Игра во вкладыши. Вкладыши

Вареные джинсы

На смену обычным джинсам, которые стали намного более доступными, пришли джинсы из вываренной ткани. Степень выварености была разной, рецепты варки и название необходимых химикатов передавались по секрету. Наиболее смелые вываривали синие джинсы до предела, превращая их в белые. Белые джинсы были верхом пижонства.

Фантики и вкладыши

Удивительным образом появлявшиеся у детей обертки и вкладыши от жевачек превратились в предмет фетиша. Причем обычным коллекционированием не ограничилось. Параллельно с коллекционированием вошла в моду игра на вкладыши. Шлепком ладони по вкладышу нужно было перевернуть его обратной стороной. На удивление, эта игра была возведена в ранг азартных, игроков в школах ловили, отбирали коллекционные материалы и строго наказывали вплоть до вызова в школу родителей.

Игра «Монополия».

Достать такую игру было почти не реально. Мне привезли ее из Югославии. В силу незнания сербского, мы придумали свои правила, которые, как я подозреваю, имели мало общего с исходными. А настоящие правила нам объяснить было некому. И, тем не менее, игра «монополия» была удивительно увлекательной и азартной (в самом лучшем смысле слова).

Машинки из бумаги.

Разновидность игры во вкладыши. С той только разницей, что игровые машинки делались своими руками из бумаги и раскрашивались цветными чернилами. Два игрока дули в машинки, которые сталкивались. Если чужая машинка переворачивалась, то она доставалась противнику.

Электронный морской бой

Удивительная игра, со звуком и световыми эффектами. Ни о какой полифонии, разумеется, речь не шла. Скрипящий звук имитировал взрыв от торпеды.

В какой-то момент среди девушек в моду вошли обтягивающие ноги колготки из плотного материала, которые сразу получили название лосин (по названию таких же чулков, которые в средние века носили мужчины и которые были сделаны из лосиной кожи). Это был обязательный атрибут сексуальности. Стандартом были лосины, надетые под миниюбку или под удлиненный свитер. Никого не смущало, что в Европе лосины – рабочая одежда проституток. Еще одно (более позднее) название «дольчики» (так обычно называли цветные лосины), судя по всему, уходило корнями в название фирмы Дольче и Габбана.

Напульсники

Специальные кожаные напульсники для тяжелоатлетов было принято украшать металлическими заклепками и шипами. В результате получался атрибут человека, который позиционировал себя как «металлиста», то есть поклонника музыки соответствующего направления. Однако, через какое-то время брутальные напульсники стали носить все остальные. Выглядело крайне устрашающе.

Электронные игры Зеленоградского завода.

Сейчас трудно кого-либо удивить портативной игровой приставкой. А вот тогда это было пределом мечтаний. И никого не смущало, что играть приходилось всего в одну игру на маленьком монохромном дисплее (иллюзию цвета создавали, нанося рисунки поверх дисплей). Игра стоила 25 рублей, что соответствовало стоимости некоторых моделей велосипедов. Первоначально это была «Ну, погоди», потом появились «Веселый пекарь», «Тайны океана» и другие. Ходил слух, что при наборе тысячи очков устройство показывает мультик. Судя по всему, миф имел в своей основе представление о том, что набрать такое количество очков просто невозможно. Лично меня постигло разочарование, когда после набора такой цифры, я никакого мультика не увидел.

Велосипеды.

Персональное транспортное средство всегда было мечтой мальчишек, независимо от эпохи. В моем детстве основными моделями были «Орленок» (наиболее демократичный по цене, с горизонтальной рамой, на которой можно было возить второго пассажира), «Салют» (считавшийся рекордсменом по скорости из-за размера колес), и уступавший ему по скорости, но выигрывавший по проходимости и маневренности «Кама». Из детских моделей я бы отметил «Дружок» и «Бабочка» - к ним приделывалась дополнительная пара колес, помогавшая держать равновесие. Стандартным тюнингом дл велосипеда были дополнительные катафоты и трещалки, устанавливавшиеся на колеса для придания дополнительного шумового эффекта.

Духовые ружья.

Несложная конструкция из деревянного цевья, пластиковой трубки и резинки, позволявшая стрелять шариками из пластилина. Отражение мальчишечьей страсти к оружию. Назывались «самострелами»

Настольный хоккей.

При всем кричащем примитивизме этой игры, она была одной из самых популярных и востребованных. Подразделялась на хоккей с плоскими металлическими игроками (они были выполнены в виде персонажей известного мультика «Шайбу, шайбу!» и более современную – с пластиковыми, объемными игроками. Мы с моими одноклассниками даже проводили целые турниры. Победить должна была, конечно, сборная СССР.

Брызгалки.

Я не знаю, откуда, но взялась мода на поливание друг друга водой при помощи брызгалок и одноразовых шприцов. Конструкции брызгалок были самыми разными. Как правило – пластиковая бутылка (тогда она была большим дефицитом – как правило использовался флакон из-под бытовой химии), со вставленной в нее корпусом шариковой ручки. Однако шприц позволял обеспечить намного более высокую точность попадания. Тем более – шприц, даже «заряженный» было реально проносить в школу в кармане формы незамеченным.

Кроссовки Адидас.

