастным периодам жизни человека относятся

1) детство
2) отрочество
3) юность
4) зрелость
5) старость
6) всё названное

2. Подростковый период — отрочество — делится на два этапа. Запишите, на какие.

3. Что из перечисленного характерно для подросткового возраста? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) быстрый рост
2) дисциплинированность
3) вежливость
4) резкая смена настроений
5) быстрая утомляемость

4. Что из перечисленного относится к понятию самостоятельность ? Запишите цифры, под которыми указаны черты самостоятельности.

1) стремление всё делать по-своему
2) уверенность в своих силах
3) умение ставить цели и добиваться их
4) отказ от любой помощи
5) неподчинение требованиям взрослых
6) способность принимать важные решения

5. Верно ли суждение о том, что человек может жить один и думать только о себе?

1) верно
2) неверно

6. Правила поведения в обществе включают

1) умение общаться с другими людьми
2) умение слушать
3) неприятие мнения, отличного от собственного
Укажите номер, лишний в этом перечне.

7. Найдите в приведённом списке слова, которые обозначают хорошее отношение человека к другому человеку (людям), и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сердечность
2) зависть
3) доброжелательность
4) сопереживание
5) высокомерие

8. Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение — это деловые или дружеские взаимоотношения людей.
Б. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Антуан де Сент-Экзюпери) .

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Согласны ли вы с мнением, что истина рождается в споре, но спор должен быть доброжелательным?

10. Прочитайте отрывок из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и ответьте на вопросы.

«Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества…
… все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы…»

1) Какие черты подросткового возраста отметил писатель?
2) Мог ли подросток решить вопросы, заинтересовавшие его? Найдите в отрывке подтверждение своему ответу и выпишите его.
3) Л.Н. Толстой — великий русский писатель. Какие ещё романы, повести, рассказы для детей вы знаете? Напишите их названия.

Ответы на тест Отрочество — особая пора жизни:
1-6, 2-младший и старший, 3-145, 4-236, 5-2, 6-3, 7-134, 8-3.

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати - как к слуге, а после двенадцати - как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность -важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Социальное развитие подростка

Подростковый период - это время, выделенное в нашей культуре для наших детей для того, чтобы дать им возможность научиться стать взрослыми. В течение всей человеческой истории эта социальная ответственность выполнялась разными путями в различных культурах. Alex Hailey в своей книге Roots описывает старинный африканский обряд подросткового периода от лица мальчика Кунта Кинте:

В 12 лет все мальчики деревни были взяты из своих семей и переведены в лагерь в джунглях. В течение более 6 недель мужчины сообщества давали мальчикам всевозможные уроки, как быть взрослым. В конце пребывания в лагере проводился экзамен на усвоение ими этих уроков о жизни взрослых. Мальчики, которые успешно выдержали этот экзамен, получали статус взрослого и подвергались обрезанию, получая таким образом знак своей мужественности. Эти молодые люди, покинувшие свою деревню мальчиками, возвращались туда мужчинами.

Подростки нашей культуры должны пройти такой же путь, как и юноша Кунту Кинте. Они должны :

  1. Эмансипироваться в структуре которая обеспечивала их пищей и поддержкой во время их детства (обычно семья или иные структуры)
  2. Идентифицироваться в сексуальном плане - принять решение о своей принадлежности мужскому или женскому полу и объекте своей любви.
  3. Определиться в интеллектуальном плане и занять свое место в религиозной, культурной, этической, моральной и политической конструкциях нашего общества.
  4. Идентифицироваться функционально и решить вопрос: “чем заниматься остаток своей жизни” - как содержать самих себя, свои семьи и приносить пользу обществу.
  5. Закончить свое познавательное развитие.

В нашей современной культуре нет коротких концентрированных периодов инструкции по мужественности или женственности. Нет тестов, определяющих стали ли мальчики или девочки мужчинами или женщинами. Нет общественных церемоний, отмечающих их переход из детства во взрослость, и нет видимых признаков этого нового статуса. Сегодня подростковость определяется несколько растянутым периодом от 10 до 15 лет. Наши дети учатся как быть мужчинами и женщинами не из лекций осторожно читаемыми им взрослыми нашего общества, но из наблюдений за взрослыми представляющими для них значимость и за их жизнью. Часто эти модели важных люди находятся в семье.
Если количество и качество этого контакта наблюдения нарушены, лимитированы или отсутствуют, этот компонент уроков по мужественности или женственности может быть извлечен с улицы или средств массовой информации.

