Использование маскирующей жидкости в акварели. Пишем акриловыми красками

меня всегда мучило как можно нарисовать белый одуванчик акварелью. И вот Вероника Калачева открыла мне секрет. Для того, чтобы оставить участки
бумаги белыми (если того требует замысел художника), их следует замаскировать.

Далее текст автора
Использование маски, на самом деле, совершенно обыденное явление. Яркие листья на темном небе, ажурные балкончики на фоне пестрой зелени, сверкающие звезды и снежинки… да мало ли сюжетов!


Многие начинающие начинают "обходить" кистью проблемные участки, но часто остаются не слишком довольны результатом. Хотелось свободных разводов на небе, а получается измученное и испещренное мазками полотно. Я расскажу вам о своем опыте и покажу как правильно пользоваться масками.

И поможет нам в этом, конечно, маскирующая жидкость (masking fluid)

Чаще всего попадается в магазинах как жидкость в стеклянном флакончике (1)

Встречается и более удобная форма: бывает жидкий вариант(2), с тонким-носиком насадкой (3,4)
Вот пример использования маски с тонюсенькой насадкой:

Наносить маску кистью немного проблематично. Во-первых, кисть портится. После использования ее нужно сразу же помыть с мылом; во-вторых, не всегда удается нанести маску так точно и ровно, как хотелось бы.
Для этой цели хороши флакончики с насадкой, но можно и попробовать и нетрадиционные методы, например, тонкие линии могут получиться с помощью пера.
Итак, маскирующую жидкость можно наносить:
синтетической кистью,
бамбуковой палочкой
пером
каучуковой кистью
зубной щеткой (получаются естественные брызги)

В каком порядке следует пользоваться маской?
Все очень просто.
На этапе предварительного рисунка вы определяетесь какие именно области листа должны остаться белыми;
после этого наносите маску;
ждете пока она хорошенько подсохнет;
дальше сверху рисуете красками (традиционно акварелью, но возможно и гуашью, акрилом) и снова ждете полного высыхания красок;
цепляете пленку маски и отдираете ее от листа.
В этом примере маска использовалась для цветов на дереве. После того, как я сняла слой маскирующей жидкости, я проработала ветки сверху.

Маскирующие жидкости бывают прозрачного, белого или других пастельных цветов.

Маску прозрачной консистенции удобно наносить не только для маскирования белой бумаги, но и уже нарисованного слоя.
Вы можете ее нанести прямо на высохший фрагмент живописи и сохранить его неизменным. Прозрачный слой будет удобен: вы будете хорошо видеть, что уже нарисовали под ним и слой маски не будет раздражать глаз и отвлекать от общей композиции.
Справедливости ради, хочу отметить. Маскирующая жидкость — это прекрасная и полезная штука. Но злоупотреблять ей все же не стоит. Помните, что естественность иногда куда лучше)
В этой работе, к примеру, я не использовала никаких "примочек". Просто вода и акварель. А узор, тем не менее, удался вполне ажурным.
Это становится очевидно, если приглядеться: белые узоры на блюдце не выглядят мазками, а вот синие — наоборот. Они проработаны тонкой колонковой кистью.

источник -

Я уже не первый раз слышу, что у русскоговорящих акварелистов, особенно у начинающих, использование таких вспомогательных материалов, как маскирующая жидкость, белила, структурные пасты и грунтовки считаются чуть ли ни читерством (от англ. to cheat - мошенничать).

Мне сложно понять эту позицию, потому что всю свою сознательную жизнь я прожила в Германии, и без рассказа о masking fluid или drawing gum не обходится практически ни один западный учебник по акварели. Кроме того я считаю, что если есть какое-то приспособление, облегчающее жизнь художнику, надо его пробовать и пользоваться. Почему-то никого не смущает, что качество современных кистей, бумаги и красок просто на порядок выше тех, которыми пользовались ещё 100 лет назад. Однако, использование других современных вспомогательных средств - прямо ужОс-караул. Профессиональные акварелисты пользуются всем, что можно, и ни у кого не спрашивают разрешения, в какой технике им выполнить свою работу. Особенно белилами любили и любят работать - и тот же Збуквич, и ряд других знаменитых акварелистов-современников.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о моём опыте работы с маскирующей жидкостью. Если вы не знаете, что это такое, речь о жидком латексном растворе, который образует защитную плёнку при высыхании на поверхности бумаги без того, чтобы после удаления испортить её, бумаги, структуру. Для чего нужна подобная жидкость? Чтобы не обходить дотошно кистью светлые места, например, блики или мелкие ворсинки. Покрыл их слоем маски , защитил от проникновения краски, и работай себе более свободно и размашисто, используя плоскостные заливки и растяжки. Причём можно маскировать по белому фону, а можно сделать заливку и уже по хорошо высохшему слою краски пройти в нужных местах маскирующей жидкостью, чтобы они остались в конце намного светлее остального рисунка.