Показатель статуса. Возможность купить такие кроссовки была отличительной чертой обеспеченного человека с возможностями. Эти кроссовки были жутким дефицитом. И это несмотря на то, что шились они в Москве на заводе, расположенном в Бескудниково. Удивительное дело – спортивная обувь стала обувью парадной, «на выход».

Пинг-понг

Дефицитом было все, что необходимо для этой игры. Ракетки, мячики, столы, сетка. Самая доступная ракетка – «сухарь». Самая почетная – «Мягкая» (ею можно было «крутить», а ее качество проверяли, проводя плоскостью по волосам). Модным было расписывать поверхность «мягкой» ракетки названиями любимых музыкальных групп. Самые простые шарики – отечественные, «деревянные». Самые прогрессивные – китайские.

Крашенные челки

Удар новой культуры, которую принято называть «новой волной», был настолько силен, что смог преодолеть «железный занавес». Люди, понятия не имевшие, что такое Duran Duran, при помощи перекиси водорода высветляли себе челки именно так же, как у членов этой группы. Это обеспечивало почти сто процентный успех среди окружавших его девчонок. Девчонки же отвечали «стоячей челкой», на создание которой уходило значительного количества лака для волос.

Джинсы Пирамиды.

Удивительный по своей форме вид джинсовых брюк, завоевавших невероятную популярность. Одежный ансамбль из «пирамид», вкупе с мокасинами, белыми носками и фирменной майкой или белой рубашкой был призван сигнализировать о том, что человек знает толк в моде.

Фотографии рок-групп

Образы членов групп Kiss и фотокопии обложек альбомов Iron Maiden продавались по цене от 50 копеек до рубля в туалете любой школы. Популярность таких фотографий для меня до сих пор является загадкой.

Магнитофон «Электроника 302»

Главный музыкальный фетиш моего поколения. Удивительно живучий, устойчивый к разрушению от частых падений, простой как автомат ППШ, он всегда был главным участников всех компаний и тусовок. При его помощи можно было вполне организовать компактную дискотеку. Магнитофон ставился на пол, а желавшие потанцевать становились кругом вокруг него. Основным критерием качества записи являлась ее громкость. Зачастую запись производилась напрямую – из динамика одного магнитофона в микрофон другого. Главной технологической проблемой интерфейса этого устройства являлась нефиксировавшаяся кнопки перемотки. Для решения этой проблемы применялась отвертка, которой и фиксировалась кнопка. Самым ценным являлись крайне дефицитные батарейки, которые (при наличии специального «батареечного» блока питания) давали возможность делать устройство мобильным. Магнитофон отлично лежал в согнутой в локте руке. Особым шиком были прогулки компании с включенным магнитофоном.

Аудиокассеты

Поначалу представляли собой страшный дефицит, при том, что цена за одну кассету была 10 рублей. Кассеты делились на отечественные и импортные, и по времени звучания – 30 минут, 90 и 120 (последние были самые капризные – в них пленка была тонкая и скоропортящаяся от частого прослушивания). Потом в большом количестве начали плодиться палатки, где можно было купить кассету с записью. Можно было так же сдать свою кассету, чтобы тебе на нее записали нужного исполнителя (списки исполнителей с альбомами вывешивались на стене палатки). Был, правда, риск, что из сданной тобой приличной кассеты Denon вынут лентопротяжный механизм с пленкой и взамен запихнут ленту из отечественной кассеты. Потом появились польские кассеты с записью, отличительной чертой которых было оформление «под родную». Полиграфия, которой наносилась картинка с официальной кассеты, была ужасной, однако это было круто. Если поблизости не было розетки для магнитофона, то перемотка кассеты осуществлялась при помощи карандаша – на него идеально надевалось отверстие лентопротяжного механизма. Это позволяло экономить крайне дефицитные батарейки в магнитофоне.

Кадры из фильмов

Тоже довольно странное увлечение – сбор кадров из фильма «Гостья из будущего». Каким-то образом находилась пленка, которая разрезалась на кадры. Их можно было потом смотреть через диафильм-проектор. Как-то мне посчастливилось найти тайник, в котором лежал огромный пакет с кусками пленки с кадрами. Это было настоящим счастьем.

Возможность зарядить в магнитофон кассету с фильмом, который ты хочешь посмотреть в данный момент, волновала умы всех. То есть теперь ты был независим от официальных медиа-ресурсов, не нужно было ждать, когда они покажут тебе то, что ты хочешь смотреть именно сейчас. Не говоря уже о том, что большую часть видеофильмов дождаться по телевизору было практически невозможно. Пожалуй, это был самый сильный удар по официальным средствам массовой информации. Фактически, само устройство запретить не могли. Могли придраться только к фильмам, которые на нем просматривались. Любимой тактикой борьбы милиции с просмотром запрещенной кинопродукции было неожиданное выключение электричества к подъезде (достать кассету их видеомагнитофона без тока было невозможно). После этого борцы за нравственность вламывались в квартиру и производили изъятие кассеты. И горе было владельцам устройства, если на этой кассете было что-то, включенное в список запретных фильмов. В более позднее время начали организовываться «видеосалоны», в которых можно было посмотреть западные фильмы – от 50 копеек до полутора рубля за просмотр. Особым интересом пользовались фильмы «с элементами эротики». Салон представлял собой комнатушку со стульями, стоявшими в ряд, перед которыми стоял телевизор более менее приличной диагонали с подключенным видеомагнитофоном.

