Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста. Коррекционное занятие план-конспект занятия (средняя группа) на тему Физкультминутка «Печет печка калачи»

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;

Помогать детям преодолевать замкнутость;

Развивать эмоциональную, когнитивную сферу и мелкую моторику руки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: смайлики с разным настроением; фото людей, на лице которых различные эмоции; сказочные герои; мультфильм «Крошка Енот»; мандалы для раскрашивания, бумага, краски, фломастеры, карандаши, губки.

Ход коррекционно-развивающего занятия психолога в детском саду

(Психолог приветствует детей, сообщает им, что сегодня они отправятся к королеве Эмоции на праздник Радости.)

Доброе утро, дорогие дети!

Все ли в порядке у нас в группе?

Вы вокруг оглянитесь,

Друг другу улыбнитесь.

Чтобы никто не унывал,

Со всеми радовался и играл!

Психолог. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)

Нас пригласила королева Эмоция на праздник Радости.

Упражнение «Выбери эмоцию на праздник»

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения; учить детей проявлять свои эмоции и чувства .

Психолог. Каждому нужно свою фотографию поместить в уголок эмоций, выбирая, если ты веселый - к солнышку, печальный - к капелькам. занятия с детьми

Психолог. Отправляемся на праздник!

(Под музыку дети идут в гости к королеве Эмоции на праздник Радости. Психолог и дети здороваются с королевой.)

Психолог. Добрый день, королева, мы пришли к тебе на праздник Радости!

Королева Эмоция (плачет). Я не могу начинать праздник, потому что злой колдун оторвал все лепестки моего цветка настроения и заколдовал их.

Психолог. Не волнуйся, королева, наши дети умные, сообразительные, они смогут расколдовать. (После выполнения заданий каждый лепесток прикрепляется)

Лепесток Печали.

Задание:

1. Узнать эмоцию (эмоция печали изображена песком на стекле).

2. Показать печаль (дети показывают).

3. Отыскать детей с печальным лицом (картинки с изображением детей с различными эмоциями).

4. Упражнение «Когда мне грустно, я...»

Варианты ответа:

Устраиваю с друзьями веселые игры;

Смотрю веселый фильм;

Слушаю веселую музыку.

Лепесток Злости.

Задание:

1. Узнать эмоцию (на песке изложена с помощью камешков)

2. Показать злость (дети показывают)

3. Найти сказочных героев, с такой эмоцией;

class="eliadunit">

4. Упражнение «Способы борьбы со злостью» (ответы детей):

Сделать несколько глубоких вдохов;

Порвать газету или помять пластилин, сказав при этом: «Беги, гнев, беги!»;

Выполнить несколько физических упражнений;

Бить по подушке, представляя себе человека, который тебя обидел;

Топать ногами по полу;

Обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди

Стать в позу устойчивого солдатика: встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить вдоль тела. Постоять так несколько секунд, а затем поменять ногу;

Надуть воздушный шарик;

Покидать мяч о стену.

Лепесток Страха

Задание:

1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

После этого психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх, что смешного было в его страхе, предлагает им нарисовать лицо Енота, когда он испугался и когда он подружился со своим страхом.

2.Покажи эмоцию (дети показывают)

3. Способы преодоления страха (ответы детей):

Страх-страх-страшилка,

Вон, вон катись:

В смех-смех-смешинку

Превратись.

Лепесток Удивления.

Задание:

1. Рисование с помощью свечи (изображение эмоции появляется после нанесения краски)

2. Показать эмоцию (дети показывают).

Лепесток Радости.

Задание:

1. Рисование мандалы (предлагаю детям проверить силу волшебного круга, разрисовать его различными цветами, которыми им хочется)

2. Показать эмоцию (дети показывают)

3. Игра «Если весело живется, делай так...»

Психолог. Дети, Королева Эмоций приглашает вас поиграть в очень веселую и подвижную игру «Если весело живется, делай так...»

Если весело живется, делай так - хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)!

Если весело живется, делай так - топ-топ (дети шагают на месте)!

