Научно - исследовательская работа "плесень - это тоже гриб". Плесень хорошая и плохая исследовательская работа Научная работа про плесень на продуктах

Михалёва Анастасия

Часто в быту мы сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным? Интерес к теме возник, когда на забытом после новогодних праздников мандарине, я обнаружила несколько маленьких белых пятен. Я спросила у бабушки, что это такое? Она мне ответила, что это начала расти плесень. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую пользу, и какой вред приносит она?» Вопросов много. В своей работе я попытаюсь найти на них ответ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области

Окружная научно-практическая конференция младших школьников

Секция «Биология»

Плесень: и вред, и польза

Класса ГБОУ СОШ с. Новокуровка

Руководитель: Шипилова Валентина Владимировна,

учитель начальных классов первой категории

ГБОУ СОШ с. Новокуровка

с. Новокуровка, 2014г.

I. Введение. 2 – 3

II. Основная часть. 4 – 9

2.Теоретическая часть 4 – 7

2.1.Результаты опроса одноклассников 4

2.1. Что такое плесень 4 – 5

2.2. Какое значение имеют плесневые грибки для человека. 5 – 7

2.2.1. Опасная плесень. 5 – 6

2.2.2.Полезная плесень 6

2.3.Интересные факты 5 – 7

2.4.Как защитить пищу от плесени? 7

3.Практическая часть 7 – 9

3.1.Опыт № 1. 7 – 9

3.2.Опыт № 2 Наблюдение. 9

III.Заключение 10

Используемая литература 11

Введение

Актуальность темы: Часто в быту мы сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным? Интерес к теме возник, когда на забытом после новогодних праздников мандарине, я обнаружила несколько маленьких белых пятен. Я спросила у бабушки, что это такое? Она мне ответила, что это начала расти плесень. Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую пользу, и какой вред приносит она?» Вопросов много. В своей работе я попытаюсь найти на них ответ.

Цель: Изучить строение плесени и ее роль в жизни человека.

Задачи: 1.Узнать, что собой представляет плесень.

2. Какой вред или пользу она приносит людям.

3. Наблюдение за развитием плесени в домашних условиях.

4. Изучить строение плесени.

5. Рассказать одноклассникам о плесени на классном часе.

Гипотеза: Я думаю, что плесень это гриб, приносимый человеку только вред .

Методы исследования:

Я читала литературу о плесени, опросила одноклассников, смотрела фильм о плесени, вырастила ее в домашних условиях, фотографировала при помощи цифрового микроскопа.

Краткий обзор использованной литературы.

Для написания работы я пользовалась толковым словарем, энциклопедиями из серий «Я познаю мир», "Аванта плюс", “Всё обо всем», книгами «Мир растений», «Место эксперимента кухня», журналом «Здоровье», а также интернет источниками.

Основная часть

Теоретический материал

Результаты анкетирования учащихся 4 класса.

Я хотела узнать, что знают о плесени мои одноклассники, поэтому провела анкетирование. Я задала ребятам три вопроса:

1.Что такое плесень?

2. Полезная она или вредная?

3. Где используется плесень?

В результате опроса только 36 % учеников моего класса частично знают о плесени. 57 % - думают, как и я, что плесень приносит только вред. О пользе плесени никто ничего не знает.

Что такое плесень

«Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива и вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень». (Фрагмент из документального фильма «Плесень»).

Из толкового словаря С. И. Ожегова: «Плесень - образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром». (3, 153)

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор.

Тело плесневых грибов представляет собой грибницу - мицелий (от греч. «микес» - «гриб»), состоящую из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей - гиф (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина») с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры . Когда споры созреют, спорангий разрывается, и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся потоком воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Другие, более короткие гифы, проникают в глубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают ей закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста. Чем больше поверхность грибницы, тем «сытнее» живётся грибу.(1, 224)

Вывод: Плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен, всеядна и вездесуща.

Какое значение имеют плесневые грибки для человека.

Опасная плесень.

Чем опасна плесень для человека? Этот микроскопический грибок портит не только внешний вид поверхностей, пораженных им, но и имеет более серьезные негативные свойства. Он является причиной возникновения многих болезней, включая не только аллергические реакции, но и такие недуги, как остеопороз, застой крови, туберкулез, астма и онкологические заболевания. Споры плесени снижают иммунные функции человеческого организма, что и приводит к возникновению заболеваний. Этот грибок не боится агрессивных химических веществ, низких температур и даже воздействия радиации. Плесень может разрушить даже кирпич, бетон и штукатурку.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком. (7, 21)

Вывод: Плесень наносит вред не только продуктам, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает.

Полезная плесень

Существует ли полезная плесень? Да. Плесень используется при производстве сыров и может быть на поверхности сыра или образоваться внутри. Голубые сыры Рокфор, Горганзола и Стилтон получают внедрением спор плесени Penicillium roqueforti. Сыры Бри и Камамбер имеют белую поверхностную плесень. Есть сыры, содержащие поверхностную и внутреннюю плесень. Плесень, используемая для производства сыров безопасна для употребления в пищу. «Серая гниль» на винограде помогает создавать вина лучших сортов.(4, 190)

В начале ХХ века британский биолог Флеминг и его коллеги обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки - причину гнойных поражений. За огромные заслуги перед человечеством Флеминг, Чейн и Фрей были в 1945 году удостоены Нобелевской премии. (2, 347)

Вывод : Благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания.

Интересные факты

1. В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил нетронутую гробницу. «Спонсор» раскопок лорд Карнарвон и другие участники вскрытия саркофага вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумий жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».

