Уроки рисовать весенний букет цветов пастелью. Мастер-класс: рисуем пастелью полевые цветы

Рисовала маки зимой, во время каникул.
Созрела я тогда нарисовать пастелью не ущербный пейзажик, а что-то адекватное.
С этой целью прикопалась к людикам в аське, дабы узнать их любимые цветы. Никто меня особо не вдохновил, и я полезла в Гугль. На запрос "цветы" он мне выдал прекрасные маки... И я влюбилась. При всей нелюбви к красному... Решила, что это и будет лейтмотивом моей новой попытки пастели. Тем более, что у меня есть отличная английская бумага тёплых тонов:

Качество фотографий рабочее, так что заранее извиняюсь.

Первым же листом бумаги является красный. Его и оставим:

Почему решила выбрать красный - сама толком не знаю. Но решила погрузиться в медитацию в надежде на пробуждение интуиции, ибо здесь её даже больше, чем в акварели. Непосредственный контакт кожи с цветовым пигментом - что может быть приятнее?...
Что же требуется помимо бумаги?
1. Пастель - у меня 72 цвета "Спектр" и 12 цветов "Гамма". Дёшево и сердито. Об "Unisson" и подобных даже мечтать боюсь.
2. Аппликаторы для теней (можно увидеть в одном из предыдущих постов). Строго говоря, нужны специальные растушёвки, но я их никогда не видела в моём городе. Так что будем орудовать нестандартными инструментами.
3. Пальцы. Использую безымянный, изредка - средний.
4. Влажные салфетки - периодически вытирать грязные пальцы, чтобы не испачкать рисунок.
5. Немного простой бумаги, любой - на неё будем сыпать пастельную пыль.
6. Ну и куда же я без зелёного чая из своей любимой кружечки:

Первым делом берём канцелярский нож, пастельный мелок и делаем пыль:

Цвета особо не запоминала, набирала наугад:

Мои выводы:
1. Пыли в каждой кучке мне хватило на то, чтобы палец разок обмакнуть. Надо стругать больше, но можно и в процессе, чтобы контролировать расход.
2. Сначала, не наловчившись, получалась не пыль, а стружка. Для рисования она не пригодна, пришлось просто сметать с рисунка. Потом научилась всё-таки стругать пыль.
3. Цвета пастели в мелке и в пыли сильно отличаются. В пыли, чаще всего, цвет получается ярче и глубже.

Первоначально набросала белым пастельным мелком контуры будущих цветов (жаль, фото забыла сделать). Это один из важнейших моментов для меня лично - я чувствую страх перед белым (в данном случае красным) листом, закрываю глаза и наношу первые мелкие штрихи, как бы пробуя бумагу, налаживая с ней контакт. Когда произошёл первый контакт и достигнуто первое небольшое равновесие между мной и текстурой бумаги, я открываю глаза и работаю более уверенно, покуда контуры не будут готовы.
Заполнять пространство цветом начала с фона. Брала пыль на палец и круговыми движениями втирала в бумагу (эттеншн - несмотря на всякие там уроки в интернете, техники рисования пастелью я не знаю и не соблюдаю!). Фишку бумаги я сначала не поняла - пигмент оставляет существенные просветы в шершавой текстуре бумаги. Потом отчего-то я огорчилась, ступила и решила фон зарисовать просто мелком, штрихами:

Нигде этого вроде не видно, но в тех местах, где я штриховала фон мелком, получилась грязноватая поверхность. Хорошо, что мелком работала только на небольшом кусочке.
Здесь видна часть первоначального наброска и то, как я выполнила верхнюю часть фона коричневыми тонами:

Фон закончен:

Мои выводы:
1. Всё-таки контакт пальцев с красящим веществом - удивительное ощущение... Представьте - только что был чистый лист бумаги, и вот уже появляется рисунок...
2. Мелок растушёвывается плохо в изолированном виде, но отлично - в виде пыли.
3. Покуда писала фон, начала нравиться фишка бумага - цвет бумаги проглядывает сквозь пигмент, создаёт настроение картине - в данном случае тёплое, солнечное. Красная бумага поддерживает пятна маков на заднем плане и должна оттенить маки на переднем плане.
4. В конце поста я покажу рефренс картины, но оговорюсь сразу - я не ставила целью создать фотографически реалистичную работу. За основу я взяла лишь контуры и цвета. Дальше как пальцы поведут.
5. Пальцы временами (читай "постоянно") вытираются о влажную салфетку, очень удобно. На фон к этому рисунку потрачены две салфетки.
6. Пыль приходилось временами подсыпать, ибо постоянно заканчивалась.
7. Растушёвки (аппликаторы) для фона не годятся совершенно (может, только у меня такая беда?), они больше стирают пигмента, чем вносят его на бумагу.
8. Рисовать зелень - самое благодатное занятие. Глаз отдыхает, душа радуется.
9. Раньше (до этого рисунка) я была большая балда и совершенно не понимала фишку цветной бумаги для пастели. Потому, видимо, моя первая попытка (неосознанная), нарисованная на белой бумаге для акварели, была неудачной. Цвет бумаги подбирается индивидуально в каждом конкретном случае и позволяет подчеркнуть глубину цветов пастели и выявить её блеск.

Фон готов, и можно приступать к самим макам. И тут меня настигло "внезапно" - у меня нет красного мелка!!! Ну то есть он есть. Но он не красный, а розовый. Я в огорчении просидела с полчаса, растрясла аську, а потом вспомнила, что у меня есть маленький набор "Гамма" на 12 цветов. Там оказался красный мелок - не идеального алого цвета, но хотя бы не розовый.
Начинаем работать с лепестками:

Здесь оказалось удобнее работать с растушёвками, так как объект в данном случае совсем небольшой.
В процессе работы мне понадобился оранжевый мелок. Оказалось, что все оранжевые мелки тоже были близки к розовому (хотя, возможно, у меня паранойя), что мне совсем не подходило. Как быть? Ответ оказался супер-прост: смешать красный и жёлтый мелки, а точнее их пыль. Результат отличный.
Закончили с цветками, остались только стебли и бутон:

И вот готовый результат, сфотографированный на следующий день утром, при солнечном освещении:

Цвета чуть более тусклые, чем на самом деле, но в целом близки к оригиналу. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, как мелкие частицы пастели сверкают на свету, преломляя и отражая его. Картина словно светится.
Обещанный рефренс:

Уф. Притомилась.

Благодарю за внимание! С радостью отвечу на все интересующие вопросы!

Пастелью очень хорошо рисовать крупные объемные предметы. Вот, например, цветок:) Его можно сделать центральным элементом работы. Что поделаешь, дача диктует свои мотивы:)

Вот цветочки, которыми я вдохновлялась.


В итоге остановилась вот на этом, только сделала его не вертикальным, а горизонтальным. Чтобы такая работа с одним крупным цветком на переднем плане выглядела объемной, остальные цветы нужно сделать размытыми и недетализированными.


Сначала фон. Зеленого нужно взять несколько тонов, и темный, и светлый. Для самых темных участков травы подойдет темно-коричневый, по которому сверху можно пройтись зеленой пастелью. Вообще, эта работа достаточно быстрая, поэтому она в принципе без детальной прорисовки получилась.


Растушевываю.


Добавляю четкие падающие тени на лепестки. Коричневым и зеленым пастельным карандашами немного заштриховываю фон, прямо поверх пастели. Цветы на заднем плане рисую в виде размытых пятен.


Яркими розовыми цветами рисую лепестки, в теневые участки добавляя синий и фиолетовый (как пастель, так и карандаши).


И серединка! Так как она притягивает внимание, она должна быть объемной, поэтому я использовала для нее несколько цветов - белый, желтый, охра.

Однажды я решила нарисовать букет пастелью по учебной книге. Пошагово, старательно выполняла инструкции, с волнением осматривая каждый этап. От результата родители были в восторге, ведь это одна из первых картин, вместо «картинок». Мне букет тоже понравился, но это был стиль совершенно отличный от предложенного в книге.