Школа является другим важным источником знания о взрослости в нашей культуре. Это первая среда вне семьи, где уроки, полученные дома, могут быть проверены. Более того, качество подверженности образованию является основной детерминантой в спектре возможных функциональных идентификаций. Наконец, наши дети получают значительную часть своих познаний о взрослости из средств массовой информации. Средства массовой информации эффективно определяют стандарты и нормы поведения, пересекающие расовые, экономические и образовательные границы.

Стадии подросткового периода

Подростковость делится на три стадии - ранняя, средняя и поздняя.

Ранняя стадия

Ранний подростковый период (типичный возраст от 12 до 14 лет) находится в средине этапа быстрых изменений организма - начало появления вторичных половых признаков, ускорения роста и когда биология становится основным фокусом проблем. В познавательном смысле у этих молодых людей имеются воображаемые примеры; они испытывают трудности в проецировании себя в будущем. Это становится значительной проблемой, когда их просят изменить свое поведение и отложить получение наслаждений ради какой-то отдаленной будущей цели.

Хотя подросток в раннем периоде может проверить авторитет взрослого внутри семьи “посмотреть что они могут выиграть” они как правило уступают родителям. В этом возрасте они также начинают изучать свою группу сверстников, чтобы найти других молодых людей, чувства которых соответствовали бы их.

Обычно в раннем подростковом периоде проверяется сексуальное поведение, но интимная сексуальная активность обычно ограничена. Сексуальность на этом периоде и в среднем подростковом возрасте часто выражается в интенсивном чувстве любви к идеализированному взрослому. Подросток может относиться к этим кратковременным событиям как к “пылкой любви”. Также подростки могут экспериментировать в свойственном им половом поведении. Это эксперименты не является выражением выбора объекта любви и не обязательно определяет сексуальные предпочтения во взрослом возрасте.

Подростки мужского пола, которые будут сексуально активными в пе-риод подросткового периода, обычно начинают интимное сексуальное поведение в этом возрасте (13-14 лет). Тем не менее, они обычно не становятся “регулярно” сексуально ак-тивными, пока не достигнут биологической зрелости (16-17 лет).

Средний подростковый период

Средний подростковый период (возраст от 15 до 17 лет) период развития большинства проблем поведения, определяемый во всех подростковых популяциях. Переход в эту стадию так драматичен, что кажется, что он происходят за одну ночь. Вторичные половые характеристики полностью развиваются и величина роста замедляется. Физически они более похожи на взрослых, которыми они хотят быть, и меньше на детей, которыми они были. Психологическими признаками этой стадии является развитие абстрактного мышления и развитие психологической поддержки, которая расценивается как оружие среднего этапа подросткового периода: шлем всеведения, который делает их всезнающими; жилет омнипотенции, делающий их всемогущими и щит непобедимости, позволяющий им бороться и побеждать любого.

Оружие среднего подросткового периода обладает двойственной функцией, обоюдоострого меча. Оно обеспечивает поддерживающую структуру позволяющую им эмансипироваться и жить вне структуры, которая кормила и поддерживала их на протяжении большей части их жизни. К сожалению, это также способствует развитию ощущения бессмертия, что определяет их опасное и деструктивное поведение.

Они абсолютно уверены в том, что они неуязвимы: “я могу сдать экзамен без подготовки...”, “ могу вести автомобиль даже если и никогда не учился этому...”, “могу украсть машину и меня никогда не застукают.. “, я могу остановить пулю и она меня не убъет”, “могу не предохраняться и не забеременею”.

В эту стадию большинство подростков начинает процесс освобождения от ограничений структур обеспечивающих их детство. Во многих семьях борьба за свободу проходит в конфликтах, связанных с родительским контролем и авторитетом. Часто борьба происходит вне стен дома с участием авторитетов другого уровня (например, школы, полиции). Эти процессы эмансипации, связанные с риском и определением лимитов, благоприятствуют развитию ее или его чувства независимости и самоидентификации.

С участием подростков в этом процессе отделения от семьи они все более переходят под воздействие группы сверстников, которую они определили во время раннего подросткового этапа. В этом контексте, группа сверстников определяет правила поведения. Кроме того, эта группа подтверждает или изменяет представление подростка о самом себе (self-image). Группа сверстников часто определяется как источник многих проблем поведения из-за давления, оказываемого ею на подростка, заставляя его соответствовать ее нормам и кодексам поведения. Однако, так как эти молодые люди определяют свою группу в соответствии с их самоидентификацией и так как они участвуют в определении норм группы и ее кодах поведения, они разделяют ответственность за свои действия как внутри, так и вне группы.