2. В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, вызвавшая бунты. На усмирение прибыл фаворит Екатерины Григорий Орлов. Он победил панику жесткими активными действиями, создал госпиталь в своем дворце, велел устраивать новые отдаленные кладбища. Распорядился Орлов, как издавна повелось во время бед и напастей, бить в набатные колокола. Вскоре эпидемия пошла на спад. Недавно ученые установили, что колокола обладают частотным спектром звучания, который угнетает рост патогенных микробов и повышает иммунитет человека.

3. Под саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучении.

4. Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее. Возможно, поражения, нанесенные плесенью аппаратуре орбитальной станции «Мир», были одной из причин ее затопления.

Как защитить пищу от плесени

1.Закрывать готовую пищу пленкой, чтобы защитить ее от спор плесени из воздуха.

2. Выкладывать скоропортящуюся пищу из открытых консервных банок в чистые контейнеры и немедленно ставить их в холодильник.

3. Не оставлять скоропортящиеся продукты вне холодильника более, чем на два часа.

4. Хранить остатки пищи не более, чем 3-4 дня, чтобы плесень не успела вырасти.(5, 322)

Практическая часть

Опыт № 1.

Я решила вырастить плесень и изучить её строение. Свои наблюдения занесла в таблицу. Взяла два кусочка белого хлеба без корки и 2 контейнера. Смочила водой салфетку и положила в контейнер, сверху положила кусочек хлеба. А в другой контейнер я поместила сухую салфетку, а на ней кусочек хлеба. Затем плотно закрыла крышки на контейнерах и поставила в теплое место.

дни

1 кусочек хлеба

2 кусочек хлеба

1 день 3.02.14.

Смочила водой салфетку и положила в контейнер, сверху положила кусочек хлеба

Положила в сухой контейнер

2 день 4.02.14.

Хлеб увеличился в размерах за счет воды

Кусочек хлеба подсох

3 день 5.02.14.

На хлебе появились черные точки

Кусочек хлеба стал твердым

4 день 6.02.14

От черных точек появились редкие волосинки плесени

Хлеб стал крошиться

5 день 7.02.14.

Ниточек плесени стало больше, они образовали легкий пушок

Крошек стало больше, а кусочек хлеба уменьшился

6 день 8.02.14.

Пушок плесени увеличился, кусочек хлеба слегка пожелтел

Сухарик продолжает крошиться

7 день 9.02.14.

Плесень в виде пушистого облачка с сероватым оттенком

Сухарик крошится

8 день 10.02.14.

На желтом кусочке хлеба красивое пушистое облако плесени серого цвета

Сухарик маленький, крошек много

У меня получилось вырастить настоящую плесень потому, что невидимые простым глазом семена плесени (мицелии) присутствуют в воздухе и начинают развиваться и расти, как только попадают в благоприятную среду (наличие питательных веществ и воды). Поэтому, стоит только забыть свежие фрукты, открытые консервные банки на несколько дней в теплом, влажном месте, как на ней начинает разрастаться целая колония грибков. Моя плесень выросла не только на кусочке хлеба, но и проросла внутрь его.

Вывод: При наличии питательных веществ и влаги появляется плесень – грибки округлой формы с множеством ответвлений.

Опыт № 2 Наблюдение, изучение строения плесени.

Помещаю в микроскоп, на предметное стекло, кусочек плесени, которую я вырастила сама.

Я увидела, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Переплетенные нити называются гифами. На концах гифов я увидела спорангии, в которых образуются споры. При помощи цифрового микроскопа я сделала фотографии плесени.

Заключение

Моя гипотеза, что плесень – это гриб, приносящий только вред человеку, не подтвердилась.

Выполняя эту работу, я узнала, что плесень бывает разной. Полезная плесень используется в производстве лекарств, которые помогают человеку справиться с болезнями. Кроме того плесень используется при изготовлении сыра, вин.

С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму. Также в жилищах, стены или потолки которых покрыты плесенью, находиться и жить небезопасно. Она вызывает головокружение, головные боли, а также болезни легких.

Проделав опыты, я поняла, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов, увидела, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Переплетенные нити называются гифами. На концах гифов я увидела спорангии, в которых образуются споры.

Я научилась находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы. На классном часе познакомила одноклассников с многоликой плесенью, ее влиянием на жизнь человека.

Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате нее была достигнута основная цель - изучение строения плесени и ее роль в жизни человека.

Используемая литература

1. Под редакцией Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей "Аванта плюс". Биология, том 2, Москва, «Аванта +», 1998 г.

2. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИМИ Технология», 2003 г. Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Секция «Биология» Плесень: и вред, и польза Окружная научно-практическая конференция младших школьников Автор: Михалёва Анастасия, ученица 4 класса ГБОУ СОШ с. Новокуровка Руководитель: Шипилова Валентина Владимировна, учитель начальных классов первой категории ГБОУ СОШ с. Новокуровка

Объект исследования: ПЛЕСЕНЬ Цель исследования: изучить строение плесени и ее роль в жизни человека. Задачи: узнать, что собой представляет плесень; какой вред или пользу она приносит людям; наблюдение за развитием плесени в домашних условиях; изучить строение плесени; р ассказать одноклассникам о плесени на классном часе.

Интерес к теме возник, когда на забытом после новогодних праздников мандарине, я обнаружила несколько маленьких белых пятен. .

Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями, приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известна с древних времен, всеядна и вездесуща.

Опасная плесень. Плесень наносит вред не только продуктам, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает.

Полезная плесень Благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания.