В какой-то момент в палатках и на лотках начали продаваться значки с изображениями киногероев, музыкальных кумиров и веселыми поговорками. Самой популярной была фразы «Куй железо пока Горбачев». Никто не видел ничего плохого в том, чтобы вся твоя одежда была утыкана такими значками.

Персональный переносной источник музыки – это было что-то такое, за что можно было продать душу. Возможность слушать любимую музыку в любой обстановке – в метро, на уроке, дома, на улице – это было пределом мечтаний. Возможность добыть нормальный walkman появилась не сразу. Поначалу приходилось пользоваться продукцией отечественных производств. Штука была тяжелая и бестолковая. Наушники представляли собой нечто устрашающее. Корпус был выполнен из металла. Но функцию свою это устройство выполняло.

Официально в СССР можно было купить четыре вида жевачки: мятная, апельсиновая (с Незнайкой на упаковке), малиновая и самая противная – «кофейный аромат». Неофициально жевачка завозилась выездными из заграничных поездок (это был самый лучший сувенир). Жевание носило удивительно сакральный смысл. По сути, неважно было, что ты жуешь (умельцы творили самодельную жевачку из зубной пасты, запекая ее на обычной батарее отопления). Сам факт жевания символизировал твою причастность к современной культуре и моде. Жевать было модно. Никакими разговорами про вредоносность этого действия для желудка и сравнением со жвачными животными нельзя было отбить желание жевать. Сама жевачка (особенно импортная) являлась универсальной валютой, на которую можно было выменять что угодно.

Пиво в банках

Вот это было реально круто. Осознание того, что нормальное пиво не может храниться в жести, пришло позже. Сам факт поглощения пива из жестяных банок – это был повод предаться иллюзиям о красивой жизни, которую видел только на видео. Там все пили только из банок. И еще было принято устраивать коллекции из жестяных банок из-под пива на кухне, на специальной полочке.

Компьютер Микроша

Человеку, родившемуся после 2000 года, будет очень сложно доказать, что игры в компьютер можно загружать посредством магнитофонных кассет. Честно говоря, для меня до сих пор загадка, как эта скрипяще-визжащая какофония из динамика магнитофона превращалась в примитивную (по нынешним понятиям) компьютерную игру на монохромном телевизоре, который служил монитором. За возможность поиграть в такие примитивы в специальных «компьютерных центрах» платились немалые деньги.

Пепси-колу было вполне реально купить в магазине, хотя и стоила одна значительно дороже отечественного лимонада – 45 копеек против за Пепси против 18 копеек за такую же, к примеру, Померанцевую Флору. А вот бутылки с кока-колой попадались намного реже, и потому ценились намного выше. Находились люди, которые на полном серьезе заявляли, что чувствуют вкусовую разницу между этими напитками.

Набор «Юный химик».

Прекрасная возможность почувствовать себя алхимиком, смешивающим что угодно с непонятно чем. Инструкция, понятное дело, терялась первой. Процесс смешивания веществ в пробирках, колбах и ретортах был намного увлекательней, чем какая-то там инструкция. Как результат – прожженная кислотой футболка и первый самодельный порошок для лимонада.

Полнометражные мультфильмы

Их было совсем немного, и все они пользовались невероятным успехом. «Властелины времени» лично я просмотрел в кинотеатре 12 раз, и каждый раз на последних кадрах у меня перехватывало дыхание. Кроме них были «Король и птица» и «Лисенок Вук», а более редкий мультфильм «Корабль-призрак» было принято пересказывать по ночам как «страшную историю».

Тогда он не воспринимался как отечественная альтернатива Кока-коле и продавался в разлив из палатки или передвижной цистерны. Я никогда не мог себе отказать в удовольствии выпить большую (пивную) кружку за 6 копеек. И очень жалел, когда квасные палатки пропали с улиц Москвы. Квас был свежим, не пастеризованным. И окрошка из него получалась самая вкусная.

Автосимулятор «За рулем»

Управление магнитом в форме автомобиля, который движется по кругу, доставляло неописуемое удовольствие. Особым шиком считалось умение проскакивать через небольшой участок дороги, не предназначенный для движения (кто играл, тот должен помнить). Для этого требовалось филигранное владение рулем и чувством момента.

Арабские сигареты

Даже не представляю, кому в голову пришло завозить на наш рынок сигареты из арабских стран, но точно знаю, что они были дико популярны среди молодежи. Причиной тому была яркая пачка (черная или темно-синяя), дающая полное ощущение, что ты куришь «фирму», то есть дефицитные импортные сигареты. Очарование импортных сигарет тогда было очень сильным.

Телеканал 2х2

Это было настоящим прорывом. Совершенно новый подход к подаче информации. Теперь не надо было вылавливать мультики и музыкальные программы в сетке вещания. Их крутили целый день. Это было почти мечтой. Первые музыкальные ролики показали именно на этом канале. Savage, Duran Duran, Sabrina, Alphaville, Мальчишник – первыми эти ролики показал именно 2х2. Вращающаяся эмблема канала под бодрую классическую музыку производила почти магнетическое воздействие.

Скейтборд.