Секс и сексуальное выражение являются основными сторонами жизни во время среднего подросткового периода. Подростки девушки желающие стать сексуально активными во время своего периода подростковости обычно уже получают свой первый опыт полового общения. Как молодые люди, так и молодые женщины внезапно чувствуют сексуальность во всех аспектах своего бытия. Социальный и риск утраты здоровья связанные и с незащи-щенной половой активностью приобретают значение первостепенной важности. Эти дест-руктивные эффекты иногда уменьшаются если подросток был ознакомлен с практикой защиты до этапа среднего подросткового периода.

Поздний подростковый период

В позднем подростковом периоде (типичный возраст 18 + n лет) человек достигает полной физической зрелости. В познавательном плане они овладевают формальными операциями и они вполне осознают свои границы и то как их прошлое может повлиять на их будущее. В отдаленном становлении его или ее идентичности и независимости, подросток позднего периода стремиться достичь своей экономической самодостаточности и территориальной независимости.

Сегодня эти цели часто откладываются из-за получения образования и экономических условий, что заставляет подростка оставаться зависимым финансово от его семьи. Внутри семьи они переходят все более к отношениям взрослый-взрослый со своими родителями. Группа сверстников сохраняет значение как детерминанта поведения. В сексуальном плане у подростка развивается способность к зрелому типу интимных отношений, что способствует развитию фиксированных отношений.

Заключение

Назначением подросткового периода для наших детей является завершение психологической и физической трансформации, подготавливающей их к переходу во взрослую жизнь как индивидуумов, обладающих всеми возможностями продуктивной деятельности в нашем обществе. В нашей культуре эти процессы вылились в комплексное взаимодействие бесчисленных экспериментов и наблюдений.

Конечная цель, однако, осталась неизменной.

Урок по обществознанию на тему «Особый возраст: отрочество»

Цель: познакомиться с основными чертами подросткового возраста, рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Предмет: обществознание.

Составитель: учитель обществознания

Дата проведения: 09.12.2010 г.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам.

Чем отличается дошкольник от школьника?

Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка. Приведите примеры из собственной жизни.

1. Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.

2. Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться.

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Легко ли быть подростком

Давайте познакомимся с подростковым периодом жизни человека – возрастом интересным, особенным, не похожим ни на детство, ни на взрослость. Узнаем особенности детей 10-15 лет, то есть познакомимся с самими собой.

Подростковый период делится на два этапа (два разных отрезка времени): младший подросток (к этой группе относятся школьники 5-6 классов) и старший подросток (школьники 7-9 классов). Этот возраст не случайно называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Но переход к взрослости не происходит спокойно.

Отрочество (так издавна называли этот период жизни человека) связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но ещё многие его черты остаются в поведении подростка. Почувствовав себя не ребёнком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом. Общение с взрослыми (и Вы сами об этом знаете) становится более привлекательным, чем общение с детьми.

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других возрастных периодов?

В этот период начинаются серьёзные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости, то есть готовности организма стать взрослым. Прежде всего, мальчики и девочки быстро растут. Подростков не даром называют «длинноногие». Пожалуй, за всю свою жизнь человек не растёт так бурно, как в этот период, длина его тела увеличивается на 5-8 см в год! А знаете ли вы, что вначале девочки растут быстрее, чем мальчики, последние начинают обгонять девочек чуть позже, после 15 лет. Увеличивается и масса тела. Прибавка в весе составляет у девочек 4-8 кг в год, а у мальчиков 7-8 кг. Очень быстро растёт и скелет, поэтому многие подростки кажутся нескладными, угловатыми, отдельные движения их скованны.

Одна из черт людей этого возраста – резкая смена настроений. Вот только что подросток был весел, улыбался и шутил, с удовольствием общался и вдруг притих, насупился, на вопросы не отвечает. В это время он может даже сказать какую-нибудь грубость или ответить невежливо. Всё это определяется состоянием нервной системы, ведь именно она даёт организму различные команды. Под влиянием проходящих в организме изменений нервная система не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что немедленно отражается на поведении человека. Но это не беда, если об этом подросток знает и старается сдерживать себя – не поддаваться плохому настроению, заняться интересным делом, не винить окружающих в своём дурном расположении духа.

Наверное, вы замечали и другую особенность своего возраста: быструю утомляемость, усталость. Поэтому больше внимания обращайте на режим дня, на правильное распределение труда и отдыха, на чёткую организацию своей жизни. Ставя перед собой небольшие цели, старайтесь их достигать, не прибегая к помощи взрослых, но и не отказывайтесь от их совета, помните, что у ваших взрослых друзей большой жизненный опыт.