Интересные факты Под саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучении. Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее. Возможно, поражения, нанесенные плесенью аппаратуре орбитальной станции «Мир», были одной из причин ее затопления.

Как защитить пищу от плесени 1.Закрывать готовую пищу пленкой, чтобы защитить ее от спор плесени из воздуха. 2. Выкладывать скоропортящуюся пищу из открытых консервных банок в чистые контейнеры и немедленно ставить их в холодильник. 3. Не оставлять скоропортящиеся продукты вне холодильника более, чем на два часа. 4. Хранить остатки пищи не более, чем 3-4 дня, чтобы плесень не успела вырасти.

Практическая часть дни 1 кусочек хлеба 2 кусочек хлеба 1 день 3.02.14. Смочила водой салфетку и положила в контейнер, сверху положила кусочек хлеба Положила в сухой контейнер 2 день 4.02.14. Хлеб увеличился в размерах за счет воды Кусочек хлеба подсох 3 день 5.02.14. На хлебе появились черные точки Кусочек хлеба стал твердым 4 день 6.02.14 От черных точек появились редкие волосинки плесени Хлеб стал крошиться 5 день 7.02.14. Ниточек плесени стало больше, они образовали легкий пушок Крошек стало больше, а кусочек хлеба уменьшился 6 день 8.02.14. Пушок плесени увеличился, кусочек хлеба слегка пожелтел Сухарик продолжает крошиться 7 день 9.02.14. Плесень в виде пушистого облачка с сероватым оттенком Сухарик крошится 8 день 10.02.14. На желтом кусочке хлеба красивое пушистое облако плесени серого цвета Сухарик маленький, крошек много

При наличии питательных веществ и влаги появляется плесень – грибки округлой формы с множеством ответвлений.

Изучение строения плесени спорангий гифы

Заключение Выполняя эту работу, я узнала, что плесень бывает разной. Полезная плесень используется в производстве лекарств, которые помогают человеку справиться с болезнями. Кроме того плесень используется при изготовлении сыра, вин. С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму. Также в жилищах, стены или потолки которых покрыты плесенью, находиться и жить небезопасно. Она вызывает головокружение, головные боли, а также болезни легких.

Используемая литература 1. Под редакцией Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей " Аванта плюс ". Биология, том 2, Москва, « Аванта +», 1998 г. 2. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г. 3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИМИ Технология», 2003 г. 4.Смирнов А.В. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1982 г. 5.Трифонова М.М. «Место эксперимента – кухня». Саратов.«Детская книга», 1991 г. 6. Под редакцией Шалаева Г.П. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей”, том 10. Москва АСТ, 1999 год. 7. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед 8. Документальный фильм «Плесень» http://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM 9. ru.wikipedia.org 10. http://yourangel.ucoz.ru/publ/chem_opasna_plesen/1-1-0-4 11. http://www.sibparus.ru/hwl/zdorovie/plesen.htm

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

Смоленского района Алтайского края

Районный конкурс исследовательских работ

«Шаг в будущее»

Плесень – это тоже гриб

Исследовательская работа

Выполнила:

Жаренкова Виктория,

ученица 5В класса

МБОУ «Смоленская СОШ №2»

Руководитель работы:

Плотникова Анна Викторовна,

учитель географии и биологии

МБОУ «Смоленская СОШ №2»

с.Смоленское

2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основная часть...............................................................................................5

1.1.Что такое плесень?………………………………………………………........5

1.2. Польза или вред от плесени?......................................................................5

2. Практическая часть........................................................................................8

2.1. Условия возникновения плесени.................................................................6

Заключение………………………………………………………………………...9

Список источников и литературы……………………………………………….10

Приложения…………………………………………………………………….....11

Введение

В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и, вместе с тем, покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?

Интерес к теме возник, когда я вдруг обнаружила, что хлеб в полиэтиленовом пакете на кухне покрылся зелёным налётом. Мама сказала, что хлеб покрылся плесенью. Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет? Я много раз видел плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как я посмотрела на неё сквозь увеличительное стекло. Увиденное с помощью лупы, меня заинтересовало, и в голове возникло очень много вопросов. Мне стало интересно «Что такое плесень? Какую пользу и какой вред приносит она?».

Актуальность: Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок. Она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Объект исследования: плесень на кусочке хлеба.

Предмет исследования: условия появления плесени.

Цель исследования: изучить условия возникновения плесени.

Задачи:

1. Изучить что такое плесень;

2. Узнать какую пользу или вред приносит плесень человеку.

3. Выяснить условия появления плесени.

Гипотеза:

влажность воздуха и тепло - являются главными условиями развития плесневых грибов.

Методы исследования:

    изучение литературы, интернет ресурсов;

    наблюдение;

    фотографирование;

    анализ полученных результатов.

Сроки проведения: с 21 января по 29 января 2017 года.

Практическая значимость: полученные результаты: 1) опыты , в которых экспериментальным путём определены условия возникновения плесени , 2) презентацию , можно использовать в процессе изучения учебного материала по теме «Плесневые грибы» на уроках биологии в 5 классе.

1. Основная часть

1.1. Что такое плесень?

Плесень (плесневые грибки) – представитель особого царства живой природы. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100 000 видов, включая шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.

Плесень - простонародное название грибка, который бывает:

Плесневым (растет на камне, бетона, краске),

Грибком синевы (растет в клетчатке дерева),

Грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине),

Дрожжевым грибком (на пищевых продуктах) (Приложение 1).

Плесневые грибки присутствуют практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Очень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов.

Чёрная, зелёная, красная, синяя, белая плесень названа так за окраску своей внешней части нитей.

1.2. Польза или вред от плесени?

Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами. Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания (вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз).

Плесень способна выделять токсические вещества - микотоксины, которые могут нанести вред организму людей и животных. Действие плесени ощущается, когда ее споры проникают через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатываются вместе с пищей.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком. Некоторые плесневые грибы, существенно снижая урожай, могут оказывать неблагоприятное действие на здоровье сельскохозяйственных животных.

Грибы поражают запасы зерна, фураж, солому и сено. Иногда продукты становятся непригодными к использованию из-за токсичности метаболитов гриба.

При сильном развитии плесневых грибов в соломе возможно саморазогревание и даже воспламенение стогов.

Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Особенно вредоносное влияние оказывает плесень на деревянные конструкции.

Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесень изменяется и становится более агрессивной. Даже если случиться катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.

Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства (Приложение 2).

Всем известные дрожжи – это крохотные грибки. Даже в маленьком кусочке свежих дрожжей их несчетное количество. При сильном увеличении дрожжевые грибки выглядят голубовато – зелеными бусинками. С ними как по волшебству, тесто поднимается, пузырится, а хлеб и пироги становятся воздушными, пышными.

Много крохотных грибков «трудится» на заводах и фабриках. Одни помогают человеку готовить простоквашу, кефир, сыр, лимонную кислоту. Другие продлевают срок хранения сливочного масла.

Иногда на поле можно увидеть растения с черными, словно обгорелыми, колосьями. Это поработала спорынья – очень опасный грибок.

Но, как говорится, нет худа без добра.

Со временем спорыньей заинтересовались учёные. И выяснилось, что из этого грибка можно получить замечательное лекарство. Оно останавливает сильное кровотечение.

2. Практическая часть.

2.1. Условия возникновения плесени.

Я решила на практике проверить полученную информацию, чтобы лучше изучить плесень и понять причину ее появления.

Для выполнения эксперимента я взяла:

1. Тарелки

2. Образцы хлеба, на которых буду проводить эксперимент.

3. Теплая и прохладная среды (комнатная температура и холодильник) (Приложение 3).

Кусочки были помещены:

    в прохладное место (холодильник, в открытом состоянии), образец 1;

    сухое тёплое (при комнатной температуре, в открытом состоянии), образец 2;

    в прохладное место (холодильник, в закрытом состоянии), образец 3;

    тёплое светлое (при комнатной температуре, в закрытом состоянии), образец 4;

Результаты наблюдений я занесла в таблицу (Приложение № 4).

В ходе своего эксперимента выяснила, что образцы № 1 и № 2, немного подсохли образец № 3, помещенный в холодильник в закрытом состоянии, остался без изменений, чего нельзя сказать об образце № 4. У этого образца уже на 3-й день появились небольшие пятна плесени. Н 5-й день зеленые пятна увеличились, на 7-й день плесень разрослась по всему кусочку хлеба (Приложение 5).

Проделав опыт, я подтвердила свое предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов.

Следовательно, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте (Приложение 6).

Заключение.

1. В ходе исследования я узнала что плесень – это микроскопические грибы, образующие характерные налёты (плесени) на поверхности органических субстратов (пищевые продукты, бумага, кожа, текстиль и др.).

Плесень распространяется очень быстро и заражает все доступные поверхности.

2. Узнала, что плесень приносит не только вред, но и пользу. Полезная плесень используется в производстве лекарств, которые очень помогают человеку справиться с болезнями. Кроме того, плесень используют при изготовлении продуктов питания, например, сыров, которые являются деликатесными продуктом.

С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму. Также в жилищах, стены или потолки которых покрыты плесенью, находиться и жить не безопасно. Она вызывает головокружение, головные боли, а также болезни легких.

3. Выяснила, что важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода.

Таким образом, надо соблюдать меры правильного хранения продуктов: по возможности хранить хлеб в полиэтиленовой пакете в холодильнике не более 2 дней; соблюдать чистоту на кухне.; не использовать в пищу хлеб и другие продукты, зараженные плесневым грибком.

Список используемых ресурсов.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005 г.)

    Энциклопедия « Я познаю мир. Ботаника ». Автор Ю. Н. Касаткина (« Астрель », Москва, 2006 г.)

    Биология для увлеченных. Автор Н. И. Околитенко (« Феникс », Ростов - на – Дону, 2006 г.)

    Грибковые инфекции. Руководство для врачей. Сергеев А. Ю., Сергеев Ю. В. (ООО " Бином - пресс ").

    Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. Кн. 14. М., Большая Российская энциклопедия, 2006.

    Энциклопедия живой природы. Т.7, М., ОЛМА Медиа Групп;

ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006 г.

10. Большая энциклопедия природы. Грибы. Издательство: ООО "Мир книги", 2005. Том 8.

11. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга под редакцией Г.П.Шалаева. Издательство: АСТ-ЛТД. Москва, 1998 год; тома 6 и10.

12.

13.

14. http :// www . inflora . ru / diet / diet 234. html

15.

Приложение 1

Разнообразие плесневых грибков

Рис 1. Плесневый грибок Рис 2. Грибок синевы

Рис 3. Бурая плесень Рис 4. Дрожжевые грибки

Приложение 2

Таблица «Роль плесени»

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

    вызывают опасные болезни

    портят пищу человека

    губят книги

    разрушают дома

    уничтожают урожай

    вызывают гибель животных

    некоторые виды грибков могут вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания

    получено лекарство – пенициллин, губительный для бактерий

    эти маленькие труженики помогают получать вина, благородные сыры

    без плесени не было бы круговорота веществ на Земле.

Приложение 3

Начало эксперимента

Рис. Образцы хлеба, помещенные в разные условия.