Их привозили в качестве дорогого подарка откуда-то из Прибалтики. Кататься на них мало кто умел, но иметь «скейт» было мечтой любого мальчишки. От современного он отличался так же, как «Жигули» отличаются от «Мерседеса». Увековечен в культовой картине «Курьер» Карена Шахназарова. Именно на таком там катаются Иван с Базиным.

Новогодний конфетный набор

Как правило, упаковывался в коробку в виде одной из кремлевских башенок. Содержал в себе самые разные конфеты – от банальных ирисок «Кис-кис» до самого почетного – леденцов на палочке. Содержимое конфетного набора всегда было предметом для обмена, в зависимости от вкусовых предпочтений хозяина. Были такие, что и ириски любил.

Программируемый танк

Вызывал восторг не столько сам танк, сколько возможность программировать его действия. Придумывался целый спектакль с его участием – движение, стрельба, издавание звуков.

Снегокаты

Поначалу это был классический «Чук и Гек», однако скоро к нему присоединился более футуристичный «Аргамак», с почти автомобильным рулем. Это было намного круче, чем простые санки. Для остроты ощущений снегокат можно было привязать к бамперу автомобиля.

Электронные часы

Иметь часы – всегда было мечтой любого мальчишки. Однако век прогресса наступал, и иметь обычные часы было уже не так почетно. Мечтой стали электронные часы. Их дизайн до сих пор остается поводом для раздумий современных дизайнеров, однако тогда критерии оценки были совсем другие. В часах обязательно должно было быть звуковое сопровождение. Качество оценивалось количеством мелодий, установленных в часах.

Мороженное

Лакомство на все времена. Пожалуй, наиболее гениальное из всего изобретенного человечеством. Выбор был невелик – Пломбир «за 48 копеек», Эскимо, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, а так же самые неудобные для поедания на ходу – «Лакомка» и вафельный брикет. Принято было считать, что самое вкусное мороженное продавалось на углу ГУМа (время от времени выезжала тележка с тетенькой). У этого мороженного был значитеьный минус – оно накладывалось в стаканчик шариком. А под ним было пустое пространство. То есть стаканчик не был заполнен до конца. А самое необычное – мороженное «Полет» в ресторане гостиницы «Россия».

Рисовалка по песку.

(картинки не нашел)

Один из самых необычных на тот момент способов выявления рисовального
таланта. Рисовать на простой бумаге и в книжках-раскрасках было скучно.
А вот водить двумя манипулятора, заставляя скрытый от глаз механизм
чертить линии на серебристом песке, который облеплял экран – это было
крайне модно.

Книги писателя Волкова.

На фоне всеобщего книжного дефицита книги Волкова о приключениях Урфина Джуса, Эли, Тотошки и их производных стояли особняком. «Урфин Джус и его деревянные солдаты», «Желтый туман» еще можно было разыскать, а вот последняя книга (дописанная за умершего к тому времени автора художником книги) «Тайна заброшенного замка» была крайне дефицитной. Я ее, кстати, так и не успел найти и прочитать. Ее давали на одну ночь и строго следили за возвращением. Популярности этой книжной серии могли позавидовать многие маститые авторы.

Головоломка змейка

Отличный способ для убивания времени и развития фантазии. Какие только фигуры не приходилось из нее складывать…

Колбы для сока.

Почти в любом универсаме был отдел, где наливали соки и молочные коктейли. Сок наливали из особых конусов. Это был обычный сок, но сам факт наливания его из столь необычной тары превращало процесс в нечто загадочное.

Многие известные и популярные педагоги разных времен (Монтесорри, Никитины, Зайцев и пр.), в своих учениях о развивающей игре рекомендуют использовать эти простые, но действительно полезные игрушки. Поэтому, игрушки-вкладыши - можно с уверенностью отнести к развивающим игрушкам.

Какие бывают вкладыши?

Вкладыши могут быть самыми разнообразными, но все их подвиды разделяются на две категории:

. Вкладыши-мисочки - это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Их можно вкладывать друг в друга, выкладывать из них пирамидку и пр.
. Рамки-вкладыши - это рамки (или объемные коробки) - с прорезями-окошками разных форм, к ним существуют «ключики» - вкладыши соответствующих форм - для заполнения этих окошек...

Какие способности ребенка могут развить вкладыши?

Вкладывая составные части вкладыша - друг в друга по размеру и форме, ребенок учится соотносить величину и форму предметов , а также координировать действия руки и глаза . Эти игрушки очень полезны для развития мышления и восприятия формы и размера ребенком , как в конце первого, так и на всем втором и даже третьем году жизни малыша. В процессе игры с этими предметами, ребенок с Вашим участием открывает такие свойства предметов, как: глубокий, плоский, круглый, овальный, большой, маленький и т.д.

Вкладыши дают возможность взаимодействовать с ними разнообразно , поэтому они помогут развить воображение малыша . Так, например, в игре с вкладышами-мисочками можно как вкладывать их друг в друга, так и выкладывать из них пирамидку. Если же они окрашены в различные цвета, это можно использовать для ознакомления ребенка с цветом . Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно использовать их как формочки для игр с песком. Мисочки, с отверстиями на дне и без них, можно также использовать для экспериментов с водой. Фантазиям нет предела - вкладыши в форме кубов можно использовать даже как домики для сюжетных игр .