Позже я научилась добавлять больше деталей, делать композицию интересней, но стиль оставался моим. На этом уроке я хочу рассказать о рисовании цветов пастелью так, как видится это мне – в манере, напоминающей импрессионизм. Но Ваша картина, скорее всего, будет совсем другой, и Вы создадите свой личный стиль.

Точек схода может быть одна – это фронтальная перспектива. Лучший пример – рельсы железной дороги.

Делам рисунок. Старательней рисуем вазу (или банку), цветы же просто намечаем. Цель – создать общий план расположения. Увы, я не могу обойтись без натуры, расположение соцветий получается неестественным. Моя подруга легко компонует букеты, пользуясь ботанической книгой. Выбирайте, как лучше.

Поверх рисунка наносим фон. Ничего страшного если рисунок немного сотрётся, голова его уже запомнила. Выберите определённую гамму, сочетайте тёмные и светлые тона, они должны плавно переходить друг в друга.

Рисуем цветы – просто цветовые пятна. В данном случае я рисую серединки ромашек, оставляя лепестки для последнего этапа. Даже если у вас чисто красные розы, сделайте их немного разными. Начинаем рисовать банку (вспоминаем урок со стаканом). Корректируйте фон: под светлыми цветками, он должен быть темней, под тёмными светлей. Фон – часть картины, он позволяет предметам выступать, играть красками.

То же самое с зеленью – несколько цветовых штрихов и пятен, но тоже разных. Я делаю зелень довольно тёмной, чтобы потом светлыми тонами прорисовывать листья и стебельки.

К ромашкам добавляем лиловые мелкие астры и стебли зелени.

Вот теперь, как я уже говорила, светлыми тонами рисуем лепестки, серединки ромашек, стебли, включая те, что в банке. Стекло делает предметы более расплывчатыми, покрытыми муаром. На этом этапе может быть трудно нанести слой поверх предыдущего. Сбрызните лаком картину, используйте специальный фиксатив или лак для волос. Линии, нанесенные поверх лакировки, будут чёткими и яркими.

Наконец можно нарисовать лепестки ромашек и блики на банке. Все самое тонкое и деликатное оставляйте напоследок.

Снова покройте лаком. Если нужно что-то исправить или добавить ещё детали, увеличьте число слоёв и лакировок, но учтите, что после четвертого слоя краска может плохо ложится или осыпаться. Лак делает картину темней. Будьте аккуратны.

Друзья, всем привет!

Лето ушло...и на смену яркому солнцу и теплым денькам неизбежно приходит промозглая и дождливая осень... Но можно оставить кусочек лета, если взять и нарисовать картину, где будет и солнце, и лето, и луговые цветы и травы... Тогда лето всегда будет с нами)))

Сегодня рисовать мы будем большую работу с огромным количеством деталей))


Конечно же, нам понадобится терпение, так как сама по себе фотография очень насыщенная, здесь очень много мелких деталей - цветы, листики, лепестки, бутончики и т.д., здесь несколько планов - от самого ближнего до дальнего - поэтому какие-то детали выглядят совсем четкими, а какие-то очень размытыми, но тем не менее, даже размытые пятна на заднем плане имеют объем, поэтому и их придется рисовать тщательно))) Работа достаточно сложная, но в процессе рисования вы поймете, что если разбить рисунок на несколько этапов, все становитя гораздо проще)

Материалы, которые нам понадобятся:

1).Лист пастельной бумаги формата А1. Я взяла бордовую. Сам рисунок будет иметь размеры 60*35см, так что на листе мы пастельным карандашом отлинуем ненужные области, потом они нам пригодятся для того, чтобы картину было удобно держать в руках и не запачкаться в пастели.