Нумерация образцов

    1. Чашечка с хлебом открытая в холодильнике .

    2. Чашечка с хлебом открытая на столе при комнатной температуре

    3. Чашечка с хлебом, закрытая пакетом в холодильнике

    4. Чашечка с хлебом, закрытая пакетом на столе при комнатной температуре

Приложение 4.

Результаты эксперимента

Условия

день

день

день

день

день

день

Чашечка с хлебом, открытая в холодильнике

---

---

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Чашечка с хлебом, открытая на столе при комнатной температуре

---

---

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Хлеб засох

Чашечка с хлебом, закрытая пакетом в холодильнике

---

---

---

---

---

---

Чашечка с хлебом, закрытая пакетом на столе при комнатной температуре

---

Небольшие пятна

Зеленова

тые пятна увеличива-ются

Неболь-

шой пушок

Разраста-

ние плесени

Появ-

ление черного налета

Приложение 5

Конец эксперимента

Рис. Образцы кусочков хлеба.

Приложение 6

Есть несколько способов борьбы с этим явлением в наших домах:

1. Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения. Если ванная комната очень влажная после душа - она должна быть проветрена.

2. Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.

3. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.

4.Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера.

Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.

5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.

6. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.

7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.

8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.

9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.

ПОМНИТЕ, что предупредить появление плесени гораздо легче и дешевле, чем удалять грибок и устранять последствия такого поражения!

10. Обнаруженные на стенах или потолке маленькие темные пятна обработать перекисью водорода или столовым уксусом - в качестве первой неотложной меры.

Номинация

«Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

Горшнёв Глеб Константинович, 9 лет

Тюменская область, Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»,

3 «Д» класс

Научный руководитель:

Бородулина Елена Романовна, учитель начальных классов,

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Заводоуковск 2012

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

Горшнёв Глеб Константинович

9 лет, ученик 3д класс

Россия, г. Заводоуковск, Тюменская область, МАОУ «СОШ № 2»

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Лист

    Краткая аннотация____ ______________________________________ стр.

    Аннотация _________________________________________________ стр.

    План исследования__________________________________________ стр.

    Обоснование проекта ________________________________________ стр.

    Теоретическая часть:

    1. Интересные факты о плесени ___________________________ стр.

      Полезные свойства плесени _______________________________ стр.

    Практическая часть _______________________________________ стр.

    1. Мои домашние опыты _______________________________ стр.

    Заключение_________________________________________________ стр.

    Литература _________________________________________________ стр.

    Приложение_______________________________________________

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Горшнёв Глеб Константинович, 9 лет, 3д класс

В работе представлена информация о происхождении плесени, её характеристика.

В практической части даётся описание роста плесени на основе исследования.

См. приложение № 1.

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    АННОТАЦИЯ

Горшнёв Глеб Константинович, 9 лет, 3класс

Россия, г.Заводоуковск, Тюменская область, МАОУ «СОШ № 2»

Работа посвящена изучению плесени.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Выяснить, что такое плесень?

Я поставил перед собой задачи:

?

ГИПОТЕЗА:

Предположим, что плесень – это растение

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    изучить теоретический материал по данной теме, используя различные источники (книги, журналы, интернет).

    изучить, какую пользу и вред плесень приносят людям.

    практически пронаблюдать,как растет плесень в домашних условиях.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

Ответы на вопросы анкеты.

Работа с научной, художественной литературой и Интернет-ресурсами, посмотрел фильм о плесени.

Практическое исследование

В ходе работы над проектом я узнал, что такое плесень. Пронаблюдал за появлением ростом плесени. Теперь я могу рассказать о плесени моим друзьям.

Областной Креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация: «Общеобразовательное»

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

3. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить, что такое плесень.

октябрь 2012г.

Собрать информацию о плесени.

а) Узнать, что собой представляет плесень?

б) Какой вред или пользу она приносит людям ?

сентябрь-октябрь 2012г.

Наблюдение и исследование плесени.

октябрь-декабрь 2012г.

    ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Я выбрал именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в жизни плесень и насколько она важна в природе.

Я видел плесень много раз, но не знал от куда она берется.

Я задумался, а как она появляется? Какую пользу или вред она приносит людям? Мне стало интересно.И я решил заняться её исследованием.

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    Теоретическая часть:

Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Это бытовое, а не научное понятие. Если говорить, что плесень – это грибы, то и питается она, всасывая вещества из окружающей среды всем телом, грибницей, которая состоит из сильно разветвленных нитей.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Очень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов.

Чёрная, зелёная, красная, синяя, белая плесень названа так за окраску своей внешней части нитей.

Чем опасна плесень?

Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.

Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.

Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесень изменяется и становится более агрессивной. Даже если случиться катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.

5.1. Интересные факты о плесени:
1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения см. приложение №2.

2) В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».

3) После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.

4) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

5) Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает ракомпечени, они умирают, не дожив и до 40 лет.

5.2 Полезная плесень

Но существует съедобная и полезная плесень.

Такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, рокфор обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени. См. приложение №3

В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней.

Науке понадобилось насколько столетий, чтобы убедиться в том, что плесень не нарушает гармонию системы, а напротив она подает сигнал о нарушении, а расшифровать его – это уже задача человека.

Сегодня наука подошла близко к разгадке многих тайн плесени, но плесень продолжает преподносить все новые и новые сюрпризы.

исследовательский проект

Тема проекта:

«Плесень – вред или польза?»

    Практическая часть

    1. Мои домашние опыты

см. приложение №4

Опыт 1

Я взял подмороженный помидоры маленького размера выращенные летом на балконе.