Как правильно выбрать игрушки-вкладыши?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе вкладышей необходимо учесть и такие факторы:

Ориентируйтесь на возраст Вашего крохи: для малыша от 10 месяцев подойдет набор полых вкладышей, состоящий из трех предметов, явно различающихся по величине (можно выбрать таковой из полного набора вкладышей). В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Стоит обратить внимание на то, как выполнена их конструкция . Например, вкладыши-мисочки должны быть изготовлены так, чтобы вкладывать их друг в друга - было удобно и просто даже самой неопытной детской руке. Если малыш самостоятельно не сможет справиться с таким заданием - он устанет и откажется от такой игры. Рамки-вкладыши же должны быть небольшие: размером 20-25 см., чтобы кроха мог охватить их взглядом. Отверстия для вкладышей должны четко соответствовать их контуру. В одно и то же отверстие должен вставляться только один подходящий по форме вкладыш. Ведь вкладыш-«круг» тоже можно вставить в отверстие-«квадрат» - если тот будет больше его по размеру.

Вкладыши могут быть сделаны из любого материала (пластмассовые, деревянные, картонные) - в любом случае они должны быть приятны на ощупь.

В рамках-вкладышах следует обращать внимание и на то, что если они выполнены из мягкого материала, то мягкость контура не позволяла вставить в отверстие вкладыш несоответствующей ему формы , так если ребенок его сомнет в руке. Если игрушка это позволяет - то ребенок занимается простым вкладыванием и перестает ориентироваться на особенности формы, не освоив развивающей задачи.

Хорошо, если выбранные вами игрушки будут обладать многофактурностью, широкой гаммой цветов - это поможет развить у ребенка сенсорную активность.

Фото: Скриншот игры Far Cry 3: Blood Dragon

Сейчас все подряд пытаются заработать на ностальгии. Новые версии старых игр, сиквелы к сериям десяти-, а то и двадцатилетней давности, небольшие инди-проекты, стилизованные под 1980-е или начало 1990-х - этим занимаются все, от крупных игровых издательств до маленьких студий, состоящих из пары человек. Но ностальгия - не гарантия успеха; отсылки к старому доброму прошлому не помешали Duke Nukem Forever провалиться, а многим безвестным проектам кануть в Лету. Тем удивительней, что команде, которая делала Far Cry 3: Blood Dragon практически удалось вывести формулу идеальной ретро-игры.

Главным грехом создателей ретро-игр является попытка напрямую торгануть старым добрым прошлым. Они не стараются переосмыслять штампы, которые использовались в боевиках тех лет. Топорная ирония (привет все тому же Дюку Нюкему) - это максимум, на который можно рассчитывать, играя в ретро-шутер. Там будет либо пафос (совершенно прямолинейный, со спасением президента и/или мира с каменным выражением лица), либо тупейшие шутки, которые так или иначе восходят к fuck you, asshole из первого «Терминатора».

Blood Dragon идет по иному пути. Да, он заимствует и цитирует. Да, в игре полно отсылок к образам, знакомым любому, кто рос в 1980-е и 1990-е - начиная от самой идеи киборгов-коммандо, спасающих мир, и заканчивая локациями, которые заставляют вспомнить Mortal Kombat. Да, это не тонкие игры в постмодернизм. Да, тупых шуток там тоже достаточно. Но игра Ubisoft - это больше чем набор штампов, надерганных из культовых фильмов и игр. Потому что она отсылает не столько к ним самим, сколько к нашим воспоминаниям о том, как эти фильмы и игры выглядели в детстве.

Сюжет (и вся стилистика) игры до боли напоминает те истории, которые дети младшего школьного возраста, познакомившиеся с «Терминатором» и «Парком Юрского периода», рассказывали друг другу на переменах, пока играли во вкладыши на подоконниках. Это классическая детская сказка о том, кто кого сборет, Терминатор тиранозавра или тиранозавр Терминатора. И благодаря этой концепции разработчики получают абсолютную свободу придумывать свой больной безумный мир, в котором ни одна деталь не будет выбивающейся или излишней (или слишком уж трэшовой).

Гигантские радиоактивные динозавры, которые стреляют лазерами из глаз? Куда без них. Годзилла передает вам привет и попутно жрет друзей и врагов, попавших под ноги. Кибернетические акулы, охраняющие тайный реактор? Легко, им даже не удивляешься. Ужасные зомби с горящими зелеными глазами, сделанные из живых и мертвых безумных ученых (running dead, бегущие мертвецы, в пику популярным нынче ходячим)? Тоже ерунда, вписываются в мир как родные. Главный злодей - киборг, маньяк и любитель хлебнуть драконьей крови? И без него тут тоже никак не обойтись.

Все это приправлено щедрой долей «крутых шуток», а также огромным количеством взрывов, пинков и коварных нападений со спины. Игра остается верна себе до самого финала, в котором герой окончательно сражает врага с помощью убер-оружия (как известно, оно всегда появляется в настоящих детских историях про борьбу супердобра и суперзла).