В основном маскирующую жидкость используют для того, чтобы сохранить блики на предметах цветом нетронутой бумаги или оставиь более светлыми, чем остальные слои. Но вообще возможности использования маски достаточно широки. Например, в работе ниже я покрывала ею всю плосткость соцветия растения, которое называется романтично красивым женским именем Вероника.

Я вообще давно хотела попробовать поработать с маской , но, признаться, меня смущали две вещи в работе с ней. Во-первых, что её трудно наносить аккуратно кистью - нужно работать чем-то резиновым или металлическим, потому что она достаточно быстро сохнет. А во-вторых, то, что резина застывает несколько ненатурально, и у изображений получаются неаккуратные, рваные края. Но когда я попробовала сама работать с маской - быстро поняла, что это всего лишь вопрос отточенной техники. Можно и кистью наносить жидкость, и подправить изображение после того, как убрал слой высохшей жидкости. Кстати, маскирующая жидкость легко убирается ластиком или осторожно рукой. Хотя рукой я бы не советовала этого делать, потому что на пальцах всегда есть следы жира - можно испортить работу, и на неё не ляжет следующий слой акварели. Я просто в ужОс прихожу, когда люди и мои готовые работы хватают руками. Это же всегда следы жира и испорченная поверхность рисунка.

У меня два вида маскирующей жидкости - нейтральная (прозрачная - Schmincke Rubbelkrepp ) и голубая (Schmincke Rubbelkrepp blue ).



Вот ещё раз пузырьки под другим ракурсом.


А это кисти, которыми наношу жидкость. Одна резиновая - её легче чистить после того как, другая обычная - самая дешёвая для хобби. Кистью мне, кстати, нравится больше наносить маску. Её нужно только чаще мыть в процессе, чтобы резина не успевала осаживаться на волоски. Ну и надо не жалеть потом - она со временем всё равно забивается, впрочем как и акриловые кисти. Кстати, маску можно разводить водой, если сильно густая. Она ведёт себя в этом плане как акрил. Но обычно она уже правильной консистенции в баночке.


Сначала мне казалось, что подкрашенная маскирующая жидкость - это более удобно. Ведь сразу видишь в работе, где уже нанёс её и защитил поверхность от последующих слоёв краски. Однако, когда я создавала работу ниже - быстро поняла, что синий цвет сильно мешает восприятию. Я покрыла голубой жидкостью все блики на зёрнышках кукурузы, и синие точки стали так мельтишить в глазах, что я не могла толком разобраться с тональностью работы. Рисовала в буквальном смысле слова на ощупь. Вместо облегчения работы была полная загрузка и даже некоторое раздражение.


А потом я купила себе прозрачную маску и поняла, что с нею куда комфортнее, потому что она элементарно не сбивает с толку в плане цветовых решений.

Здесь поближе цветочки, чтобы вы видели, что на самом деле там белый фон и только углубления проработаны другим цветом для создания объёма.


Обе работы сделаны в одинаковой технике

Маскирование служит для защиты участков бумаги от краски, а также позволяет сохранить уже нанесенные светлые краски.

В традиционной акварели художник продвигается от светлых тонов к более темным, что предполагает необходимость сохранения бледных участков по мере добавления вокруг них красок ради получения более темных тонов. Техника маскирования позволяет предотвратить проникновение разведенной краски на эти участки.

Существует несколько способов маскирования разной степени точности и эффективности. Поупражняемся в каждом из них.

Заметьте, что пользоваться масками и резистами можно на любом этапе работы, а не только в ее начале. Кроме того, после снятия маски краски могут наноситься в том числе поверх защищенных зон с их изменением, но не уничтожением.

Маскирующая лента

Слабоклейкая маскирующая лента позволяет покрывать значительные участки бумаги, оставляя ясно очерченные границы.

При наклеивании не прижимайте ее слишком плотно к бумаге, так как при удалении она может снять верхний слой бумаги.

1
Наложите на лист акварельной бумаги тонкие полоски слабоклейкой маскирующей ленты. Кистью нанесите краски, оставив какие-то участки незакрашенными, и дайте краскам полностью высохнуть.

2
При снятии маскирующей ленты вы обнаружите на бумаге четкие границы полос, защищенных от краски.

3
Нанесите дополнительные цвета, оставив нетронутыми некоторые из прежде не закрашенных участков.