Положил на тарелку.

1 неделя

Помидор помялся, не пахнет, мошек нет.

2 неделя

Появился кислый запах и мошки.

3 неделя

Появились черные точки в одном месте похожие на плесень.

4-5 неделя

Постепенно помидор зарос плесенью, она распространилась с большой скоростью.

Вывод: После появления плесень растет быстро.

Опыт 2

См. приложение№5

Я взял хлеб несколько кусочков,:
1-й день:
Одну часть кусочков увлажнил водой, затем хлеб положил в пакеты и убрал в шкаф. И принялся ждать.
2-й и 3-й день:
Ни чего не произошло..
4-й день:
Хлеб увлажненный начал покрываться плесенью, а в сухом пакете хлеб только не много подсох

В конце моего исследования я смог ответить на свой вопрос. Ответ: плесень быстрее появляется во влажной и теплой среде.

Опыт 3

См. приложение №6

Я взял молочные продукты:
1. Сметана (производитель «Золотые луга»
2.Голландский сыр(производитель неизвестен)
1-й день:
Я взял немного от каждого продукта, и положил в пластиковый контейнер в тёплое влажное место. И принялся ждать.
2-й день:
Появился специфический запах. И завелись мошки..
3-й день:
Запах усилился. Мошек стало больше. На сыре появился светло-зеленый оттенок.
4-й день:
Сыр начал покрываться плесенью.

5-й день:
Сыр покрылся плесенью. На сметане начал появляться светло-зеленый оттенок.
6-й день:
Сметана начала покрываться плесенью.
В конце моего исследования я смог ответить на свой вопрос. Ответ: сыр быстрее покрывается плесенью, чем сметана.

Заключение

Плесень всеядна, вездесуща, но страшнее всего то, что она редко бросается в глаза. В чистой комнате в каждом кубометре воздуха находится примерно до 500 спор грибов. Когда человек дышит, он вместе с воздухом вдыхает и споры грибов. Более крупные споры способны вызывать аллергию, а мелкие – легочные заболевания. Грибок, живущий внутри человека, в условиях иммунной недостаточности активизируется, начинает размножаться и может вызвать смертельные формы заболеваний. На детских площадках, на пешеходных тротуарах вдоль магистралей содержание грибов всегда превышает предельно допустимую концентрацию в несколько раз.
Делая этот проект, я много нового узнал о плесени и плесневых грибах. В частности я узнал, что плесень используется для изготовлении сыра, вин. Мне было интересно наблюдать, как растет и изменяется плесень день за днем. И много ещё для себя полезного и интересного. Думаю, что в дальнейшем, если я узнаю, что ученые открыли в изучении плесени что-то новое, меня это заинтересует, хотя раньше бы не заинтересовало.

Юлия Васильевна Кармакова
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»

I. ВВЕДЕНИЕ…3

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ….…. 3

1. Научная статья…. 4

1. 2. Что такое плесень….4

1.2. Как плесень влияет на здоровье человека….… 4

2. Практическая часть… 4

2.1. Условия появления и развития плесени… 4

2.2. Описание опытов…. 4-6

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 7

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 8

V. ПРИЛОЖЕНИЕ…. …9-12

I. ВВЕДЕНИЕ

Наша исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Я купил хлеб в магазине, положил его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. Возникли вопросы: что такое плесень? При каких условиях она образуется? Почему хлеб с таким налётом не используется в пищу?

Мы решили провести опыты с различными продуктами, такими как: черный хлеб и апельсин. Нам хотелось узнать, что такое плесень? Насколько она вредна для человека? При каких условиях появляется? Предметом нашего исследования стала плесень.

Мы поставили перед собой цель : узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется

Мы выдвинули гипотезу: возможно, основными факторами, влияющими на появление и разрастание плесени являются тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.

Для реализации поставленной цели мы решали следующие

задачи:

Изучить, что такое плесень.

Узнать о роли плесени в жизни человека.

Вырастить плесень на различных продуктах питания.

Определить факторы, влияющие на её появление и разрастание

Для решения поставленных задач и доказательства нашей гипотезы использовали следующие методы:

Теоретический (научный);

Практический;

Аналитический.

Исследование проводилось по плану:

1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

2. Определение целей, задач, гипотезы исследования

3. Закладка опыта

3.1. Наблюдение

3.2. Описание

3.3. Сравнение

3.4. Анализ, обобщение и систематизация результатов

Исследовательская работа «Загадочная плесень»

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Научная статья

1.2. Что такое плесень.

Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, зелёного цвета .

2.2. Как плесень влияет на здоровье человека

Очень долго считали, что плесень для человека безвредна. Но это не так. Всем известно, что нельзя употреблять в пищу несъедобные грибы. Но пищевые отравления могут вызвать и заплесневелые продукты, так как некоторые плесени образуют вредные вещества. Крайне опасны для человека афлатоксины. Их производит микроскопический гриб зелёно-жёлтого цвета, который может расти, особенно в тёплых условиях, на самых разных продуктах: джемах, сушёной рыбе, арахисе, бобовых и масличных культурах, зёрнах какао, кофе . Некоторые виды грибков вызывают диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания.

Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.

Но плесень может быть и полезной для человека. Столетия тому назад люди придумали использовать плесени для приготовления разных пищевых продуктов. В Европе истинные плесени используют при изготовлении сыров - рокфора, камамбера, бри, голубого датского. В странах Востока, в Японии плесени издавна применяют при производстве спиртных напитков, при приготовлении продуктов питания из сои, а также разнообразных соусов. А плесневый гриб, так пугающая всех чёрная плесень, начиная с 30-х годов XX века во всём мире до сих пор широко применяют в пищевой и фармацевтической промышленности как основной продуцент для производства лимонной кислоты.