Знаете ли вы, что любая деятельность влияет на физическое состояние организма? Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски или контрольная работа приводит к учащению пульса на 15-30 ударов. Чем более спокоен и уверен в себе человек, тем менее реагирует его организм: не изменяется давление крови, не дрожат руки, не болит голова и т. д. Оказывается, существует прямая зависимость между готовностью ученика к деятельности в классе и его самочувствием. Так что готовьте вовремя уроки, и не будете чувствовать себя плохо!

Отрочество – пора мечтаний

Вы умеете мечтать? Случалось ли с вами то же самое, что с вашим сверстником – героем романа «Подросток»?

«Я… порешил уйти в свою идею окончательно… Она создавалась у меня ещё с шестого класса гимназии. Она поглотила всю мою жизнь. Я до неё жил в мечтах, с самого детства в мечтательном царстве, но с появлением этой главной и всё поглотившей идеи мечты мои скрепились и разом отлились в известную форму; из главных сделались разумными».

Это действительно так: подросток любит мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что ещё вчера оставалось вне его внимания. Вот высказывания ваших сверстников:

«Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал, обратил внимание на бегущие облака – вот это похоже на корабль, а это – на старика с длинной косматой бородой…» (Миша, 11 лет.)

«Когда я читаю, то обращаю внимание не только на сюжет, но и на характер героев, их настроение. Придумываю, как бы я повела себя, если бы была этой героиней». (Мила, 12 лет.)

Дети этого возраста задумываются над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Эти планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днём школьники приобретают больше знаний о труде людей и профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.

Подростки понимают юмор, острое слово, сами не прочь пошутить. Это особенность детей 10-12 лет. Вот какой весёлый стишок сочинила Мария:

Жила-была муха, по имени Берти,

Сидела в каком-то сладком десерте…

Не в своём интересе

Прибавила в весе…

Что ж, муха – маньяк, а пирожное – жертва?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М. Лермонтов

Это стихотворение Михаил Юрьевич написал, когда ему не было и 18 лет. Какие чувства волновали поэта?

Жил на свете человек

В 1822 году в Германии в семье священника Шлимана родился мальчик. Его назвали Генрихом. Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера. Мальчик не сомневался, что всё, что описал поэт, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Но родители Генриха считали, что история Троянской войны – плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никого сокровищ троянских царей.

Генрих было разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил её в 1871 году. Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить Деньгина экспедицию в район легендарной Трои. Шлиман нашёл древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. Немецкий учёный откопал и сокровища троянских царей, которые теперь хранятся в музее. Г. Шлиман внёс большой вклад в археологию , обогатил литературу и историю. А ведь всё начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.

Самостоятельность – показатель взрослости

Прошёл снегопад, и отец попросил десятилетнего Мишу и восьмилетнего Серёжу сгрести с дорожки снег. «Сколько ты нам заплатишь?» - спросил Миша. «Почему я должен вам платить?» - удивился отец. «Всем взрослым платят за работу!» - ответили мальчики.

Выскажите своё мнение: правильно ли эти мальчики понимают самостоятельность и взрослость?

Чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. Конечно, речь идёт не об умении одеваться, умываться, выполнять поручения взрослых без их помощи, а о привычке самостоятельно принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учёбы, отношений со сверстниками.

Чтобы стать самостоятельным, нужно начинать с малого и несложного: с организации своего дня, с выполнения несложных обязанностей в семье.

Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать у себя стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях, развивать волю и целеустремлённость.

Некоторые подростки думают, что самостоятельность – это непослушание, стремление всё делать по-своему. Это неверно. Дисциплинированность, умение подчиняться разумным требованиям взрослых без понукания тоже проявление самостоятельности, взрослости человека. А для того чтобы послушание не превращалось в тяжкую обязанность, нужно самому себе ответить на вопросы: «К чему приводит неорганизованность, отсутствие порядка и дисциплины?», «Готов ли я во всём быть самостоятельным или в чём-то мне нужна помощь взрослых?».

А как определить, сможете ли вы самостоятельно выполнить данное задание? Сначала ответьте самим себе на вопрос: «Хочу ли я добиться успеха?»

Потом определите, как говорят, шансы на успех. Затем представьте в последовательности все свои действия по выполнению задания, разберитесь во всех деталях.

Художник изображал различные сценки из жизни купцов, обедневших дворян, людей простых сословий. Рассмотрите репродукуию. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположите, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве. Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

III. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:

Кого называют отроком?

Оценивание ответов учащихся.