Маскирующая жидкость

Маскирующая жидкость - это жидкий раствор каучука, который можно наносить кистью или ручкой, после высыхания абсолютно непроницаемый для воды. Краски можно наносить поверх замаскированных участков, а когда они высохнут, снять маску осторожным трением подушечками пальцев.

Если хотите нанести жидкость кистью, лучше воспользоваться старой, так как после высыхания растворить ее практически невозможно. Она легко снимется с кончика пера, а подручные инструменты вроде веточек и спичек после использования можно просто выбросить.

1
Нанесите маскирующую жидкость на высохшую краску. Дайте жидкости полностью высохнуть.

2
Нанесите краску поверх маскирующей жидкости.

3
Сотрите маскирующую жидкость кончиками пальцев и вскройте первоначальный слой краски.

Воск

Свечной воск отталкивает акварельные краски и тем самым защищает участки, которые покрывает. С другой стороны, его не так просто удалить, и эффект непредсказуем. Впрочем, именно в этом и состоит прелесть воска как резиста - вы никогда точно не знаете, как поведут себя краски на вощеных участках бумаги.

1
Сделайте обычной хозяйственной свечой несколько зигзагообразных мазков на акварельной бумаге. Закрасьте весь участок акварелью и дайте краске высохнуть.

2
Круговыми движениями вновь проведите свечой по уже закрашенной бумаге. Поверх нанесите другую краску. Если ее много, она осядет на первом красочном слое. В этом заключается отличие воска от достаточно надежной маскирующей жидкости.

Трава и облупившаяся краска

Точное воспроизведение многочисленных текстур, которые могут вам встретиться, - занятие хлопотное и необязательное. Использование масок и резистов позволит находить нестандартные решения этой задачи.

Красивый рисунок и реалистичный эффект можно получить следующим способом. Нанесите краски, затем восковой резист и снова цвет.

Рисунок травы на фоне тени изображенного ниже объекта можно бы было выполнить путем аккуратного обведения кистью каждой травинки, но в данном случае они были просто прорисованы маскирующей жидкостью.

Так было сэкономлено время, а самое главное - появилась возможность рисовать в гораздо более свободной манере.

Материалы:
  • Карандаш 4В
  • Акварельные краски: натуральная сиена, синий ультрамарин, жженая сиена, стойкая маджента, синий кобальт, лазурь, желтый кадмий, сепия, ламповая сажа
  • Кисти: широкая акварельная, старая тонкая
  • Шероховатая акварельная бумага 300 г/м2
  • Хозяйственная свеча

1
Карандашом 4В набросайте контуры лодок и травы на переднем плане. Затем нанесите очень бледную натуральную сиену на корпуса близлежащих лодок и более насыщенный ее оттенок на планшири. Смешайте серый цвет из ультрамарина и натуральной сиены и нанесите его на планширь следующей лодки. Дайте высохнуть.

2
Слегка потрите кусочком свечи по участкам лодок, чтобы затем создать эффект шелушения краски.

3
Из натуральной сиены и стойкой мадженты смешайте насыщенный красновато-коричневый цвет и нанесите его на планширь ближней лодки. Воск будет препятствовать этому. Покройте смесью кобальта и лазури серую краску на другой лодке для получения сходного эффекта. Дайте высохнуть.



4
Старой кистью прочертите с использованием маскирующей жидкости стебельки травы на переднем плане. Дайте высохнуть.

5
Насыщенной сепией в смеси с ламповой сажей наложите тени на переднем плане под лодками. Дайте высохнуть. Смешайте теневой колер с натуральной сиеной и сделайте этой краской широкие мазки в нижней части картины, чтобы обозначить траву. Дайте высохнуть. Сотрите маскирующую жидкость, вскрыв полоски нетронутой белой бумаги.



6
Как и в данном случае, чистые белые линии на темном фоне часто кажутся слишком резкими. Для снижения контраста нанесите на эти участки колер.



7
Продолжайте работать над картиной, придавая лодкам цвет, используя лазурь, синий кобальт и синий ультрамарин. Смешайте ультрамарин с ламповой сажей и обработайте этим цветом затененные утопленные участки.


Далее →

С помощью маскирующей жидкости (art masking fluid) можно создавать многослойную акварель. Ее принцип очень прост, она закрывает те участки, которые должны остаться белыми.

Маскирующая жидкость для акварели, 175 мл или 75 мл., на основе латекса. Применяется для закрытия участков, не предназначенных для покрытия краской, а также для закрытия сложных, замысловатых или четких и определенных форм. Создает на акварельной бумаге водостойкую пленку, которая быстро высыхает. Маскирующую жидкость можно наносить практически на любой стадии развития картины. Обычно одного слоя бывает достаточно, но два слоя этого состава обеспечивают участку дополнительную защиту. После завершения процесса живописи маскирующая жидкость легко удаляется с поверхности при помощи резинки, мягкой ткани или ватного шарика, при этом открывается белый цвет бумаги. Для нанесения средства не исользуйте новые кисти, удалить его с кисти очень трудно.