2).Пастель мягкая. Я использовала несколько наборов разных производителей (подольская пастель,пастель Faber Castell, пастель Reeves), но достаточно одного))) Так что пользуйтесь тем, что есть у вас в наличии. Здесь очень подойдет какая-либо пастель, где присутствуют яркие и очень сочные цвета, одной подольской пастели, где все цвета достаточно приглушенные, будет маловато))) Моя как всегда выглядит непрезентабельно)))




3).Пастельные карандаши. Я использовала те, что были в наличии - кох-и-нор, лира, Fader и т.д. В основном, конечно, Faber, так как люблю их за то, что они мягкие и хорошо ложатся на бумагу и хорошо растушевываются))) И у меня их много)

4).Бумажный скотч.

5).Фиксатив для пастели.

6).Ластик.

7).Канцелярский нож для заточки карандашей.

Я взяла бумагу бордового цвета и белый пастельный , который хорошо виден на этой бумаге. Наносим первоначальный рисунок, легко, не нажимая сильно на . Это будет основном контур, который нужно в последствии "залить" цветом.


После этого начинаем наносить цвет или, другими словами, "раскрашивать". Я очень часто предлагаю начать этот процесс с фона, особенно когда речь идет о таких многодетальных работах. Если мы сначала тщательно прорисуем цветы и травы, особенно находящиеся на первом плане, в последствии, когда будем закрашивать фон, будет очень сложно сохранить все контуры четкими и случайно их не задеть. Так что рисование с фона позволит нам избежать этой проблемы.

Кроме того, сразу нужно отметить для себя, какие объекты находятся на первом плане и будут особенно четкими: это два мака справа, несколько ромашек, а также множество стебельков и листиков. На заднем плане тоже присутствуют ромашки, мак и прочая зелень - эти объекты будут уже не такими четкими))

Фон начинаем с самых темных областей. Можно использовать не только черный, но и другие темные цвета - коричневый и темно-зеленый. Всегда можно добавить синий в темные области рисунка, но я не стала добавлять, так как решила сделать работу без оттенка синевы)) Если вы хотите посмотреть, как рядом с такими темными цветами будут смотреться светлые - тоже нанесите их в области фона.


Продолжаем закрывать фон, можно сразу добавить черные серединки в маки.

Теперь посмотрим на картину в общем плане. Свет распределяется по полю слева направо и те области, которые расположены слева - более освещены, в этой части рисунка будет много белого и желтого. А в правой части нашей работы темного будет гораздо больше. Поэтому сразу можно начать с левого верхнего угла, откуда падает свет и выделить его белым цветом.

Продолжаем работать с цветом. Можно добавить самые разные цвета в области, расположенные среди стебельков - белый, желтый, зеленый, розовый, бежевый, сиреневый и пр.

Области фона вокруг цветов старайтесь прорисовывать аккуратно и не залезать на них))


Дальше - дело терпения. Чем тщательнее вы проработаете области фона, чем больше цвета будете использовать - тем интереснее и живописнее будет конечный результат. Эта часть работы - самая сложная, трудоемкая и займет достаточно много времени. При этом не забываем об общей освещенности работы, поэтому больше бежевого и желтого добавляем в левую чать картины.

Только после того, как закроем фон, можно приступать к закрашиванию цветочков. Особенно тщательно нужно будет рисовать лепестки у ромашек, так как белый цвет хорошо будет смотреться на такой насыщенной работе, особенно если этот белый цвет - белоснежный и имеет четкие линии. Кстати, четкие линии - только для цветов на переднем плане.

Стебельки тоже закрываем пастелью, а там, где они особенно тоненькие - используем карандаши, главное помнить, что у стебелька две стороны - более освещенная и более затемненная. Я все таки рекомендую больше использовать пастель и меньше - , так как области, закрашенные пастелью, выглядят более насыщенными и яркими, чем области, закрашенные карандашом)) Серединки у ромашек - это полусферы, которые имеют объем, поэтому выделяем белым самые выделяющиеся их части, и коричневым и темно-желтым - самые затененные.

Тонкие белые ворсинки, летящие по воздуху, рисуем хорошо заточенным белым карандашом.