По геймплею Blood Dragon практически не отличается от собственно Far Cry 3: и там, и там есть остров, который надо исследовать (в аддоне он, конечно, значительно меньше). Он населен животными, которых (как и в просто Far Cry 3) можно отстреливать и получать за это бонусы. По дорогам ездят машины и шатаются патрули (особой опасности они не представляют: как и в основной игре, искусственный интеллект тут не блещет). Если заниматься тем, что мы привыкли делать в Far Cry 3 (шляться по острову и вырезать все подряд), то игра наскучивает очень быстро. Особой разницы между СВД и «кобраконом», по сути, нет, и неважно, кто населяет очередной гарнизон - киборги из Омеги или обычные пираты. Различаются они разве что визуально: пейзажи в Blood Dragon ассоциируются не столько с отпуском в тропиках, сколько с Super Contra - но только с видом от первого лица.

В Blood Dragon интереснее всего следовать сюжетной кампании - прискорбно короткой, но очень увлекательной и разнообразной. За семь миссий, которые в ней есть, герой успевает взорвать кучу стратегических объектов, набить морду двум радиоактивным драконам, а в финале - даже покататься на одном из них. Помимо стандартной зачистки лабораторий с безумными учеными (ее украшают хорошо написанные диалоги, в которых ученые, например, переругиваются с искусственным интеллектом или обещают герою безвременную, но разнообразную кончину) там можно попасть в параллельный мир, где воссоздается атмосфера игр вроде Blood. И все это происходит под отличную музыку, выдержанную в духе 1980-х, и перемежается заставками, стилистика которых также хорошо знакома тем, кто вырос в этот период. Вишенкой на торте служит то, что главного героя, киборга-коммандо модели Марк IV Рекса Пауэр Кольта, озвучивает Майкл Бин. И благодаря его голосу иллюзия возвращения в детство становится завершенной.

Blood Dragon не пытается умничать и иронизировать над старым добрым прошлым или дословно его копировать. Он вбирает в себя все, чем запомнился этот период тогдашним детям, и выдает его в виде единого целого - в виде отличной игры об очередном спасении мира, которая выглядит так, словно это мы выдумали ее сюжет двадцать лет назад.

И это лучшее доказательство того, что даже в металлической груди ретро-шутера может биться настоящее человеческое сердце.

Игры с вкладышами - это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой - развивает координацию движений.

Еще к вкладышам можно отнести игрушки с углублениями и прорезями, куда помещаются предметы, соответствующие им по форме и размеру - сортеры .

Наиболее полезны игры с вкладышами для малышей после года, поскольку развивают пространственное мышление, координацию движений, способствуют различению цвета и соотнесению форм и размеров.

Как выбрать игрушки - вкладыши?

  • Для малышей в возрасте от 18 месяцев лучше выбирать такие наборы, которые состоят более, чем из пяти предметов. Хорошим выбором может стать матрешка с набором кубиков и мисочек, соответствующим по количеству и размеру предметов.
  • Если Вы выбираете игрушку для ребенка постарше , можно обратить внимание на коробки для форм или плоскостные вкладыши, причем лучше выбрать такие, где вкладывание - это часть игрового процесса. Такие, например, где ребенок находит окошко, соответствующее форме изображенных на вкладышах предметов. Или же картинки с предметами - это части большой картины со своим сюжетом. Такие вкладыши дают возможность создавать игровые ситуации, развивающие сюжет интересной ребенку истории или сказки.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши дают возможность придумать множество игр , в которых с удовольствием будет участвовать Ваш малыш, попутно развивая необходимые навыки и умения: мелкую моторику, координацию движений, умение сортировать предметы, ориентируясь по форме, воспитывать познавательную активность, коммуникабельность и многое другое...

О том, что предстваляют из себя эти игрушки, и как рпавильно их подбирать под возраст ребенка - мы писали здесь .

А теперь:

Примерные развивающие игры с игрушками вкладышами:

Игра «Пряталки»

Для такой игры могут подойти полые кубики, или любые другие полые предметы одинаковой формы и разного размера. На примере кубиков игра может выглядеть следующим образом. 4-5 кубиков ставятся на столе друг на друга полостью вниз. Сначала малыш видит только самый большой кубик, а затем, когда вы по очереди будете их снимать друг с друга, он увидит, что под каждым кубиком прячется еще один, поменьше.

Затем вместе с ребенком можно в обратной последовательности спрятать кубики. Сопровождается игра примерно такими словами: «Что же у нас там прячется? Кубик! А здесь еще один! Давай их спрячем снова. Нет кубика, теперь и этого нет. Снова один кубик остался!». Ребенок очень быстро освоит эту игру и радостно будет прятать и искать кубики. Вы можете помочь малышу, взяв его руку и продемонстрировав, как один кубик надевается на другой. Число кубиков, или других вкладышей, которые могут быть использованы для «пряталок» можно постепенно увеличивать.

«Строим башню»

Для такой игры используются кубики. Покажите малышу, как ставятся кубики один на другой - на дно кубика побольше ставится кубик поменьше и т. д. Вы можете прокомментировать эту стройку радостными словами: «Какая большая и красивая башня у нас получилась!» Ребенок наверняка сразу захочет присоединиться и начнет строить башню уже сам. Впоследствии эту игру можно разнообразить: благодаря тому, что кубики полые, на разных этажах построенной башни можно прятать шарик, или другой небольшой предмет, который так интересно и радостно находить. Такая игра поможет в развитии координации и внимания.