Полезно! Чтобы быть точным и всегда быть первым в нужное время, в нужном месте — не достаточно удачи. Вам понадобятся надежные, точные часы от http://fashionwatches.com.ua/guess.html . Отличное качество и стильный дизайн наручных часов — не роскошь, а стильный аксессуар современного мужчины и женщины.

Средство art masking fluid продается в специализированных магазинах для художников, а также в детских отделах или канцтоварах, во флаконах 75 мл или 175 мл. имеет достаточно резкий запах и похоже на клей пва.

При работе с маскирующей жидкостью стоит учитывать некоторые моменты:

  • наносить жидкость только на сухую бумагу;
  • рисовать красками, после высыхания жидкости;
  • сразу мыть кисти водой с мылом после использования;
  • не оставлять на бумаге на длительное время.

Так как в акварели нет белой краски, то приходиться работать так, чтобы белые участки бумаги, оставались белыми и на них не попадала акварель. Для этого и создали маскирующую жидкость, хотя многие художники обходятся и без нее.

Когда необходимо зарисовать весь фон, а потом сосредоточится на деталях, не обойтись без маскирующей жидкости. К , я нанесла жидкость на участок, где будут бабочки, а остальное я зарисовала краской.




Когда необходимо, высохший слой снять резинкой, он лекго отделяется от бумаги. В моем примере, на белом участке я рисую бабочек. Дополнительно жидкость я еще использовала при рисовании крыльев бабочек и травы. Тут можно пробовать и экспериментировать, для достижения различных эффектов. А маскирующая жидкость в этом весьма помогает!




Подписывайтесь на обновления и получайте новости и записи сайта TworiSmelo первыми!

Мои поиски в гугле ничего не дали и я так и не знаю, как это правильно назвать по-русски – но пусть будет «маскирующая жидкость». Это что-то вроде жидкой резины – в баночке это жидкость, довольно тягучая, которая на воздухе высыхает и становится похожа на высохший клей «момент». На картинке видна баночка. Особо интересующиеся могут даже узнать, сколько она здесь стоит.

Принцип действия очень прост – мы надежно закрываем те участки бумаги, которые должны остаться белыми и свободно работаем с остальной поверхностью.

Еще я тут буду использовать акварельные карандаши, которые тоже есть на фотографии. Почему акварельные – просто потому, что мне не нравится, как сквозь краску просвечивает рисунок простым карандашом на финальной картинке. Рисунок же акварельным карандашом частично растворяется в процессе рисования, и при этом дает немного своего цвета в картинку.

Сюжет у нас будет флоральный для простоты. Берем цветочек.

и делаем линейный рисунок акварельным карандашом:

Теперь жидкость немного разводим водой. Я это делаю только потому,что masking fluid от Windsor&Newton довольно густая и ей трудно проводить тонкие линии; некоторые из этих жидкостей не требуют разбавления, устанавливается надо разводить или нет исключительно экспериментально. Берем старую кисточку, которую не жалко (!) и несколько спичек. Бысто закрашиваем весь цветок, «вытягивая» тонкие линии из прудиков с жидкостью спичками, по мере надобности. Если ненароком капнули на бумагу вне рисунка – не беда, это все можно снять, но ПОТОМ! Не паниковать и стирать пока жидкость еще не высохла, не пытаться. Получаем вот что (капля для демонстрации того, что не надо паники):

Моем кисточку (иначе придется выбрасывать по кисточке за прием, даже старых-ненужных столько не напасешься). Уходим по своим делам, надолго (на час как минимум). Все это подсыхает, перестает мокро отблескивать – пора приступать к следующему этапу, но сначала снимаем лишнюю каплю (как снимать – показано ниже).

Теперь щедро мочим бумагу водой, разводим краску и смело рисуем ей прямо поверх нашего цветочка:

Можно остановить подготовку фона на этом этапе, но мне уж очень понравилось, как эта бумага берет соль, так что сыплем соль.

Идем по своим делам. Возвращаемся, убеждаемся, что все высохло, стряхиваем соль. Дальше собственно снятие маски – маску можно снимать чистым ластиком (стирать, как стирается карандаш) или прямо чистым пальцем. Когда маска начинает отставать от бумаги одним кусочком ее можно захватить пальцами и стянуть, только осторожно, не повредите поверхность бумаги.