Человеку впору поклониться плесени за то, что именно из неё в середине ХХ века был получен первый антибиотик - пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей .

2. Практическая часть

2.1. Условия появления и развития плесени

Мы поставили опыт, позволивший нам определить факторы, влияющие на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно непригодным для еды. Нами была выращена плесень на следующих продуктах питания: черном хлебе и апельсине. Также была составлена сводная таблица, в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени. (Приложение 1)

2.2. Описание опытов

Описание опыта № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе. (Приложение 2)

1. Закладка опыта (фотография 1)

Для эксперимента мы взяли три кусочка черного хлеба.

Первый кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;

Второй кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;

Третий кусок положили без влаги в теплое, светлое место.

Описание опыта через 1 день

В первой тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;

Во второй тарелке на хлебе ничего не появилось;

В третьей тарелке на хлебе ничего не появилось.

Описание опыта через 2 дня

В первой тарелке на хлебе появился белый «пушок»;

Во второй тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;

В третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, верхний слой хлеба подсох.

Описание опыта через 3 дня

В первой тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта и «пушок», а также появилось тёмно-серое пятно посередине;

Во второй тарелке на хлебе появился белый налёт и «пушок»;

В третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, начал черстветь средний слой.

Описание опыта через 3 дня (Фотография 2).

В первой тарелке на хлебе белый «пушок» стал плотнее, а тёмно-серое пятно потемнело и увеличилось в размерах;

Во второй тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта, и появилось тёмно-серое пятно посередине;

В третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, хлеб совсем высох.

На основе поставленного опыта № 1 можно сделать следующий вывод:

Описание опыта № 2 Выращивание плесени на апельсине (Приложение 3) Закладка опыта (фотография 3)

Для эксперимента мы взяли три дольки апельсина.

Первую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;

Вторую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;

Третью дольку положили без влаги в теплое, светлое место.

Описание опыта через 1 день (Фотография 4)

В первой тарелке на дольке апельсина появился серо-белый пушистый налёт;

Во второй тарелке на дольке апельсина появился белый пушистый налёт;

В третьей тарелкена дольке апельсина ничего не появилось, кожица апельсина стала подсыхать.

Описание опыта через 2 дня (Фотография 5)

В первой тарелкена дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, стал больше «пушок» и появились чёрные пятна;

Во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, появился «пушок»;

В третьей тарелке на дольке ничего не появилось, кожица апельсина высохла.

Описание опыта через 3 дня (фотография 6)

В первой тарелкена дольке апельсина «пушок» стал тёмно-серым и увеличилось количество чёрных пятен;

Во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, увеличился «пушок» и появились чёрные пятна;

В третьей тарелке долька апельсина высохла.

На основе поставленного опыта № 2 можно сделать следующий вывод:

плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.

Исследовательская работа «Загадочная плесень»

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Плесень – название гриба, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, и также есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.

2. Продукты, имеющие плесень токсичны и могут рано или поздно послужить для начала развития различных заболеваний, поэтому такие продукты нельзя употреблять в пищу.

3. Плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло, влага нет света и проветривания.

В результате поставленного опыта выявлены условия появления плесени, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. Наша гипотеза подтвердилась.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. / Москва, «Махаон», 2003.

2. Робин Керрод, Уинди Мадгуик /Книга знаний в вопросах и ответах. М. ,«Махаон», 2003.

4. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» / Наука на марше / Биология

№10, 2009 год

5. Олег Чистовский / Грибы-целители (Серия - Исцели себя сам).

6. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+» 1997 г.

7. http://www.globalproquim.hu/wp-content/uploads/2011/03/elpazarolt-ivoviz.jpg

8. http://kuharka.com/uploads/posts/2011-03/1299073986_syr-rokfor.jpg

9. http://www.shouragroup.com/Images/gallery/Fruitsbig/ab35b.jpg

10. http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm

Абдулов Анвар,Тодорчук Вероника

I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ……………………………….……………………….......3

1. Научная статья……………………………………………………………………………..4

1. 2. Что такое плесень……………………………………………………………………….4

1.2. Как плесень влияет на здоровье человека………………………………………….… 4

2. Практическая часть……………………………………………………………………… 4

2.1. Условия появления и развития плесени……………………………………………… 4

2.2. Описание опытов………………………………………………………………………...4-6

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...7

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...8

V. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...…9-12

I. ВВЕДЕНИЕ

Наша исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Я купил хлеб в магазине, положил его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. Возникли вопросы: что такое плесень? При каких условиях она образуется? Почему хлеб с таким налётом не используется в пищу?

Мы решили провести опыты с различными продуктами, такими как: черный хлеб и апельсин. Нам хотелось узнать, что такое плесень? Насколько она вредна для человека? При каких условиях появляется? Предметом нашего исследования стала плесень.

Мы поставили перед собой цель : узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется

Мы выдвинули гипотезу : возможно, основными факторами, влияющими на появление и разрастание плесени являются тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.

Для реализации поставленной цели мы решали следующие

задачи:

· Изучить, что такое плесень.

· Узнать о роли плесени в жизни человека.

· Вырастить плесень на различных продуктах питания.

· Определить факторы, влияющие на её появление и разрастание

Для решения поставленных задач и доказательства нашей гипотезы использовали следующие методы:

· теоретический (научный);

· практический;

· аналитический.