«Разложи по местам»

В раннем возрасте детей очень увлекает процесс раскладывания по емкостям разных предметов. Вкладыши могут сделать этот процесс интереснее и познавательнее. Вот как Вы можете это осуществить. Все элементы из набора вкладышей (мисочки, полые кубики и т. п.) расставляются в ряд от большего к меньшему. Показав ребенку один раз, что все предметы раскладываются по емкостям так, чтобы не осталось ни одной незаполненной, можно предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. После того, как Ваш малыш научится заполнять все мисочки, раскладывая в них по одному предмету, можно приступить показать ему, как предмет соответствует размеру емкости: в большую мисочку - большой шарик, в маленькую - маленький. Впоследствии для ребенка уже не составит труда заполнить емкости предметами, соответствующими им по величине.

Игра для нескольких детей с доской-вкладышем «Окошки-крышечки»

Доска-вкладыш может быть интересна детям постарше. С ее помощью можно организовать совместную игру для 3-4 ребят в возрасте от 2,5 лет. Посадите ребят за стол, на котором разложены фигуры разной формы, и каждому из них раздайте по карточке, на которой нанесен рельефный контур, соответствующий одной из фигур. Сначала нужно дать малышам внимательно рассмотреть свои карточки, потрогать их. Предложите обвести пальчиком контур на своей карточке каждому из детей. После этого обратитесь к одному из детей: «Маша, посмотри, какой крышечкой можно закрыть твое окошко?» Даже если Маша сразу не найдет подходящую по форме фигуру, не стоит говорить о том, что эта крышечка не подходит. Вместе с детьми проверьте фигуру, дайте убедиться, что выбрана не та. Когда будет найдена подходящая крышечка, порадуйтесь, продемонстрируйте достижение всем ребятам, пусть Маша несколько раз откроет и снова закроет свое окошко. Когда у всех детишек получится это проделать, можно предложить им поменяться карточками с окошками. Эту игру можно продолжать столько времени, сколько она будет интересна детям.
Можно проводить игру «Окошки-крышечки» и с одним ребенком, заменяя карточки одну за другой и по мере освоения игры, усложнять ее, предлагая всё новые фигуры.

Матрешки позволяют придумать множество игр, которые будут интересны как одному ребенку, так и группе детей. Вот примеры таких игр:

«Познакомимся»

Для игры используется матрешка из 10-12 элементов, если такой под рукой не окажется, то ее могут заменить две матрешки пятиместные. Суть этой игры - в первом знакомстве с этой замечательной игрушкой, в том, чтобы ребенок открыл ее главный секрет. Устроившись рядом с малышом, достаньте новую игрушку, обрадуйте ее появлением Вашего малыша: «Смотри, какая красивая твоя новая игрушка! Какой у нее красивый платочек, какие румяные щечки!..» Затем возьмите ее в руки и удивленно сообщите: «Матрешка тяжелая, она гремит, давай посмотрим, может быть, у нее есть что-то внутри?» открывая матрешку, можно произносить примерно такие слова: «Матрешка, покажись нам немножко», «Откройся, матрешка, покажись нам немножко». Когда Вы вместе с малышом удивитесь тому, что в матрешке обнаружилась еще одна, рассмотрите обе матрешки, попросите ребенка показать, какая из них большая, какая маленькая, какого цвета их фартучки, платочки. Расскажите, что форма матрешек одинаковая, а по величине они разные. Таким образом доставайте по очереди всех матрешек, сравнивайте их, разглядывайте, выстраивайте в ряд по росту. После того, как Ваш малыш познакомился с матрешкой, можно приступать к следующей игре - «Детский сад»

«Детский сад»

Расскажите ребенку, что матрешки, точно так же, как и дети, ходят в детский сад. Большие матрешки - в старшую группу, а маленькие - в младшую. Разделив стол на две части, которые будут двумя группами, попросите малыша отвести каждую из матрешек в свою группу. Если ребенок перепутает, поставьте матрешек рядом и спросите, какая из них больше, какая меньше. Когда же все матрешки будут в своих группах, стоит еще раз отметить, что большие и маленькие матрешки в разных группах. Усложнить задачу можно, собирая матрешек на прогулку. Пусть малыш сначала построит их по росту, а затем большие матрешки найдут себе пару среди маленьких: самая большая матрешка из старшей группы выберет самую большую из младшей и так далее. Пары, нашедшие друг друга, отправляются на детскую площадку, на другой край стола. Когда все матрешки вышли на прогулку, они могут поиграть в прятки. Еще раз отметьте для малыша, что в большую может спрятаться только та матрешка, которая меньше ростом. В игре «Детский сад» можно придумывать множество различных сюжетов: матрешки могут пойти к медсестре для того, чтобы измерить рост, можно подбирать тарелочки для их обеда соответственно их размерам, подбирать им кроватки для сна и т.п. Основная цель - донести малышу, что все матрешки отличаются друг от друга, но при этом они похожи - они могут быть подружками или родственниками.

Две приведенных выше игры показывают, что с матрешками можно играть, создавая самые разные ситуации, что не наскучит ребенку.

И напоследок еще несколько общих рекомендаций по организации развивающих игр с вкладышами для ребенка:

- не оставляйте матрешку в свободном доступе для ребенка , пока он не начнет осмысленно играть с ней, иначе игрушка может быстро надоесть и ожидаемую от нее пользу будет получить уже сложнее;
- первые игры с матрешкой лучше проводить с Вашим участием , причем участием эмоциональным, фантазийным, постарайтесь сделать игры максимально выразительными.
- Ваше участие не подразумевает ограничение свободы для Вашего малыша , наоборот, его побуждайте его к мыслям, активным действиям. Не исправляйте неверные действия самостоятельно, лучше направить к верному решению наводящими вопросами. То есть цель Вашего участия - помощь в освоении увлекательной игрушки. А результаты таких игр Вы сможете увидеть уже очень скоро после начала знакомства с новой игрушкой.

Идея этой игры была взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870 - 1952). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела благодаря разработанной ею педагогической системе. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

Во-первых, вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

Во-вторых, готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

В третьих, знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8 - 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Игра представляет собою набор квадратных рамок - пластинок размером 100Х100 мм, толщиною полтора-два миллиметра. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета, как показано на рисунке ниже.

Набор состоит из следующих фигур:

1. Круг (диаметр - 50 мм).

2. Квадрат (сторона - 40 мм).

3. Треугольник равносторонний (сторона - 50 мм).

4. Эллипс (диаметры - 70 и 40 мм).

5. Прямоугольник (стороны - 60 и 40 мм).

6. Ромб (сторона - 40 мм и острый угол - 60 градусов).

7. Трапеция (основания - 60 и 40 мм, высота - 40 мм).

8. Четырехугольник неправильный (стороны - 65 и 35 мм, один прямой угол).

9. Параллелограмм (стороны - 50 и 42 мм, острый угол - 75 градусов).

10. Треугольник равнобедренный (стороны - 65, 40 мм).

11. Шестиугольник правильный (сторона - 30 мм).

12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности - 65 мм).

13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты - 60 мм).

14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности - 60 мм).

15. Шестиугольник неправильной формы (стороны - 30 мм, два противоположных угла - 90 градусов).

16. Треугольник разносторонний (стороны - 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур.

Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной полтора-два миллиметра и высушите под прессом или под доской с грузом. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобнее острым канцелярским ножом на доске. Чем тоньше и острее лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадратике и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы.

Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, если их нет, можно пользоваться материалом, легко доступным в домашних условиях.

Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200Х105 мм, высотой четыре-шесть сантиметров, в зависимости от толщины картона для рамок.

Чтобы края отверстий в рамках были тверже и по ним легче скользил карандаш, рамки можно прокрасить светлой масляной краской или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот "секрет". Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.

Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. К сожалению, здесь нет такой постепенной "лесенки" заданий, как в игре "Сложи узор" , и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением "чувствовать возможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить их малышу.

1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей.

Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнения, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.

Если ребенку полтора два года не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4 - 5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши - ставнями, которыми фея и закрывает свои "окошки" на ночь плотно-плотно, чтобы "комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи".

Главное - с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно закрывать отверстия вкладышами, т.е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: "сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже".

Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование - кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: "Гроза приближается - надо окна закрыть! Кто быстрее?" В этом случае развивается и умение рационально, организовать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У трехлетнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить пять-восемь минут, а шести-семилетние дошкольники могут это делать уже за полторы две минуты.

2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку.

Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него - нет. "Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг." Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.

Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так "закруглится", так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.

Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно три (можно четыре, пять и больше) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т.е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы в рядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка выросла")", причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они не касались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга" ("цепочка").

Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы они касались друг друга. Это "портняжное" задание - как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?).

Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.

Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из пяти человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

3. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в три-четыре миллиметра, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите "передать секрет". Малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим "секрет" и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот "секрет" ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и он будет помнить его всю жизнь.

Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это "солнышко", то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и свои поэтому решения.

Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших - им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.

Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом - вертикально, в третьем - наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.

Все эти виды штриховки - великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуются движения обязательно "от линейки до линейки", определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т.е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс - синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет - два-три миллиметра).

"Как это делают два эллипса?" - удивитесь вы - "Снаружи - синий, а внутри - красный? Давай попробуем сделать такой же!"

И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, какие даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой - первый контур сделать по рамке, а второй контур от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству второй контур будет уступать первому. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно второй контур сделать с помощью линейки.

Можно, сделав первый контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда второй контур может выйти таким же, как и первый, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.

Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать второй контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой - в толщину карандаша.

И наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром пять шесть миллиметров и толщиною один-два миллиметра. Тогда оба контура делают по рамке, но первый - карандашом, как обычно, а второй, вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и иные способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов в радуге, и т. п.

5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать несколько образцов. Для начала покажите ему детские рисунки, приведенные на рисунке ниже.

6. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

"Правильно!" - одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят "налево", и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево" считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть "кто больше узнает фигур на ощупь", "кто скорее их узнает" (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях. Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

7. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант первого задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять всё первое задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только одну-три рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все шестнадцать вкладышей к шестнадцати рамкам.

8. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до десяти и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд - четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т.д.

Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх и у некоторых малышей создает даже подобие "системного подхода", стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки - по росту, части квадратов - по цвету, карточки - по числу точек на них, кубики - по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического "конструктора" - по числу отверстий в них и т.д.