Если весело живется, каждый другу улыбнется (дети поворачиваются и улыбаются)!

Если весело живется, делай так - прыг-скок (дети прыгают на месте)!

Рефлексия.

Психолог. А сейчас мы возьмемся за руки и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным в гостях у королевы Эмоции.

Изменилось ли у Вас настроение?

Если изменилось, переставьте свою фотографию.

Прощание.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: «Путешествие в Песочную страну»
(для воспитанников старшего дошкольного возраста)

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочных техник.
Коррекционные задачи:
- стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники; - снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей;
Образовательные задачи: - формирование представления детей о свойствах песка;
- формирование навыка экспериментирования с песком;
- обогащение тактильного опыта у воспитанников;
Развивающие задачи:
- развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; - развитие творческого воображения, внимание и мышление;
- развитие коммуникативных навыков, речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность; - воспитывать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование :
световой стол для рисования песком;
кварцевый песок;
столы и стулья на каждого ребенка;
подносы с «живым» песком по количеству детей:
мультимедийное оборудование (экран, проектор);
магнитофон; салфетки по количеству детей;
трафареты и цветной песок;
камешки и формочки разного размера для декора.
1.Вводная часть
Ритуал приветствия «Подари улыбку»
Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.
Педагог-психолог приветствует детей, приглашает в круг: «Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку». (Дети, взявшись за руки, встают в круг, здороваются и улыбаются друг другу).

Игра-разминка «Выполни задание»
Педагог-психолог: «Ребята давайте поиграем: вам нужно будете выполнить задание, которое подходит именно вам:
-Пускай улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
-Пусть коснуться кончика носа все, у кого белые носочки.
-Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
-Пусть постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
-Пусть хлопают в ладоши все, кто любит лето!»
(Дети выполняют задания).

Беседа
Цель: задать тему занятия, настроить детей на совместную игровую деятельность.
Педагог-психолог: «Ребята мне тоже очень нравится лето! И я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?»
Педагог-психолог произносит «волшебные слова»: «Покружим, полетим, Страну солнца посетим, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!» (Дети берутся за руки, закрывают глаза и, слушая «волшебные слова», начинают фантазировать).
2.Основная часть
Цель: развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка.
Арт-занятие «Рисование на световом столе» в основной части несет смысловую нагрузку всего занятия, установка положительного эмоционального отклика детей на занятии.
Дети открывают глаза и подходят к песочному столу. Педагог обращает внимание детей, на стол, на материал с которым детям предстоит работать.
Дети тактильно знакомятся с песком и отвечают на вопрос: «Какой песок?» Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный. (Высказывания детей)
Перед тем как педагог предлагает порисовать на песке, дети обращают внимание на экран, где представлено видеоизображение рисования на песке. Педагог озвучивает: «Я рисую на песке, словно мелом на доске. Просто пальчиком черчу все, что только захочу. Я рисую небосвод, вот и солнышка черед, облака совсем не тучи, а внизу дубок могучий! Я рисую - мне не лень за окном хороший день.

После просмотра видео, дети рисуют облака, а далее продолжают рисовать по тексту стихотворения: Облака собрались в кучу, превратились в злую тучу. Стали лить на землю воду и испортили погоду, (рисуют дождь). Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, (рисуют гриб), дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу).
(Обсуждение работ детей и выяснение чего не хватает на рисунках. Ответы детей: солнца)

Упражнение-лепка «Живой песок» активизацию речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие тактильного восприятия детей.
Педагог-психолог: «Правильно солнце, его я вам предлагаю попробовать нарисовать, используя другой песок, приглашаю вас парами к столу. Попробуйте нарисовать солнце. Получается? (Высказывания детей) Давайте посмотрим какой он? Отличается от песка на котором мы рисовали? Как можно изобразить с помощью него, например солнце!? (Дети пробуют рисовать, используя «живой песок», знакомятся с ним, его свойствами). Проблемная ситуация – рисовать не получается.


Дети начинают лепить из песка солнце, используя камешки для декора, обсуждают какое у них получается солнце!
Ответы детей: доброе, лучистое, улыбчивое, песочное

3.Заключительная часть
Цель: Направлена на снижение мышечного напряжения, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
«Согрело вас ваше солнце? Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад из песочной страны, но на память о нашем путешествии я хочу подарить вам амулеты на счастье и хорошее настроение, мы их сделаем сами из цветного песка!
Наполняем подготовленные сувенирные баночки цветным песком, каждый ребенок выбирает цвет для себя!


Выход из Песочной страны
Когда все готово, дети берутся за руки, закрывают глаза и слушают «волшебные слова» для выхода из Песочной страны: Поиграли, погостили, Страну солнца посетили, Страну сказки и песка, Игр, веселья, волшебства!

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (выбор цвета для амулета), и в смысловом (ответы на вопросы).
Педагог предлагает детям присесть на подушки и обсудить: «Чем запомнилось вам наше путешествие!?»
(Ответы детей. Прощание).

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч

Программа психокоррекционных занятий

По индивидуальной работе

С детьми,

Имеющими нарушения в интеллектуальной и эмоциональной сферах.

Составил педагог-психолог: Волкова О.С.

Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы и цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы.

Программа по коррекции познавательной сферы.

Программа рассчитана на 7 дней. Цель программы – активизация мыслительной деятельности детей. Продолжительность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводится как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.

Занятие 1.

Цель:

  • Определение развития способности сравнения.
  • Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Порядок проведения:

  1. Мотивация участников к проведению занятия.
  2. Японская пальчиковая гимнастика (5 минут).

Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого мизинца, внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с мизинца, сгибать поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой. Согнуть все пальцы, подержать кулачки, затем пальцы выпрямить».

  1. Сравнение понятий – выделение существенных признаков при характеристике понятий (15 минут):

Утро – вечер Ворона – воробей

Корова – лошадь Волк – луна

Летчик – танкист Молоко – вода

Лыжи – коньки Ветер – соль

Трамвай – автобус Золото – серебро

Озеро – река Сани – телега

Река – птица Очки – деньги

Дождь – снег Воробей – курица

Поезд – самолет Кошка – яблоко

Ось – оса Вечер – утро

Обман – ошибка Дуб – береза

Стакан – петух Голод – жажда

Маленькая девочка – большая кукла Сказка – песня

Ботинок – карандаш Корзина – сова

Яблоко – вишня Картина – портрет

  1. Количественные отношения (20 минут).

Детям предлагают ряд однотипных логических задач исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше – меньше) двух величин, внесенных в знаменатель.

Например, А>Б в 2 раза,

(Это видно из того, что если А=9, то Б=1, если Б=1, то В=4, следовательно, А=9>В=4).

1. А>Б в 9 раз 2. А

Б Б>В в 4 раза

В? А В? А

3. А

Б>В в 6 раз Б>В в 5 раз

А? В А? В

5. АБ в 9 раз

Б>В в 7 раз Б

А? В А? В

Пример задачи.

Даны три сосуда: 37, 21, 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Занятие 2.

Цель:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие пространственного и конструктивного мышления.
  • Концентрация внимания, сообразительность.

Порядок проведения.

  1. «Заряд бодрости» (5 минут).

Инструкция: «Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Одну минуту вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу».

2. Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек, чтобы получить изменение фигуры (20 минут) (проверка развития образного мышления):

а) в фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить три палочки так, чтобы поучилось 3 таких же квадрата:

б) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк:

в) переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела» в другую сторону:

г) составить домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок:

д) в фигуре переложить 3 спички так, чтобы получилось 4 равных треугольника:

е) дана фигура из 6 квадратов; надо убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата:

3. «Подбери слово по смыслу» (10 минут). Проводится в группе.

Кровать – лежать Стул – … (сидеть).

Воробей – птица Окунь – …

Малина – ягода Девять – …

Овца – стадо Буква – …

Волк – пасть Птица – …

Паровоз – вагоны Лошадь – …

Птица – гнездо Человек – …

Лошадь – жеребенок Корова – …

Пробка – плавать Камень – …

Нога – костыль Глаза – …

4. «Шестерка» (5 минут).

Все участники группы встают в круг. Каждый человек (начиная с ведущего) по очереди называют числа: 1,2,3 … Запрещается называть числа, содержащие числа 6 и 9.

Если игроку достались эти цифры, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игроков.

Занятие 3.

Цель:

  • Снятие эмоционального и физического напряжения.
  • Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

1. «Насос и мячик» (5 минут) – преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.

Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением насоса «мячи» начинают надуваться. Дети распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и встают в полный рост. Через несколько минут ведущий выдергивает затычку из мяча, игроки с шипением (ш – ш – ш!) расслабляются и постепенно опускаются на корточки. (Можно повторить 2–3 раза).

2. «Домино» (15 минут).

На рисунке изображены картинки домино. Расположение костяшек на рисунке, а также количество точек на домино подчинено определенному правилу. В каждом задании имеется пустая костяшка, количество точек на ней не обозначено. Необходимо проставить количество точек в половинах пустой фишки.

3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.

Задача состоит в том, чтобы последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Выполняется индивидуально. Детям перечисляют слова, имеющие отношение к определенному предмету. Из общего списка слов надо выбрать два таких, без которых данный предмет не существует (рука – кольцо, палец ; ладонь – украшение, перчатка ).

4. «Веселые кружочки» (10 минут).

Под музыку необходимо дорисовать в определенной последовательности нарисованные на листке бумаги кружочки.

Занятие 4.

Цель:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Развитие творческого мышления.
  • Формирование способностей оперировать смыслом.
  • Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.
  1. «Графическая музыка». Под музыку в течение 3–4 минут на листе бумаги дети рисуют произвольные линии простым карандашом. Музыка заканчивается. Дети пытаются найти в нарисованных линиях осмысленные изображения, которые выделяют, заштриховывая.
  2. Формирование способностей оперирования смыслом (10 минут).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам пословицы, а вы попробуйте подобрать к каждой из них подходящую фразу, отражающую ее общий смысл».

1. Семь раз отмерь, один отрежь. а) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;

б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать;

В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

2. Лучше меньше, да лучше. а) одну хорошую книгу прочесть полезней, чем 7 плохих;

б) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

3. Поспешишь – людей насмешишь. а) клоун смешил людей;

б) чтобы сделать работу лучше, надо прежде хорошо подумать;

в) торопливость может привести к нелепым результатам.

4. Куй железо, пока горячо. а) кузнец кует горячее железо;

б) если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать;

в) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

5. Нечего на зеркало пенять, а) не стоит кивать на обстоятельства, если

Коли рожа крива. дело в тебе самом;

б) хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла;

в) зеркало висит криво.

6. Не красна изба углами, а а) нельзя питаться одними пирогами, надо

Красна пирогами. есть ржаной хлеб;

б) о чьем–либо доме судят не по красивой обстановке, а по гостеприимству и радушию хозяев;

в) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

7. Сделал дело – гуляй смело. а) если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть;

б) мальчик вышел на прогулку.

8. Умелые руки не знают скуки. а) Петр Иванович никогда не скучает;

б) мастер своего дела любит и умеет трудиться; он не может сидеть праздно.

9. Не в свои сани не садись. а) если не знаешь дела, не берись за него;

б) зимой ездят на санях, а летом на телеге;

в) езди только в своих санях.

10. Не все то золото, что блестит. а) медный браслет блестит, как золотой;

б) не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;

в) не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Занятие 5.

Цель:

  • Развитие способностей сравнения и обобщения.

Задача состоит в умении определять сходства и различия предметов.

Порядок проведения. Детям показывают напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно) и громко произносят: «банан» и «персик». Ребенка спрашивали: «Чем похожи друг на друга банан и персик?» затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель». И снова психолог задавал вопрос: «Чем картофель отличается от банана и персика?» И затем: «Что общего между бананом, персиком и картофелем?» Следующим присоединялось слово «мясо». Детей спрашивали: «Чем мясо отличается от банана, персика и картофеля?» Затем: «В чем состоит сходство между бананом, персиком, картофелем и мясом?» Эту процедуру продолжают до тех пор, пока не получится ряд, состоящий из следующих слово: банан, персик, картофель, мясо, молоко, вода, воздух, бактерия. В конце ряда присоединяют «контрастный» объект, о котором спрашивают, чем он отличается от предыдущих объектов. Например слово «камень», которое завешает список «банан – песик». Затем тем же способом предлагается детям второй ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение – и по контрасту с предшествующими словами – «смущение».

Дети находятся во власти внешней видимости вещей – их цвета или пространственной близости. Необходимо сформировать умение детей выделять функции предметов, т.е. их практическое назначение, и сопоставлять их между собой.

Занятие 6.

Цель: активизация самостоятельной познавательной активности детей.

Игра называется «Поиск информации».

Порядок проведения. Использовались два варианта игры и вопросы. Согласно первому варианту, детям показывали набор из 42 картинок, изображающих знакомые предметы, и задачей ребенка было отгадать, какой из предметов загадал экспериментатор. Дети могли задавать вопросы, но только в такой форме, чтобы на них можно было ответить лишь «да» или «нет».

Во втором варианте игры задача ставилась в следующей форме: «Один человек ехал в машине по дороге, машина съехала с дороги и врезалась в дерево. Узнай, как это случилось». Или в другом случае: «Мальчик уходит из школы в середине занятий. Что произошло?» И в этом случае ребенку также нужно найти ответ, задавая вопросы, рассчитанные на ответ «да» или «нет».

В обоих вариантах ребенку можно осложнить задачу, попросив его задать минимальное количество вопросов (подобная тенденция редко выступает как «натуральная» и у взрослых, и у детей).

Эти задания характеризуют способ познания ребенком мира.

Занятие 7.

Цель: проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосреданного непосредственного запоминания.

Диагностическим материалом служат методики «Исключение лишнего», «Существенный признак» и «Пиктограмма».

Задача исследования состоит в фиксировании изменений мыслительной деятельности и мнемических функций.

Психологическая коррекция

Нарушений эмоционально–волевой сферы детей.

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К.С. Лебединская).

ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение ребенка в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоционально сферы.

Структура коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
  2. направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;
  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на детей;
  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25 – 35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Если занятие проводится в группе, то группа должна быть однородна по возрасту, число участников группы 6–8 человек.

Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.

Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится.

Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.

В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекло их в манере общения того или иного сказочного персонажа.

Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.

Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.

Порядок проведения: детям рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей.

Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.

Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.

Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.

В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.

Занятие 4. Роли, которые играют люди.

Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т.д.

Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.

Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.

Занятие 5. Где мне сесть?

Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.

Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизится друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают и что изменилось. Выбрав, наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.

Занятие 6.

Цель: создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.

Стимульный материал: изображения человеческих лиц.

Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирают те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.

В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.

Занятие 7.

Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.

Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования.

В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему.

Занятие 8.

Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.


Светлана Чередниченко
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет

Цель : Коррекция мелкой моторики , формирование представлений о цвете, форме, размере. Задачи : Учить различать правую и левую руку, вертикальное, горизонтальное расположение предметов. Развитие логического мышления.

Продолжительность занятий : 25 минут

Наполняемость группы : не более 10-12 человек

Материалы : набор геометрических фигур, игрушечная машина, рисунок лабиринта

Возраст : 4-5 лет

Ход занятия I .Организационный момент Вступительное слово педагог-психолог :

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Педагог-психолог, - Какой сейчас занятие ?

Воспитанники : - Коррекционное занятие . II. Сообщение темы занятия Педагог-психолог : - Дети, сегодня на занятии мы отправимся в сказочную страну «Геометрических фигур» где живут различные геометрические фигурки, формы и цвета. Отправимся мы туда не одни, а помогать нам будет верный помощник. А кто будет! Вы, сейчас сами узнаете, отгадав мою загадку :

«Я веселый, озорной бываю простой и цветной!»

Карандаш

Педагог-психолог - Дети кто это!

Воспитанники : - Карандаш!

II. Физическая минутка

Цель : активизируют деятельность мозга, сердечнососудистой и дыхательной системы.

Как живёшь? – Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

А бежишь? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как даешь? – Вот так!

А берёшь? - Вот так!

Как шалишь? – Вот так!

А грозишь? – Вот так!

III. Упражнение на массаж пальцев и ладоней

Цель : активизируют деятельность мозга, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Педагог-психолог : - А чтобы они у нас были подвижными, хорошо писали и рисовали, мы сейчас разомнем наши пальчики. Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Растирание пальцев с тыльной сторон

Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.

Растирание пальцев с внутренней стороны

Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко :

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Массаж ладони с тыльной стороны

Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Массаж ладони с внутренней стороны (картинка)

Вот уже друзья – цыплятки

На другую влезли грядку.

Там клюют ребятки зерна

Также смело и проворно.

Похлопывание ладони кончиками пальцев с обеих сторон

VI. Дидактическая игра дом.

Цель : Формирование представлений о форме, размере. Вертикальное, горизонтальное расположение предметов.

Материалы : набор геометрических фигур.

Мы сейчас построим дом

Десятиэтажный,

Не кирпичный будет он,

Но и не бумажный.

Он высок, внизу гараж.

Из чего же домик наш?

Дети, давай вместе с Вами построим дом! Берите геометрических фигур - это наши строительные материалы и начнем строительство. Где треугольник и конус – это крыша.

V. Лабиринт с секретом

Цель : коррекция мелкой моторики , выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

Материалы : игрушечная машина, рисунок лабиринта

У лабиринта есть вход и выход, между, которым надо для начала найти кратчайший путь, начертив его простым карандашом. Пройдя лабиринт, вы получите красочную картинку. Закрасив весь маршрут разными цветами, вы получите красочную картинку. Квадратики, не попавшие на линию, красить не нужно.

VI. Итог занятия

Педагог-психолог : - С какими геометрическими фигурами мы познакомились на занятии ?

Воспитанники : – Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

Педагог-психолог : - Кто был сегодня на занятии нашем помощником ?

Воспитанники : – Карандаш!

Педагог-психолог : - Для чего мы проводим упражнения с пальчиками?

Воспитанники : - Чтобы пальчики лучше писали, рисовали и т. д.

Педагог-психолог : - Молодцы! Сегодня вы все хорошо занимались.

При составлении занятий использовалась литература :

1. Битянова М. Р. «Адаптация ребенка в школе» коррекционно -развивающее обучение М., «Пед. Поиск» , 2008г.

2. ЛаврентьеваГ. П. «Практическая психология для воспитателей» сборник тестов, Киев, 2002г.

3. Васильева Н. Н. и Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для школьников» , Ярославль, 2006г.

4. Василиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», С. -П. «Речь» , 2005

5. Волков Б. С. «Задачи и упражнения по детской психологии» , М. «Просвещение» ,

6. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» , /сост.: В. Н. Нохрина, Н. А. Уварова, Н. А. Штырц; - - Ект. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» 2006.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение.

Цель: формирование правильной, чистой речи Задачи: активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; повысить.

Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.

Задачи: 1. Закрепить имеющиеся знания о временах года, в частности осени. 2. Уточнить и закрепить знания об овощах. 3. Развитие и коррекция.

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Карайван К.В., педагог - психолог

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Ход занятия

Вводная часть

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой,способствовать мышечному раскрепощению.

Ритуал приветствия .

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Психолог (выставляет игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй, утенок!

Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».

Психолог . Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения .

1.«Запомни узор»

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

2. Взаимопроверка

3. Психолог показывает: «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок . Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

2.«Исправь ошибку»

Цель : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре - пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

3.«Кляксы»

Цель : развивать воображение.

Материал : листы белой бумаги, кисточки, краски.

Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

4.«Разрезные картинки»

Цель : развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок . Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Психолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

5.«Будь внимателен»

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок . Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Психолог убирает игрушку.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

Развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

Развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.