Исследование проводилось по плану:

1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

2. Определение целей, задач, гипотезы исследования

3. Закладка опыта

3.1. Наблюдение

3.2. Описание

3.3. Сравнение

3.4. Анализ, обобщение и систематизация результатов

Исследовательская работа «Загадочная плесень»

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Научная статья

1.2. Что такое плесень.

Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, зелёного цвета .

2.2. Как плесень влияет на здоровье человека

Очень долго считали, что плесень для человека безвредна. Но это не так. Всем известно, что нельзя употреблять в пищу несъедобные грибы. Но пищевые отравления могут вызвать и заплесневелые продукты, так как некоторые плесени образуют вредные вещества. Крайне опасны для человека афлатоксины. Их производит микроскопический гриб зелёно-жёлтого цвета, который может расти, особенно в тёплых условиях, на самых разных продуктах: джемах, сушёной рыбе, арахисе, бобовых и масличных культурах, зёрнах какао, кофе . Некоторые виды грибков вызывают диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания.

Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.

Но плесень может быть и полезной для человека. Столетия тому назад люди придумали использовать плесени для приготовления разных пищевых продуктов. В Европе истинные плесени используют при изготовлении сыров - рокфора, камамбера, бри, голубого датского. В странах Востока, в Японии плесени издавна применяют при производстве спиртных напитков, при приготовлении продуктов питания из сои, а также разнообразных соусов. А плесневый гриб, так пугающая всех чёрная плесень, начиная с 30-х годов XX века во всём мире до сих пор широко применяют в пищевой и фармацевтической промышленности как основной продуцент для производства лимонной кислоты.

Человеку впору поклониться плесени за то, что именно из неё в середине ХХ века был получен первый антибиотик - пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей .

2. Практическая часть

2.1.Условия появления и развития плесени
Мы поставили опыт, позволивший нам определить факторы, влияющие на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно непригодным для еды. Нами была выращена плесень на следующих продуктах питания: черном хлебе и апельсине. Также была составлена сводная таблица, в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени. (Приложение 1)

2.2. Описание опытов

Описание опыта № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе. (Приложение 2)

1. Закладка опыта (фотография 1)

Для эксперимента мы взяли три кусочка черного хлеба.

· Первый кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;

· Второй кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;

· Третий кусок положили без влаги в теплое, светлое место.

Описание опыта через 1 день

· в первой тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;

· во второй тарелке на хлебе ничего не появилось;

· в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось.

Описание опыта через 2 дня

· в первой тарелке на хлебе появился белый «пушок»;

· во второй тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;

· в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, верхний слой хлеба подсох.

Описание опыта через 3 дня

· в первой тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта и «пушок», а также появилось тёмно-серое пятно посередине;

· во второй тарелке на хлебе появился белый налёт и «пушок»;

· в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, начал черстветь средний слой.

Описание опыта через 3 дня (Фотография 2).

· в первой тарелке на хлебе белый «пушок» стал плотнее, а тёмно-серое пятно потемнело и увеличилось в размерах;

· во второй тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта, и появилось тёмно-серое пятно посередине;

· в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, хлеб совсем высох.

На основе поставленного опыта № 1 можно сделать следующий вывод:

плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.

Описание опыта № 2 Выращивание плесени на апельсине (Приложение 3) Закладка опыта (фотография 3)

Для эксперимента мы взяли три дольки апельсина.

· Первую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;

· Вторую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;

· Третью дольку положили без влаги в теплое, светлое место.

Описание опыта через 1 день (Фотография 4)

· в первой тарелке на дольке апельсина появился серо-белый пушистый налёт;

· во второй тарелке на дольке апельсина появился белый пушистый налёт;

· в третьей тарелкена дольке апельсина ничего не появилось, кожица апельсина стала подсыхать.

Описание опыта через 2 дня (Фотография 5)

· в первой тарелкена дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, стал больше «пушок» и появились чёрные пятна;

· во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, появился «пушок»;

· в третьей тарелке на дольке ничего не появилось, кожица апельсина высохла.

Описание опыта через 3 дня (фотография 6)

· в первой тарелкена дольке апельсина «пушок» стал тёмно-серым и увеличилось количество чёрных пятен;

· во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, увеличился «пушок» и появились чёрные пятна;

· в третьей тарелке долька апельсина высохла.

На основе поставленного опыта № 2 можно сделать следующий вывод:

плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.

Исследовательская работа «Загадочная плесень»

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Плесень – название гриба, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, и также есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.

2. Продукты, имеющие плесень токсичны и могут рано или поздно послужить для начала развития различных заболеваний, поэтому такие продукты нельзя употреблять в пищу.Слайд 2

цель: узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется

гипотеза: возможно, основными факторами, влияющими на появление и разрастание плесени, являются тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания

З адачи: Изучить, что такое плесень Узнать о роли плесени в жизни человека Вырастить плесень на различных продуктах питания Определить факторы, влияющие на её появление и разрастание

Что такое плесень?

Применяется для производства лимонной кислоты ПЛЕСЕНЬ

ПЛЕСЕНЬ Пенициллиум оранжево-серый Пенициллум золотистый – родоночальник антибиотиков группы пенициллинов.

опыт № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе 1-й день

опыт № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе 3-й день

опыт № 2. Выращивание плесени на дольке апельсина 1-й день

опыт № 2. Выращивание плесени на дольке апельсина 2-й день

опыт № 2. Выращивание плесени на дольке апельсина 3-й день

опыт № 2. Выращивание плесени на дольке апельсина 4-й день

ВЫВОД: первое условие для развития плесени – влажность второе условие для развития плесени – температура третье условие для развития плесени – отсутствие циркуляции воздуха Наша гипотеза подтвердилась.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: