Научный гид по мотивации: Как долгое время оставаться мотивированным? Правильная мотивация на пути к успеху Развивающие упражнения для детей и взрослых.

Для достижения поставленных целей нужно знать, как правильно себя мотивировать. Иначе титанические усилия могут привести к нулевому результату. Приглашаю тебя, читатель , узнать простые правила успешной самомотивации.

Откройте основные хитрости преодоления лени, сомнений. Узнайте принцип расстановки приоритетов, верной организации каждого прожитого дня, недели, года. Рассмотрим классические приемы работы с собственным подсознанием.

Как правильно себя мотивировать для достижения максимальных результатов

Вся вселенная существует по простому принципу: любое физическое тело или система стремятся занять положение с наименьшими затратами энергии. То же самое человек: все мы любим полениться, полежать на диване, вообщем побездельничать.

Но для осуществления желаний необходимо предпринимать определенные усилия. Как правильно себя мотивировать для достижения максимальных результатов? При неясности целей их важность становится размытой, все откладывается "на потом", а позже забывается. Чтобы все изменить, необходимо прежде всего понять глубину личных желаний.

  • Чего я хочу сильно-сильно, при мысли о чем сердце радуется, хочется горы свернуть? Возможно, это желание сделать ремонт, или пополнить гардероб, а может купить новенький автомобиль... Желание должно быть достаточно четким, ярко реализованным воображением.
  • Когда я хочу это заполучить? Назначьте срок, по прошествии которого вожделенное будет. Обязательно нужно руководствоваться чувством реальности, лишь слегка приправленным оптимизмом. Срок назначается таким образом (пример): не раньше, чем через месяц, но не позже, чем через два.
  • Как я этого достигну? Постановка вопроса, исключающая сомневающуюся "смогу ли я?". Убедив себя в реальности мечты, каждый сможет достичь поставленной цели. При условии конечно сильного стремления. Постоянно держите в голове образ мечты, который будет путеводителем на пути к достижению задачи.

Определившись с целью и сроками, осталось сделать малое: разбить все на мелкие этапы, начать ежедневно выполнять часть работы. Потрудившись, обязательно похвалите себя, порадуйтесь сделанному ˜- получите дополнительный каждодневный стимул, массу положительных эмоций. Вцелом, работа должна приносить удовольствие.

Бывает, случается переоценить собственные силы, времени недостаточно, иногда непредвиденные дела мешают выполнить планируемое. Нельзя унывать, ругать себя, злиться. Просто скорректируйте заново недоделанное по срокам, а после продолжайте двигаться вперед!

Вы будете удивляться, как сложная когда-то задача легко разрешилась, будто по волшебству появились новые возможности, способности, удачные обстоятельства. Так происходит потому, что человек желает и действует! Вспомните библейское: "просите и дано будет" + "вера без дел мертва". Эти два закона определяют главное для человека: если хочешь, веришь, стремишься, то обязательно получишь желаемое!

Добившись результата, отпразднуйте трудовую победу, сие даст незабываемые эмоции, дополнительно стимулирующие стремление к новым результатам. Поблагодарите Бога за полученный дар. Теперь вам известно, как правильно себя мотивировать. Успехов вам, друзья!

Что заставило первобытного человека выбраться из пещеры, развести огонь, изобрести одежду и орудия труда? Мотивации. Без них мы не видим смысла в приложении усилий. Это смысл и цель, ради которых стоит преодолевать внутреннее и внешнее сопротивление.

Мотивация и стимул - есть ли разница? Мотивацию называют двигателем прогресса. Не будь ее, люди продолжали бы жить так, как они жили в пещерном веке, и довольствовались бы тем, что имеют. Но они совершенствовали свои орудия труда для того, чтобы получить больше, познавали себя и мир, причем нередко ценой собственной жизни.

– великая сила. Тот, кто ее имеет, может свернуть горы. Если человек знает, зачем и ради чего он должен что-то сделать, и понимает, в чем состоит смысл его работы, он добьется желаемого.

Термин «мотивация» впервые применил немецкий философ А. Шопенгауэр в работе «Четыре принципа достаточной причины». А слово «мотив» произошло от латинского moveo - «двигаю», movere - «побуждение к действию». Отсутствие же мотивации, наоборот, приводит к бездействию. Образно говоря, мы с места не сдвинемся, если не будем знать, зачем нам это нужно.

Бесплодный мечтатель – так называют героя поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» Манилова. Он мечтает о преобразованиях в своем поместье, которые улучшат жизнь его крепостных. Его воздушные замки прекрасны, но эти проекты неосуществимы, потому что, по сути, ему не нужны: он сыт, одет и обеспечен. Еще один тип человека, который не может поднять себя с дивана, но при этом размышляет о том, как надо жить, описал И. Гончаров в романе «Обломов». «Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет», – говорил Обломов. И мотивации, конечно же, тоже нет.

Хотя со времени написания этих произведений прошло почти два века, забыть образы этих героев нам не дают современные маниловы и обломовы. А может, в какой-то степени и мы сами себе их порой напоминаем, когда строим несбыточные планы.

Кто-то не первый год дает себе обещание , «а воз и ныне там». А кто-то берет и делает, потому что: мечтает о работе в иностранной фирме, планирует , выйти замуж за иностранца, хочет читать классиков в подлиннике и пр.

Мотивация, на первый взгляд, имеет сходство со стимулом. Хотя на самом деле у них больше отличий, чем общего.

Любопытно, что слово «стимул» произошло от латинского stimulus – палка с острым металлическим наконечником, которой погоняли быков. С помощью такого внешнего воздействия упирающихся быков понуждали идти дальше.

Таким образом, стимул подразумевает воздействие внешнего фактора, побуждающего к действиям. Известные стимулы, применяющиеся на предприятиях, – премии, надбавки, повышение зарплаты, ценные подарки, корпоративы и т. п. Сюда же относятся предупреждения, выговоры и пр. В общем, методы кнута и пряника.

Мотивация же должна вызвать в человеке внутреннее желание действовать, например , личностным развитием и пр. И поступками людей руководят именно мотивы, а не стимулы. Роль стимула – в пробуждении мотивов и желаний, но этого может и не случиться, если стимул не соответствует потребностям.

Среди тех, кто занимался изучением вопросов мотивации и поведения человека, – англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл, австрийский психолог , русский ученый Иван Павлов, американский психолог и др. Поэтому если мы вдруг почувствуем, что наша мотивация начинает угасать и нам становится трудно заставить себя взяться за дело, возможно, нас утешит мысль о том, что нашу проблему –проблему мотивации пытались и пытаются решить выдающиеся умы мира.

Вопросы мотивации волнуют не только отдельных личностей в плане саморазвития, но и менеджеров, директоров компаний, ведь в их интересах организовать работу так, чтобы сотрудники не отсиживали положенное время, а горели на работе. Только такое положение дел гарантирует их предприятию успех.

Американский писатель Рэй Брэдбери писал, что человек может получить все, что ему нужно, но только в случае, если ему это действительно нужно.

Как же мотивировать себя, чтобы получить «все, что нужно» и стать успешным?

1. Ставим цель

Итак, - достичь успехов. Но эта цель слишком абстрактная, поэтому ее нужно конкретизировать. Задаем себе вопрос: в какой сфере своей жизни мы хотим быть успешными? В работе, спорте, личной жизни, хобби или же во всем сразу, что, конечно потребует больших усилий с нашей стороны, но при желании возможно.

Цель тесно связана с мотивацией: без мотивации она так и будет маячить где-то впереди. Мотивация - это то, что побуждает нас двигаться к цели. Чем сильнее мотивация, тем больше шансов ее достичь. Причиной того, что едва ли не половина целей, которые ставят себе люди, так и остается нереализованной, служит недостаток мотивации.

Например, мы хотим возглавить отдел в крупной компании, и это есть наша цель. Но мы можем хотеть этого до самой пенсии, если не начнем работать над собой. Возможно, нам придется получить дополнительное образование, выучить несколько языков, поработать над своим имиджем и пр. С одной стороны, это будет нелегко, с другой, - преодолеть трудности нам поможет мотивация, которая будет нас подстегивать и поддерживать желание двигаться к цели.

Конечно же, нужно ставить перед собой реальные цели - те, которых мы сможем достичь. Цели вроде «стать мэром Нью-Йорка» или «возглавить Дойче Банк» прекрасны, но вряд ли осуществимы даже при наличии сильного желания. А может, мы хотим сбросить лишние 20 кг в течение месяца? Вряд ли у нас это получится без ущерба для здоровья. Неудачи же снизят нашу самооценку, отобьют всякое желание действовать, а значит, отдалят от цели, в то время как успехи приближают к ней.

2. Разбиваем цель на подцели: строим «дерево целей»

Чтобы не пугала нас своей объемностью, разбиваем ее на несколько простых подцелей.

Кратко определяем каждую и подробно описываем, каким путем мы намерены к ней идти, а также какой результат и в какие сроки рассчитываем получить. Если подцель слишком емкая, также разбиваем ее на несколько пунктов и описываем конкретные шаги по ее достижению. Отмечаем то, что выполнено, - это хороший стимул продолжать начатое. В планы можно и даже нужно вносить коррективы, ведь в ходе выполнения задач у нас наверняка появятся какие-то уточнения.

Есть такое понятие, как «дерево целей». Это дерево составляется по принципу «от общего к частному». Общее - его вершина, здесь указывается глобальная цель, дающая ответ на вопрос: ради чего мы стараемся, что получим в результате этих стараний? Ветви - это подцели или более мелкие задачи, решение которых приближает нас к достижению главной цели. Они отвечают на вопросы: при каких условиях мы можем реализовать поставленную цель, какие конкретные шаги должны предпринять? И так далее. Дробим цели до тех пор, пока не получим максимально простые мелкие задачи, последовательное решение которых в итоге позволит добиться успеха в реализации сложной цели.

3. Окружаем себя единомышленниками

Достижению успеха способствуют четкая цель, достаточная мотивация и единомышленники – люди, которые стремятся к той же цели, что и мы, поддерживают нас, когда наша мотивация угасает или мы утрачиваем веру в свои силы и хотим сойти с дистанции. В свою очередь, мы тоже оказываем им поддержку, если в этом нуждаются они.

Людей же, которые не верят в наши возможности, лучше избегать. Фразами вроде «Все равно у тебя ничего не получится, ты только зря потратишь силы, время и деньги» они пытаются нас вразумить, потому что, по их словам, хотят «как лучше». На самом же деле они и сами не прочь получить то, к чему стремимся мы, но им просто лень. Мы же своим позитивным настроем и энергией вселяем беспокойство в их души, вызываем зависть, но вместо того, чтобы заразиться нашим азартом, они предпочитают программировать нас на неудачу, чтобы мы «не высовывались» и были, как все.

Особо впечатлительные люди, действительно, поддаются упадническим настроениям, лишаются мотивации и отказываются от своих целей.

4. Рассказываем о своей цели друзьям, родственникам или коллегам

Посвятив в свои планы других, мы получим дополнительную мотивацию к достижению цели. Ведь никому же не хочется прослыть пустословом, пустозвоном или пустомелей, чьи слова ничего не значат. Опасение, что нас перестанут воспринимать всерьез, будут двигать нами тогда, когда одной мотивации станет недостаточно.

Правда, существует мнение, и вполне обоснованное, что не стоит рассказывать всем и каждому о своих планах, потому что в этом случае они рискуют так и остаться планами. Ведь чем больше мы о них говорим, тем меньше нам хочется приступить к их выполнению: наше подсознание воспринимает озвученную цель или желание как уже осуществленное.

5. Думаем не о трудностях, которые нам предстоят, а о выгодах, которые в итоге получим

Подробно расписываем в уме или на бумаге все преимущества, которые получим, когда достигнем цели. Они будут нас вдохновлять и мотивировать. Отвечаем себе на вопросы: как изменится наша жизнь - материальное положение, образ жизни, с какими интересными людьми мы сможем познакомиться, что нового сможем узнать, где побывать, как расширится наш кругозор, какие возможности появятся?

Из фотографий и рисунков, соответствующих тому, чего мы хотим достичь, можно создать свой «коллаж мечты» и повесить его так, чтобы наш взгляд падал на него как можно чаще, не давая забыть о ждущем нас вознаграждении за труды. Такая визуализация желаний может быть хорошей мотивацией. Одновременно создаем и «антиколлаж», где так же красочно изображаем то, чего не хотим, боимся и хотим избежать - черно-белые фотографии, на которых изображены скучные унылые люди, бедность, нищета и пр.

6. Вспоминаем об амбициях

Слово «амбиции» у многих людей вызывает негативные ассоциации. Вероятно, это происходит потому, что оно нередко сочетается со словом «завышенные». Люди с завышенными амбициями претендуют на многое, не имея на это достаточных оснований, и переоценивают свои личные качества и возможности. И наоборот, человеку с заниженными амбициями ничего не нужно: он стремится к удовлетворению лишь минимальных потребностей.

Но амбиции бывают и здоровые. И в этом случае они - прекрасный источник мотивации. Человек со здоровыми амбициями постоянно в движении, он стремится выделиться своими знаниями и навыками, ставит цели и достигает их. И хотя психологи уверяют, что амбициозность закладывается в детском возрасте, ее таки можно развить в себе. Особенно помогает в этом общение с амбициозными людьми, которым всегда нужно больше других. Стремление не отстать от них, быть не хуже - хорошая мотивация в стремлении стать успешным.

7. Занимаемся самовнушением

Самовнушение при умелом использовании творит чудеса. С помощью целевых установок, влияющих на подсознание, можно изменить себя, как говорится, до неузнаваемости. Довольно часто люди запускают механизм самовнушения непроизвольно. Например, называя себя неудачниками, они начинают вести себя соответственно - как неудачники. Врачи уверяют, что силой мысли можно как победить болезнь, так и отправиться в мир иной.

Значит, повторением таких фраз, как «Я верю, что у меня получится», «Я смогу, для меня это не трудно», можно запрограммировать себя на успех. Для большей эффективности их нужно повторять утром, как только мы проснемся, чтобы создать соответствующий настрой на весь день.

8. Проникаемся азартом, стремимся «поймать волну» или «попасть в поток»

Американский психолог Михай Чиксентмихайи в книге «Поток. Психология оптимального переживания» пишет о том, что лучшая мотивация – это погружение души в состояние внутреннего драйва, которое он называет «потоком» (а мы – вдохновением). Этот мощный энергетический поток настолько завладевает человеком, что он не думает ни о чем, кроме любимого дела. Ученые, попавшие в поток, делают выдающиеся открытия, люди творчества – художники, музыканты, поэты и писатели создают шедевры.

9. Смотрим мотивирующие фильмы и видео, читаем мотивирующие книги

Создать нужное настроение помогут . Например, «В погоне за счастьем» (об отце-одиночке, который хочет, чтобы его ребенок был счастлив), «Социальная сеть» (об истории создания студентами-однокурсниками сделавшей их миллионерами), «Всегда говори „Да“» (о том, как короткое слово «да» может изменить всю жизнь), «Человек дождя», «Достучаться до небес», «…А в душе я танцую», «Пока не сыграл в ящик» и др.

Среди книг можно выделить книги Рэя Брэдбери «Лекарство от меланхолии» и «Вино из одуванчиков», Лэнса Армстронга «Мое возвращение к жизни», Грега Мортенсона «Три чашки чая», Джерри и Эстер Хиксов «Сара» и др.

Впрочем, наверняка у каждого есть своя книга или фильм, к которым хочется возвращаться снова и снова, особенно когда душевные силы на исходе. Главное, не забывать, что, по словам английского поэта Мэтью Арнолда, «самый большой банкрот в этом мире –человек, утративший свой жизненный энтузиазм».

10. Помним о законе Йеркса-Додсона

Согласно закону, выведенному британскими психологами Робертом Йерксом и Джоном Додсоном, наиболее высокие результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Именно средний уровень и является оптимальным. Второе название закона Йеркса-Додсона – закон оптимума мотивации.

Опытным путем психологи установили, что при слишком высоком уровне мотивации человек начинает нервничать, опасаясь не оправдать ожиданий и не справиться с ответственностью. Страх не позволяет ему адекватно мыслить, и он совершает ошибки.

над собой и над своим духом. Именно постоянный труд, терпение и усидчивость позволяют воплощать самые необычные и дерзкие мечты в реальность. Чтобы понять, с чего следует начинать, человек должен переосмыслить свою жизнь, понять истинные желания и мотивы своих поступков. Что такое мотивация?

История появления слова и особый подход

В древние времена слово «мотивация» не использовалось в русской речи. Чаще всего в общении люди пытались объяснить непонятное состояние, побуждающее выполнить ту или иную задачу. Это могло быть желание исполнить важное и опасное задание, которое бы принесло пользу семье и народу, а могло и вовсе склонять к преступной деятельности.

Что такое мотивация, как она влияет на жизнь человека? Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere», что дословно можно перевести как движение, пробуждение. Его активно стали использовать для передачи собственных настроений только в начале XVIII века. Как ни странно, но знатные люди употребляли это понятие исключительно в устойчивом словосочетании «мотивировать себя», то есть побуждать к действию. Стоит отметить, что мотивация является функцией менеджмента, который довольно популярен на Западе. Ее используют для налаживания связей и управления.

Мотивация — что это такое? В современном мире люди довольно часто произносят понятие «мотивация», при этом до конца не осознавая истинную трактовку слова. Каково же понятие мотива и мотивации? На данный момент существует несколько определений:

  • мотивация — осознанное влечение человека к выполнению определенной цели, которое может быть компенсировано как материальными, так и духовными ценностями;
  • — проявление человеческого желания для достижения поставленной задачи, проявляется в изменении внутреннего и внешнего состояний;
  • мотивация — это определение, затрагивающее духовные аспекты состояние человека, его способность ставить перед собой высокие цели;
  • мотивация достижения — стремление достичь наилучшего результата, желание искать новые цели и задачи;
  • мотивация — способность и желание удовлетворить материальные, биологические и духовные потребности;
  • — стремление достичь результата, психофизиологический процесс, который управляет поведением, эмоциями, действиями человека.

Становится ясно, что мотивация — понятие сложное и крайне индивидуальное. Желание достичь успеха появляется у человека в различных ситуациях, и, соответственно, способы достижения результата будут отличаться. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, инструменты, программы.

Подробным изучением мотивации занимались лучшие умы всего мира. Можно выделить работы В.Г. Подмаркова, И.Ф. Беляева, Д.С. МакКлелланда, Дж. Аткинсона. Большинство психологов и философов отразили собранную информацию в теориях и представлениях, которые и сейчас помогают человеку переосмыслить жизнь. Функции мотивации, как правило, направлены на осуществление поставленных задач. Они придают всей системе целостность и стабильность.

Классификация и возможности побуждения

Зачем нужна мотивация, каким образом она влияет на человека? На основании общих признаков можно поделить мотивацию на 4 большие группы, которые играют ключевую роль во время всего процесса.

Первая — базовые группы. Классификация мотивации в данном случае будет следующей:

  • материальная (стремление к достатку, роскоши, обеспеченности);
  • (желание заработать повышение на работе, получить положительные санкции в виде премии или награждения);
  • статусная (побуждение к изменению положения, смене карьеры, переменам в личной жизни);
  • духовная (мысли о достижении внутреннего постоянства, изучение важной детали, которая еще не была описана).

Отвечают за первичное возникновение желания достичь нужного результата. Сохраняются на протяжении всего процесса, при этом могут изменяться или заменяться. В некоторых случаях могут служить поводом для прекращения мотивирования. Например, когда есть более легкая и доступная альтернатива, которая заставляет отказаться от ранее придуманного плана.

Вторая группа — способы достижения цели:

  • нормативная (внушение, убеждение, информирование);
  • принудительная (оскорбления, угрозы, запугивание, давление);
  • стимулирующая (предоставление реальных благ и условий, заключение письменного и устного соглашений).

Влияют на выбор средств, которые будут использованы во время побуждения. В частых случаях комбинируются и используются в определенных ситуациях. Для эффективного действия применяются также и материальные блага. Умение уговорить/надавить на собеседника во многих случаях позволяет добиться положительного результата, однако любой успех необходимо закреплять.

Третья группа — причины возникновения. Классификация:

  • внутренняя (появляется во время умственного или физического процесса, когда человек решает задачу, формирует мотивы);
  • внешняя (источники влияние извне, например оплата труда или распоряжение).

Сильная мотивация возможна лишь в том случае, если имеются внутренние и внешние источники. В момент, когда хочется бросить выполнять этапы для достижения цели, человек подсознательно начинает вспоминать о других причинах, которые в дальнейшем побуждают его трудиться еще больше.

Четвертая группа — направленность на достижение результата:

  • положительная (поощрения, награждения, похвала);
  • отрицательная (взыскания, штрафы, публичное порицание).

В действительности бывают такие случаи, когда человек стремится достичь одного результата, но в итоге получает совершенно другое. Ошибка кроется в выборе направления мотивации. Общая характеристика мотивации подскажет, как действовать дальше.

Виды мотиваций и их отражение в психике

Назвать определенное количество видов окажется практически нереально. Любой человек может найти что-то новое, то, что кардинально изменит его представления и . Виды мотивации в психологии всегда активно обсуждались в кругу специалистов. Многочисленные теории философов опубликованы во многих учебных пособиях. Какие бывают мотивации?

Внешняя мотивация — не зависит от человеческого желания, происходит с участием посторонних лиц или явлений, трудно поддается контролю.

Внутренняя мотивация — это душевное желание достичь результата с четким пониманием, что для этого нужно, какие средства понадобятся.

Устойчивая мотивация — связана непосредственно с биологическими потребностями человека, например, желание найти воду или пропитание, устроить жилье, завести семью.

Неустойчивая мотивация — требует постоянного контроля со стороны другого человека. Это может быть побуждение вести здоровый образ жизни, бросить курить и пить.

Индивидуальная правильная мотивация — затрагивает конкретную личность, при этом может оказывать влияние и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержка благоприятной температуры тела.

Групповая сильная мотивация — объединяет людей в группу, которая стремится достичь одной цели: найти работу, выйти замуж/жениться.

— проявляется в исследовательской деятельности, когда человек с помощью собственных знаний стремится изучить новый объект.

Существует и неосознанная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от стандартных. Так, у человека появляется необъяснимое желание добиться своей цели, при этом назвать причину, вызвавшую такую эмоцию, он не может.

Классификация методов мотивирования индивидуальна для каждой теории. Рекомендуется изучать данную тему с помощью работ американских исследователей в области психосоматики.

Понятие и виды мотивации были выведены на основании поведения человека, учитывались при этом его индивидуальные качества.

Мотивы человеческого стремления к переменам

Как мотивировать людей и самого себя? Кто-то хочет подняться по карьерной лестнице и достичь высоких результатов в профессиональной деятельности, а кто-то желает найти вторую половинку и устроить уютное гнездышко. Классификация методов мотивации по общей теме, признаку и видам позволила выявить ключевые моменты, влияющие на формирование цели. Основные мотивы, побуждающие человека совершать определенные действия:

  • самоутверждение;
  • идентификация;
  • власть;
  • процессуально-содержательные мотивы;
  • саморазвитие;
  • достижения;
  • аффилиация.

Каждый мотив играет важную роль и влияет на весь познавательный процесс. Рано или поздно человек получает реальную картинку, которую до этого времени мог лишь хранить в собственном воображении. Но каковы теории и концепции мотивации? Что думают об этом известные психологи и философы?

Существует 3 основные теории, которые определяют, на каком уровне находится человек. Это содержательные, процессуальные, специфические теории.

В основе содержательной базы лежат потребности человека. Они позволяют оценить состояние индивида, рассмотреть принцип его работы, проследить за ходом мысли. В такой теории особый уклон делается непосредственно на изучение структуры человеческого желания, его возможности и дальнейшие перспективы. Задача состоит в том, чтобы понять, что именно вызвало в человеке мотивацию, как функционирует данный процесс. Отличные работы на эту тему публиковали величайшие умы всех столетий. Это знаменитая теория иерархии потребностей Маслоу и теория приобретенных потребностей МакКлелланда, рассуждения и формы мотивации Альдерфера, мысли о двух факторах Герцберга.

Процессуальные теории прежде всего занимаются анализом тех усилий, которые были приложены человеком. Рассматриваются чувства, которые ощущает человек в конкретной ситуации или при выполнении какой-либо задачи. На сегодняшний день насчитывается более 50 интересных теорий, среди которых рассуждения и умозаключения Врума, Адамса, Портера-Уолтера, Локка.

Специфические концепции связаны с восприятием человеком внешнего мира, умением чувствовать и сочувствовать. За основу взята модель работника, который обладает уникальным набором мотивов, потребностей, эмоций.

Теория постановки целей Эдвина Локка

Ключевой вопрос теории — каковы цели мотивации, что побуждает ставить их? Автор довольно любопытных работ о действиях человека и о мотивах этих действий — американский психолог и философ Эдвин Локк. Часы упорных исследований привели ученого к весьма интересным мыслям. Психолог тщательно изучал формы и методы мотивации, которые до этого были написаны предшественниками. Собирал информацию о воздействиях внешних условий на цель.

Каковы этапы мотивации? Как человек ставит перед собой цель? Именно на эти вопросы психолог искал вразумительные ответы, в итоге создал теорию постановки целей. Главная идея заключается в том, что поведение человека зависит от тех задач, которые он себе поставил. Индивиду свойственно переживать, испытывать эмоциональные взлеты и падения. Любое изменение в настроениях непременно отражается на его целях.

Мотивация и мотивы совершенных действий зависят друг от друга. Выбранный человеком план задач всегда должен привести его к приятному результату. Используя концепцию Э. Локка, руководитель может поднять уровень активности в коллективе. Достаточно знать несколько главных принципов. Самое важное — поставить четкую и достигаемую цель. Не стоит придумывать что-то невообразимо сложное и пытаться как-то воплотить это в жизнь. При этом для достижения результата работникам придется сильно постараться. Как правило, в заданиях средней и высокой сложности люди стремятся показать всеи свои способности, раскрыть, возможно, скрытый потенциал. Дополнительный плюс в данной ситуации — это возможность сблизить людей в коллективе, общая цель позволяет забыть разногласия и начать действовать как сплоченная команда.

Работники должны быть в курсе всех успехов и продвижения по общему делу. Необоснованная скрытность и недовольство работой могут стать причиной грандиозного краха. При этом приветствуется, если сотрудники начинают активно делиться и внедрять свои идеи. В большинстве случаев именно такие мысли способствуют улучшению качества труда, поскольку появляются благоприятные условия. Кому как не рабочему знать, что ему нужно для успешной профессиональной деятельности? Может, нужно купить новое оборудование на завод или сделать ремонт в офисе? В данном случае большую роль играет повышение мотивации, которое происходит благодаря взаимопониманию коллег.

Если цели работников и начальства различаются, то следует прийти к общему соглашению. Главная задача руководителя — услышать возмущения людей и по возможности разрешить возникшие споры и разногласия. При этом за качественную работу начальник должен поощрить работника. Это могут быть как материальные средства, так и обычная похвала. Главное — понимать, в какой ситуации использовать положительные санкции по отношению к сотруднику.

Теория иерархии Маслоу

Как найти мотивацию? Нужно обладать определенными знаниями, чтобы ответить на данный вопрос. Для того чтобы собрать воедино многие представления о врожденных потребностях, американскому психологу пришлось проделать тщательный анализ характера человека, его изменения в зависимости от смены цели, изучить типы мотивации. Основные положения данной концепции гласят:

  • человек всегда имеет потребность в чем-то, это не зависит от пола и возраста;
  • сильно выраженные потребности, которые индивид испытывает в определенных ситуациях, могут быть объединены группы;
  • расположение этих групп построено по иерархическому принципу;
  • человек совершает действия благодаря неудовлетворенным потребностям;
  • через некоторое время у человек вновь появляется неудовлетворенность, он желает получить большее;
  • в обычном состоянии индивид чувствует несколько потребностей, они могут быть взаимосвязаны;
  • сначала удовлетворяются желания, находящиеся в основании пирамиды Маслоу, затем начинают воздействовать верхние потребности;
  • человек способен найти большое количество способов для удовлетворения высоких потребностей, нежели низких.

Позже американский психолог Абрахам Маслоу добавил еще несколько важных составляющих пирамиды. В своей работе «К психологии Бытия» автор выделил потребности роста, которые оказались трудны в описании. В эту книгу вошли такие интересные качества, как совершенство, желание быть выше других, справедливость, ответственность, красота, дружелюбие, завершенность. Автор подробно описал формы мотивации.

Маслоу считает, что во многих случаях именно потребности роста являются мощнейшим мотивом для достижения целей. Каждый человек может проверить достоверность этих слов на себе. Достаточно выписать самые значимые потребности, расположить их по иерархическому принципу: внизу — то, что удовлетворяется в первую очередь, наверху — то, ради чего приходиться изрядно трудиться.

По мнению Маслоу, стадию самореализации достигают лишь 2% населения, другие же вынуждены постоянно стремиться к совершенству. Мотивация к действию появляется у многих только в критических ситуациях.

Теория ERG Альдерфера

Американский психолог Клейтон Пол Альдерфер долгое время изучал приемы мотивации, он пришел к выводу, что все потребности и желания человека можно объединить в 3 большие группы. Потребности зависят от следующих факторов:

  • желание существовать (обусловлено физиологическими потребностями);
  • наличие связей (большую роль играет социальная сфера, место человека в обществе, его семья, родственники и друзья);
  • стремление к росту (самовыражение и желание меняться как внешне, так и внутренне, наблюдается усиление мотивации).

Если же в теории Маслоу работает принцип иерархии, то Альдерфер придерживается мнения о том, что потребности направлены в обе стороны. Его определение мотивации звучит следующим образом: динамичная система, которая может двигаться как вверх, так и вниз. Например, высшее желание человек сумел осуществить, тогда активируется и усиливается потребность в удовлетворении более низшего уровня задач, и наоборот.

Для наглядности можно выполнить небольшой эксперимент. Стоит также заполнить пирамиду Маслоу и обратить внимание на верхние и нижние уровни. Если происходит движение снизу вверх, то это будет самоудовлетворение человека. Если же путь лежит сверху вниз, то это фрустрация (поражение). Для того чтобы вернуться к процессу удовлетворения, необходимо будет лишь выполнить ключевую задачу из нарисованной пирамиды, начиная с конца и поднимаясь наверх.

Теория МакКлелланда

Основной механизм мотиваций выстроен на основе понятий, связывающих возможности и способы достижения целей. Известный американский профессор, создатель уникальной методики оценки для апперцептивного теста Дэвид МакКлелланд вывел свою теорию потребностей человека.

Как замотивировать себя? По мнению выдающегося психолога, можно выделить 3 основных фактора, влияющих на желание достичь поставленной задачи:

  • власть — обусловлена стремлением к самосовершенствованию, обучению, человек тяготеет иметь контроль над другими;
  • успех — ощущается лишь в том случае, когда работа выполнена успешно и получены положительные отзывы;
  • причастность — проявление партисипативных особенностей, которые ярко выражаются в духовной культуре.

Психология мотивации была тщательно проанализирована ученым. Теория, созданная МакКлелландом, стала причиной того, что западные эксперты вновь обратили внимание на структуру предпринимательства. Был сделан вывод о том, что мотивация для достижения цели в различных ситуациях сильно отличается.

Так, общество, в котором люди стремятся активно взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к общему делу, подвержено положительным переменам.

Механизм мотивации: люди с высокими потребностями к достижениям сами уверены в собственном успехе, нежели те, кто не ставит перед собой никаких задач. Люди из первой категории более уравновешены, спокойны, активны, они способны выполнить большое количество трудных заданий.

Что касается мотивации непосредственно всей страны, то государство должно проводить следующую политику:

  • стремиться грамотно использовать трудовые ресурсы;
  • создать условия для личностного роста;
  • установить максимальные стандарты производительности.

Данные условия позволят народу работать эффективно и быстрее достигать высот.

Основная XY-теория МакГрегора

Автор данной научной книги и подробных размышлений — известный американский психолог Дуглас МакГрегор. Над своей работой ученый трудился несколько лет. Он подробно изучал поведение людей, пытался найти связь между желанием и возможностью. Теория МакГрегора содержит два ключевых аспекта:

  • авторитарное пособие работникам X;
  • демократическое пособие работникам Y.

Эти теории совершенно различны, каждому присущи определенные модели поведения и мотивы. Так, размышления по поводу X теории предполагают, что изначально все население страны лениво и безвольно. Они пытаются избежать умственного и физического труда, поэтому должны находиться под тщательным руководством более активных и умелых работников. В данном случае можно сделать вывод о том, что побудить человека к действиям можно лишь с помощью поощрений и наград. Например, человек, трудящийся на заводе, совершенно не заинтересован в дальнейшем повышении по карьерной лестнице и улучшении качества работы, ему нравится быть ведомым. Руководителям необходимо создать условия, которые позволили бы работнику проявить все свои таланты, позаботиться о благоприятном месте работы.

Принципы мотивации по теории Y состоят из представлений о том, что изначально все люди активны и амбициозны. У них развиты способности, они готовы бороться с трудностями, идти до конца. Такие работники могут взять инициативу в свои руки, они понимают, что такое ответственность и самоконтроль. Им не страшно доверить любое дело, поскольку они полностью удовлетворены своими обязанностями и получают от этого удовольствие. Отсюда следует сделать вывод, что среднестатистический работник при наличии благоприятных условий способен мотивировать себя для достижения поставленной цели. руководителям намного легче, чем в первом случае, ведь работники готовы сами проявлять интерес к выполняемой работе.

Не стоит забывать, что главное условие челоческого побуждения — это свободное пространство, возможность побыть наедине с самим собой, чтобы лучше понять себя, проанализировать ошибки и принять судьбоносные решения. Теорию XY может применить на себе любой человек, она позволит смотивировать на достижение результата, подскажет верный путь и отобразит возможные исходы.

Современная теория Z Оучи

Понятие мотивации отличается в культурах многих народов. Японские опыты в сфере психологии и медицины подтолкнули гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. За основу взят принцип коллективизма, когда человек представлен не как отдельно стоящий элемент, а как важная деталь всего механизма. И если он откажется от своей работы, то все устройство тотчас разрушится.

Для того чтобы воспользоваться теорией Z, необходимо понимать, что большинство сотрудников любят работать в коллективе, нежели справляться с тяжелым заданием в одиночку. Кроме того, работники твердо уверены в том, что работодатель позаботится о них, а они, в свою очередь, качественно выполнят работу. Модель Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу желаниям сотрудников. Руководитель должен давать возможность работникам повышать квалификацию, получать повышение по карьерной лестнице.

Взаимопонимание и взаимоотдача — главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличное подспорье для . Заинтересованные в повышенной оплате труда, получении наградных орденов и значков, премий и смене должности сотрудники укрепят позиции компании и выдвинут ее на лидирующие позиции.

Применимы в данном случае методы мотивации, затрагивающие персонал, учащихся и собственно самого человека. Во всех случаях необходимо акцентировать внимание на материальных поощрениях и соблюдении моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за , а персонал за качественную работу, сделанную в срок. Однако с самомотивацией дело обстоит немного сложнее. Всегда трудно начать, а именно найти причину, ради которой будут приложены все усилия. Тем не менее именно собственное желание способно кардинально изменить не только жизнь, но и самого человека.

Проблема снижения стимула

Отсутствие мотивации знакомо многим людям. Эксперты называют 3 основные причины, которые связаны с потерей желания достичь целей. Тщательно проанализировав их, человек может переосмыслить собственное поведение и найти новые способы решений насущных проблем. Как вернуть мотивацию:

  1. «Тренировка и правильное питание с понедельника». Верит ли сам себе человек, когда говорит о том, что он собирается сесть на диету с понедельника? Конечно, намного проще переложить трудное дело на поздний срок, чем начать именно сейчас. В большинстве случаев такие идеи не воплощаются в жизнь, а затем и вовсе пропадают. Особенно это касается представительниц прекрасного пола. Отличная мотивация для девушек в такой ситуации: «Начну прямо сейчас, а закончу дело намного раньше».
  2. «Хочу быть неповторимым именно сейчас и навсегда». Человек стремится получить все и сразу, мечтает обладать роскошными сокровищами, иметь великолепную фигуру и любящую семью. Но так ли реально сразу же достичь всего этого? В действительности приходится выбирать, что на данном этапе важнее и полезнее. Но это вовсе не значит, что нет возможности достичь других целей.
  3. «Не могу сделать это, потому что…». Неважно, каким будет ответ, но эту фразу люди слышали миллионы раз. Вместо того, чтобы действительно сделать что-то существенное, человек стремится найти причину, чтобы этого не делать. И, как правило, эти самые причины бывают нелепы и нелогичны.

Как развить мотивацию и бороться с собственной ленью? Успех не приходит просто так, его нужно планировать. Потеря мотивации — это знак того, что индивид должен пересмотреть свои потребности. Человек должен представлять реальную картину желаемого, ставить конкретные сроки, видеть цель и самостоятельно прокладывать путь к ней.

Поиск целей и самомотивация

Что мотивирует людей? Всем известно, что и побуждения должна быть поставлена конкретная цель. Она должна быть ясной и точной, без малейших подвохов. Но часто найти эту самую цель бывает не так просто, а еще сложнее описать и охарактеризовать ее. Как создать мотивацию? Что нужно делать для этого?

Для того чтобы постараться найти ту самую задачу, понадобится ежедневно выполнять несколько комплексов упражнений, направленных на развитие внутреннего мира индивида, раскрытие его творческого потенциала.

Психологи рекомендуют ежемесячно проводить обучающие тренинги для сотрудников компании, стараясь привлечь их к определенной цели. Это может быть улучшение качества работы, увеличение количества производимых товаров, повышение квалификации работников. Инструменты мотивации: премии, похвала, отпуск, награждения.

В школах и детских садах часто проводят интерактивные занятия, направленные на побуждение ребят к успешному выполнению домашней работы, стремлению получать похвалу и хорошие отметки.

Как сохранить мотивацию? В повседневной жизни человек сам может выполнять комплекс мотивирующих упражнений, достаточно лишь найти свободное время и уютное для размышлений место. Это может быть прекрасный парк с роскошными елями и соснами, а может быть какое-то тихое и спокойное место в самой квартире.

Есть также и такое понятие, как мотивация достижения — это разновидность побуждения, связанная с желанием добиваться успехов и миновать преграды. Впервые это определение было выведено в 1930-х годах ученым Г. Мюрреем. Сейчас же мотивация достижения ассоциируется с получением каких-либо положительных эмоций. Это может быть успех в школе или повышение на работе, удачная покупка или приезд родственников.

Развивающие упражнения для детей и взрослых

Где взять мотивацию? Эти интересные комплексы помогут поставить цель и смотивировать человека на выполнение поставленных задач:

Первый — идентификация с любимым животным. Ассоциируя себя с вымышленным персонажем или вполне реальным объектом, индивид может быстрее достичь личностного роста. Дело в том, что человек подсознательно берет положительные качества любимого героя, а вместе с тем и появляются новые цели. Животные — сильные и мудрые создания, которые являются главной частью окружающего мира. Отождествляясь с ними, индивид воспитывает в себе осторожность, настойчивость, целеустремленность.

Итак, для выполнения упражнения необходимо совершить следующие действия:

  • выбрать одного любимого животного, расписать его положительные и отрицательные качества;
  • постараться представить себя воображаемым существом, стараться идти к поставленной цели;
  • чувствовать себя грозным львом или милым кроликом в течение 5 минут, пытаться преодолеть все трудности, с которыми встречается животное на своем пути.

После этого следует оценить свои чувства и переживания, проанализировать, какие задачи удалось реализовать, а какие оказались слишком трудными.

Комплекс второй — указать на ошибку и отметить улучшение. Что делать, если пропала мотивация, как вернуть ее? Стоит привести пример из жизни. Часто воспитатели в детских садах и учителя в школах делают замечания ребят по поводу выполнения различных задач. Указывают на ошибки в выполнении контрольной работы, а затем разбирают сложные задания. Зачем это делается? Так более взрослое поколение мотивирует ребят на выполнение тех же задач, но уже с более высоким качеством.

Упражнение на мотивацию следует выполнять несколько раз в неделю. Для начала стоит представить ситуацию, когда человек находится в шаге от поставленной цели. Ему следует расписать плюсы и минусы данного положения. Как правило, всегда больше недостатков, нежели положительных особенностей. Но это не повод расстраиваться, поскольку следующая попытка окажется лучше прежней:

  • ошибок будет много, но они не будут настолько серьезны;
  • трудностей на пути встретится немало, но важно то, чего человек уже сумел достичь;
  • пусть не все проходит гладко и по плану, но это не повод сдаваться, ведь самое сложное уже позади.

Ежедневные тренинги для себя и семьи

Мотивировать себя на выполнения задач можно в кругу близких людей, просить совета и узнавать, что думают о тебе другие люди. Такие способы мотивации помогают посмотреть на себя с другой стороны, увидеть, что делается неправильно, где совершается ошибка:

  1. Хвастун. Где найти мотивацию, как ее развить? Данный комплекс поможет изменить представления о собственной жизни. Упражнение направлено на развитие внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. Человеку необходимо представить себя главой какой-либо известной компании, в распоряжении у начальника имеются профессиональные работники. В первый раз руководитель должен порицать своих сотрудников, показывать свое преимущество, лишать работников заслуженной премии. Во втором случае начальнику следует благосклонно относиться к своему коллективу. Выслушивать их просьбы, идеи, награждать лучших сотрудников компании. Так, человек наглядно видит, что многое зависит от него самого. Результат действий напрямую зависит от отношения человека к самому процессу. Четкое понимание целей и способов их достижения является залогом успеха и самореализации.
  2. Анализ оправданий. Как часто человек находит вроде бы логичное объяснение ситуации, но при этом ничего не говорит о совершенных ошибках? Задача данного упражнения — это понять, что все зависит лишь от собственных сил, а не от выдуманных проблем. Упражнение работает как механизм мотивации, вовремя позволяет найти недостающую деталь, упущенное действие. Большинство причин неудач связаны с неверным мышлением, выбором неправильного пути. Человек сам виноват в том, что добиться желаемого не удалось. Но это не повод бросать все идеи и уходить в депрессию, это лишь отправная точка для новых свершений. Когда индивид начинает искать внешние причины провала, то этим он блокирует свои истинные побуждения и желания. Поиск иных причин может свидетельствовать о том, что человек:
  • не умеет организовывать и контролировать себя;
  • не умеет правильно расставлять приоритеты;
  • не умеет систематически выполнять работу.

Для выполнения упражнения следует взять чистый листок бумаги и написать предложение, например: «Не выполнил данное задание, потому что…». Необходимо проанализировать оправдание и ответить на вопросы:

  1. Почему было выбрано именно это оправдание, есть ли этому альтернатива?
  2. Зависит ли это от внешних и внутренних факторов?
  3. Что мешает исправить данное положение?

На этом этапе следует подумать, какие меры можно предпринять для достижения цели. Главные инструменты мотивации: деньги, здоровье, связи.

Закрепление результатов и сохранение мотивации

Существует 6 основных способов, которые позволяют добиться желаемого. Каждый из них по-своему уникален и используется в связи с конкретными условиями. Самый важный принцип любой мотивации — это делать то, что нравится и приносит пользу. Только такие дела позволяют получить удовлетворение, они подкреплены внутренним стремлением, желанием осуществить задачу любым способом. Вот эти рекомендации:

  1. Сосредоточьтесь на конечном результате. Любое задание требует особого подхода и немалых усилий. Вместо того чтобы акцентировать внимание на трудностях, следует вспомнить о причине, ради которой и будет проделан весь путь.
  2. Думайте только о победе. Следует начать с выполнения легких задач, а затем получать удовольствие от результатов. Это, во-первых, поднимет настроение и поможет обрести уверенность, во-вторых, наполнит человека энергией для выполнения дальнейших действий.
  3. Сделайте любое сложное задание. После того как были успешно пройдены несколько легких задач, следует занять себя более трудным делом. Если откладывать сложную миссию на конец дня, то она плавно переедет на следующий день, неделю, месяц. Так, трудное дело станет практически невыполнимым.
  4. Делайте регулярные перерывы. Когда человек отдохнул и чувствует новый прилив сил, то ему намного проще начать выполнять любую задачу. Вместо того чтобы часами заниматься утомительной работой, следует расслабиться и немного отдохнуть. Это внесет организованности и поможет заниматься любимым делом, не отвлекаясь на посторонние вещи.
  5. Не загружайте себя лишними хлопотами. Многие люди часто загружены целями и задачами, они хотят быстро достичь многого, а в итоге не получают ничего. Стремление быть самым умным, красивым, сильным — это, конечно, хорошо, но не стоит ставить перед собой такие глобальные цели. Следует сконцентрироваться на какой-то одной конкретной задаче.
  6. Награждайте себя за успехи. Часто появляется мотивация достижения, которую необходимо самостоятельно стимулировать. Небольшие призы за каждый верно сделанный шаг стимулируют человека продолжать качественно работать.

Как повысить мотивацию? Все зависит от человека и его желания, оно должно исходить непосредственно из души. Мотивация человека — это прежде всего усидчивость, терпение, умение трудиться, способность к пониманию своих потребностей, умение контролировать ситуацию. Только те люди, которые обладают хорошей мотивацией, способны самореализоваться в жизни.

В современном мире трудно представить безграмотного человека, а вот думающего не как все - гораздо сложнее. Образование стало доступным для каждого. Нас учат под копирку, дают простые формулы, которые каждый должен применять. Можно быть эрудированным человеком, говорить по шаблону, но не уметь думать самостоятельно. Биография, которую я поведаю сегодня – это история нестандартного мышления, внутреннего стержня, преодоления себя и обстоятельств. История одного гения.

Детские годы и семья

30 июля 1863 года в семье зажиточных фермеров появился сын Генри. Он был первым ребенком, который выжил после рождения. Впоследствии, стал старшим в доме из шести детей. Семья проживала в штате Мичиган, что недалеко от Детройта.

Мальчик обучался в церковной школе, с трудом преодолевая врождённую дислексию. До конца своих дней он писал с ошибками, но это не мешало ему думать и мыслить нестандартно.

Отец считал Генри лентяем за то, что он не хотел трудиться на ферме, как все. Мальчику все время приходили идеи, как можно облегчить работу.

Мать всегда говорила, что сын родился механиком, потому что вместо игрушек в его карманах всегда лежали инструменты.

Если кому-то из 6 детей дарили механическую игрушку, ребята прятали ее от Генри, зная, что он разберет вещь на мелкие детали.

У мальчика была сильная духовная связь с матерью, ее смерть сильно повлияла на сознание ребенка – желание оставаться жить и работать на ферме окончательно пропало, ему было 12 лет.

В 13 лет отец подарил сыну часы, даже не догадываясь, что эта небольшая вещь еще больше приблизит маленького механика к мечте. Будущий гений автомобилестроения не мог просто смотреть на них – ему было интересно, как они работают, он с легкостью разобрал их на мелкие детали и так же просто собрал обратно. Не прошло и двух лет, как вся округа узнала о таланте младшего Форда.

Большое влияние на будущие интересы Генри вызвала поездка в Детройт, где впервые в 12 лет он увидел локомобиль, движущийся за счет мотора. Именно тогда мальчик решил, что будет изобретать безопасное и доступное средство передвижения, кардинально отличающееся от карет с лошадьми.

Так и произошло, юный механик постоянно трудился в своей мастерской, чем вызывал неодобрение отца. И уже в 15 лет изобрел свой первый двигатель.

Начало великого


В 16 лет Форд переезжает в Детройт и поступает учеником в Судостроительную фирму.

Уже через 4 года Генри возвращается на ферму к отцу, имея специальность механика. Дома он работал в различных автомастерских и автомобильных компаниях над ремонтом паровых машин, по ночам подрабатывая в ювелирном магазине часовщиком.

Мальчик все время хотел облегчить труд на ферме, это подвигло его к изобретению молотилки, работающей на бензине. Вскоре, патент на это оборудование купил Томас Эдисон.

Это было определяющим моментом, уже в 1891 году Форд переехал жить в Детройт для работы инженером-механиком в компании Томаса Эдисона. К этому моменту Генри успел обзавестись семьей, его супругой стала дочь фермера Клара Брайт, с которой он счастливо прожил всю жизнь. В свободное время Форд занимался мечтой - изобретением двигателя внутреннего сгорания.

Руководство компании было негативно настроено на его одержимые идеи. Но уже в 1896 году гений механики собрал свой первый самоход Ford Quadricycle. Для рекламы своего чуда техники Форд часто ездил по улицам города, привлекая внимание будущих клиентов, но его принимали за одержимого.

Генри не сдавался, став одним из учредителей «Детройтской автомобильной компании» в 1899 году. Вскоре она обанкротилась и закрылась в силу финансовой несостоятельности.

Но и это не остановило гения механики, который упорно двигался к цели, считая неудачу лишь ступенью вверх.

Создание Ford Motor


После победы в гонке инвесторы и клиенты потянулись к Форду. В 1902 году он основывает компанию, названную в честь себя «Форд мотор». Главная идея Генри остается неизменной – сделать автомобиль доступным средством передвижения. В то время это было немыслимо, то же самое, что сейчас сделать полет на Марс для всех.

Конструктор продолжал работать над упрощением механизма создания автомобиля, вскоре начав использование конвейерной линии. Это был прорыв в технологии, что значительно удешевляло процесс производства.

Но Генри понимал, что качество автомобилей зависит от людей, которые их производят, поэтому создавал все условия для работы своих сотрудников: ставка в два раза выше конкурентов, сократил рабочий день до 8 часов, использовал три рабочие смены.

В 1903 году компания «Форд мотор» получила судебный иск от ассоциации автомобилестроителей, которая претендовала на монополию в данной отрасли. Дж. Б. Селден запатентовал бумажный проект автомобиля и грозил всем покупателям марки «Форд мотор» привлечением в суд за нарушение его авторских прав.

Общее дело продлилось с 1903 года до 1911 года. Здесь Генри зарекомендовал себя, как борец за права потребителей, пообещав защиту каждому своему клиенту. Не с первого раза, но Форд выиграл дело!

Легендарный “Форд-Т”


Огромную славу в 1908 году «Форд Моторс» принесла разработка автомобиля «Форд-Т»: комфортный, практичный, с простой отделкой. Модель простая в управлении, доступна не только богатеям, но и среднему классу. Его цена на рынке составляла 950 $ и пользовалась таким небывалым спросом у потребителей, что прием заказов приходилось приостанавливать.

К 1910 году открыт новый модернизированный завод «Хейленд парк»: внедрено новое сборочное производство, появилась система вентиляции, улучшено освещение. Использование сборочного конвейера сократило производство одного автомобиля с 12 до 2 часов! Это способствовало снижению цены до 290 $ за машину. Именно эта модель составляла 10% продаж всех автомобилей в мире.

Владелец заводов, газет и пароходов


Чтобы не зависеть от внешней экономической ситуации в стране, владелец заводов, газет и пароходов вкладывает деньги в производство рудников, угля, других заводов. Он добивается того, что в его распоряжении есть все необходимое для создания автомобилей.

Генри видел суть денег не в самих деньгах, а в возможностях, которые они открывают. У него не было цели накопления, больше его интересовала возможность воплощать свою мечту детства в реальность.

Секреты управления


В своих компаниях автомобильный король создавал новые системы управления персоналом и мотивации:

  • повысил оплату труда до 5$ в день;
  • сократил продолжительность рабочего времени с 9 часов до 8 часов, установив круглосуточную посменную работу;
  • ввел один выходной день, позже сделал 2 выходных;
  • ввел оплачиваемый отпуск раз в год;
  • обеспечивал медицинской страховкой;
  • строил недорогое жилье для рабочих, которое предоставлял им в рассрочку.

К нему потянулись тысячи людей. Форд жестко следил за дисциплиной. Его сотрудники должны были вести правильный образ жизни. Рабочему, который тратил деньги не на семью, а на алкоголь и развлечения ставили испытательный срок, если он не исправлялся, следовало увольнение.

За персоналом следил целый отдел из 60 человек: вели социологический учет, посещали квартиры рабочих, проводили опросы.

Даже имея большой штат менеджеров Генри использовал диктаторский стиль управления, решая самостоятельно все стратегические вопросы.

На грани банкротства


В Первую мировую войну заводы промышленного магната перешили на производство военной техники, противогазов, касок. Это вызывало одобрение со стороны жителей Америки.

Но Форд не желал зарабатывать деньги на крови, поэтому после окончания военных действий, вернул на конвейер производство автомобилей.

Изобретатель думал, что потребитель, купив раз, будет предан бренду всегда.

Но к 1927 году продажи «Форд-Т» снизились до такого уровня, что компания оказалась на грани разорения. Предпринимателю пришлось приостановить работу заводов и распустить рабочих. Он не сдался, а искал путь решения кризисной ситуации. Совместно со своим сыном Эрселом, Генри занялся разработкой нового вида автомобиля. В этом же году был представлен «Форд-А».

Модель превосходила автомобили конкурентов по техническому оснащению и уникальному дизайну. Форд вновь вышел победителем, вернув лидерские позиции.

В 1929 году в США началась великая депрессия, еще два года корпорация Форда устойчиво стояла на ногах, но в 1931 году начала сдавать свои позиции.

Промышленному магнату снова пришлось закрыть часть заводов, а остальным сократить зарплаты. Рабочие были крайне недовольны событиями, начались мятежи. Самый значительный бунт произошел возле завода «Руж»: полиция смогла разогнать людей, только применив оружие.

И в этой ситуации гений механики не сдался. Его аналитический ум нашел решение в изобретении нового спортивного автомобиля «Форд V8», разгоняющегося до 130 км в час!

Благодаря этому решению, заводы предпринимателя снова нарастили объем выпуска и преодолели снижение продаж.

Закат жизни


В 1945 году за подъем индустрии и автомобильного строения в мире Форду вручили медаль Эллиота Крессона (приз предназначен за выдающиеся технические изобретения).

Еще в 30-е годы во главе компании «Форд мотор» встал сын предпринимателя Эрсел Брайнт. Но после его смерти от рака в 1943 году, Генри пришлось снова взять правление в свои руки. Преклонный возраст, проблемы со здоровьем не позволяли вести дела на прежнем уровне. Тогда в 1945 году Форд старший передает управление компании своему внуку Уильяму.

Предприниматель провел последние дни в своем доме в Дирборне. 7 апреля 1947 года он скончался от кровоизлияния в головной мозг, ему было 83 года.

Наследие


Биография великого промышленника интересует читателей по сей день. Генри был не просто великим изобретателем, но и выдающимся менеджером. Его методы управления на предприятии стали основой для уклада современных компаний.

Одна из самых известных книг Форда «Моя жизнь, мои достижения» популярна и в наше время. В публикации повествуется не только о великих победах предпринимателя. Из нее можно почерпнуть методы организации производства, кадровую политику, модели управления.

Гений механики оставил после себя семейный бизнес, процветающий в наши дни. Это одна из немногих компаний, в управлении которой, участвуют исключительно наследники Форда. Семье принадлежит 40% акций компании, остальные в свободном обращении.

В наши дни Форд Мотор занимает 4-ое место в мире по объему выпуска автомобилей. Компания продолжает развиваться, количество заводов увеличивается ежегодно.

Рыночная капитализация в 2019 году составляет 34 687 287 296 $

Цитаты


  • Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу.
  • Успешные люди вырываются вперед, используя то время, которое остальные используют впустую.
  • Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.
  • Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби.
  • Каждый, кто перестает учиться, стареет, - не важно, в 20 или 80 лет, - а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни– это сохранить мозг молодым.
  • Если бы я делал только то, что хотят от меня люди, они бы до сих пор ездили на каретах.
  • Препятствия– это пугающие вещи, которые появляются, когда вы перестаете смотреть на свою цель.
  • Я этого хочу. Значит, это будет.
  • Старики всегда советуют молодым экономить деньги. Это плохой совет. Не копите пятаки. Вкладывайте в себя. Я в жизни не сэкономил и доллара, пока не достиг сорока лет.
  • Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь не многие.
  • Вы можете получить «Форд-Т» любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным.
  • Я никогда не говорю: «Мне нужно, чтоб вы это сделали». Я говорю: «Мне интересно, сумеете ли вы это сделать».
  • Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор.
  • Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.
  • Можете вы выполнить что-либо или уверены, что не можете, - в обоих случаях вы правы.

Заключение

Своей жизнью выдающийся промышленник показал пример всему миру, как мальчик с фермы стал гением современной инженерии. Форд никогда не отказывался от своей детской мечты. Он мыслил уникально, умел принимать нестандартные решения и никогда не останавливался на достигнутом.

Генри не мешали внешние факторы, он твердо и планомерно шел к выполнению цели: предоставить людям доступный автомобиль на каждый день. Он работал не ради зарабатывания денег, а ради улучшения мира, в котором живет. Удивительно, но гений механики верил в реинкарнацию душ. Он считал, что все его знания приобретены и накоплены в прошлых жизнях. До конца своих дней Форд писал с ошибками, но не уставал повторять, что не это не главное, гораздо важнее уметь думать.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Важность мотивации проявляется в одном из двух случаев: когда человек готов учиться и работать часами без остановки и когда это дается ему с огромным трудом. Все хотят быть продуктивными, но каждый день мотивировать себя невероятно сложно.

Не существует простого способа научить себя просыпаться утром с горящими глазами и желанием достигать целей. Поэтому данная статья призвана собрать все самое важное и интересное для того, чтобы помочь вам понять себя и свои мотивы. Мы рассмотрим не только мотивацию как таковую, но и пройдемся по разным областям жизни, где она играет особую роль: спорту, учебе и работе.

Что такое мотивация

Мотивация - причина действий, желаний и потребностей людей. Это также то, что заставляет человека хотеть повторить поведение. Мотивом является то, что побуждает человека действовать определенным образом или, по крайней мере, развивать склонность к конкретному поведению.

Существует еще несколько определений этого феномена:

  • внутреннее состояние или состояние, которое активирует поведение и дает ему направление
  • желание или потребность, которое подпитывает и направляет целенаправленное поведение
  • влияние потребностей и желаний на интенсивность и направление поведения
  • возбуждение, направление и постоянство поведения

Обратите внимание на то, что во многих определениях встречается слово «направление». Можно сказать, что мотивированный человек - вектор, который имеет направление и силу. Даже пребывая в состоянии покоя, он все равно прикладывает усилия (например, ментальные).

Человек может достичь серьезной цели, если будет балансировать между мотивацией (когда задача интересна, приносит удовольствие и выполняется с легкостью) и силой воли (когда задача поставлена, браться за нее не хочется, но мы заставляем себя, потому что нужно).

Мотивация обычно разделяется на драйвы и мотивы. Драйвы в основном биологические, такие как жажда, голод, сонливость и потребность в воспроизведении - все это заставляет нас заниматься поисками и участвовать в определенных мероприятиях. Считается, что драйвы находятся внутри человека и не требуют влияния извне или поощрения.

Мотивы, с другой стороны, обусловлены социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. К ним относятся такие факторы, как похвала и одобрение.

Рассмотрим, какие теории мотивации существуют и чем они отличаются.

Теории мотивации

Теорий мотивации существует много, мы же выделим наиболее интересные и значимые.

  • Теория инстинкта мотивации . Согласно ей, люди мотивированы вести себя определенным образом, потому что эволюционно запрограммированы на это. Например, биологические инстинкты, которые важны для выживания организма, такие как страх, чистота и любовь.
  • Стимулирующая теория мотивации . Она предполагает, что люди мотивированы делать что-то из-за внешних наград. Например, вашей мотивацией может быть зарплата.
  • Теория драйва и потребности . Такие процессы как еда, питье и сон, продиктованы физиологическими потребностями. Поэтому он мотивирован достаточно, когда ощущает их нехватку.
  • Теория возбуждения мотивации . Она предполагает, что люди мотивированы делать то, что помогает им поддерживать оптимальный уровень возбуждения (так называемый поток). Человек с низкими потребностями в возбуждении может заниматься расслабляющими видами деятельности, такими как чтение книги, в то время как люди с высокими потребностями могут быть мотивированы, чтобы делать что-то физически захватывающее, например, гонки на мотоциклах.

Мотивацию можно также рассмотреть с точки зрения зоны влияния. В этом случае она делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя и внутренняя мотивация

Внутренне мотивированное поведение порождается чувством личного удовлетворения, которое оно приносит. Человек получает радость от выполнения задачи. Вас можно назвать мотивированным, если вы учитесь в университете ради удовольствия и для того, чтобы стать образованным.

Внутренняя мотивация является критическим элементом в когнитивном, социальном и физическом развитии; те люди, которые по своей сути мотивированы, скорее всего, будут лучше работать и улучшать свои навыки.

Внешне мотивированное поведение, напротив, выполняется для того, чтобы получать что-то от других. Сотрудники могут выполнять свою работу, потому что хотят, чтобы компания платила им, а не потому, что они любят ее. Некоторые спортсмены руководствуются целью победить в соревнованиях и получить похвалу от болельщиков; они не руководствуются внутренним удовлетворением, которое получают от игры.

Точно так же, если вы учитесь в университете, потому что хотите получить высокооплачиваемую работу или удовлетворить требования своих родителей, ваша мотивация носит более внешний характер.

Это в теории, в реальности же все немного сложнее. Мотивация часто представляет собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов, а их соотношение может меняться со временем. Поэтому рекомендуется пробовать себя в разных сферах и искать хобби для того, чтобы понять, какой вид деятельности приносит больше удовольствия.

Мы закончили с теорией и пришло время выяснить, как мотивировать себя в разных сферах жизни.

Мотивация для обучения

Для многих людей тяжело мотивировать себя на обучение по двум причинам:

  • Они хотят сразу начинать работать.
  • Они хотят получать моментальную отдачу в виде денег или одобрения.

Когда вы изучаете или программирование (то есть ту деятельность, которая требует порядочного количества времени без отдачи), то существует большой риск того, что спустя две недели прекратите заниматься этим. Обучение требует терпения, ведь долгое время не будете получать ни результатов, ни денег. Поэтому мотивация для обучения является даже более важной, чем для работы.

Ниже вы увидите пошаговую структуру, которая позволит повысить уровень вашей мотивации в обучении.

Цели . Начните с осознания и записывания целей двух типов: долгосрочных и краткосрочных. Краткосрочные цели и будут влиять на уровень мотивации и двигать вас к долгосрочным.

  1. Запишите все свои цели.
  2. Избегайте неопределенности, цели должны быть понятными и четкими.
  3. Раздробите сложные цели на мелкие.
  4. Укажите, как вы намерены достичь своей цели. Чем подробнее, тем лучше.
  5. Визуализируйте достижение своей цели и то, как вы себя будете чувствовать в будущем, когда достигнете ее.
  6. Вознаграждайте себя. Внешние стимулы должны дополнять мотивацию, а не определять ее.

Просто начните . Мозг так устроен, что противится любой смене деятельности, потому что не хочет терять энергию. Зная это, вы должны делать все возможное, чтобы пребывать в состоянии обучения как можно дольше - через время желание учиться возникнет. Теперь этот процесс становится основным, а отвлечение от него - болезненным.

  1. Скажите себе «Я поучусь всего 30 минут, а потом посмотрим».
  2. Не мучайте себя, представляя альтернативы учебе. Фокус на других видах деятельности сделает обучение изнурительным.
  3. Чем быстрее вы сконцентрируетесь, тем быстрее справитесь с уроком.
  4. Представьте себе негативные последствия прокрастинации и лени (мы боимся внутренней боли).
  5. Представьте себе позитивные последствия достижения цели (мы стремимся получать удовольствие).
  6. Исключите отвлечения (поставьте телефон на беззвучный режим).

Достигните одной маленькой цели . Вы уже разделили долгосрочную цель на несколько краткосрочных, и теперь нужно просто добиться одной из них. Это важно, потому что позволяет ощутить, что вы стали лучше, достигли нового уровня. очень популярна сейчас и не случайно. В игре мотивация появляется как бы сама собой: вам не нужно ее искать и высекать из камня.

Подберите правильную музыку . Многие люди пренебрегают этим советом, а зря. Что главное в обучении? Полнейшая концентрация. Поэтому скачайте музыку, в которой нет слов и попытайтесь поработать несколько часов. Если это ваше - пользуйтесь этим плейлистом чаще.

Расчистите стол . Мало кто сядет за стол, захламленный кипами бумаги и разным мусором. Чистый стол - ясные мысли. Начинать всегда тяжело, а когда вы видите заваленный стол, то находите себе массу оправданий для того, чтобы не делать ничего.

Подлинный интерес . Можно заставлять себя, а можно полюбить обучение. Что это значит? Например, вы учите английский язык и это кажется скучным. Прочтите книгу «Вас невозможно научить иностранному языку» Николая Замяткина, которая позволит заинтересоваться самим процессом изучения языков. Интересуйтесь не только правилами и скучными теориями, находите интересные факты в любой сфере, которую осваиваете.

Мотивация к спорту

Каждый хочет быть и ясно понимает это. Почему тогда так мало людей занимается спортом? Потому что им не хватает мотивации. У них есть знания, есть понимание, есть необходимость, но нет желания. Можно даже себя заставить работать или учиться, а вот выйти на пробежку (если это не ваша профессия) невероятно тяжело. Вот несколько советов, которые помогут сделать это.

Читайте книги о спорте . После прочтения статьи о спорте, вероятность занятия им существенно повышается. Многое зависит от мастерства автора, который может или не может вызвать это желание. Через несколько дней мотивация и энтузиазм исчезают. Поэтому читайте книги и одновременно занимайтесь спортом.

Спортсмены выпускают свои автобиографии - их прочтение станет отличным мотивирующим фактором. Есть книги о , фитнесе, правильном дыхании и многом другом. Если они помогают вам хотя бы начать делать утреннюю зарядку, значит часть своих функций уже выполняют.

Отслеживайте прогресс . «Умные» часы несут особую ценность для тех, кто занимается спортом. Очень увлекательно смотреть после пробежки сколько километров вы пробежали и сколько калорий сбросили. Найдите популярные приложения для вашей мобильной платформы и используйте их.

Найдите друга для спорта . Вам будет намного сложнее отказаться от похода в тренажерный зал, если вы будете понимать, что подведете человека. Вместе можно наслаждаться отличным времяпровождением и помогать мотивировать друг друга. Кто-то, кто лучше, чем вы, обычно будет более мотивированным, поскольку вы будете стараться идти в ногу с ним. И наоборот.

Найдите музыку для спорта . Мотивация появляется, когда в вашей психике бушуют сильные позитивные эмоции. Музыка их вызывает быстро.

Соберите сумку и оставьте ее возле двери . Это самый простой и эффективный прием-триггер. Мы уже говорили о том, что мозг не хочет менять деятельность, а значит любая преграда будет восприниматься как причина не делать этого. Если ваша сумка собрана и находится возле двери, нужно лишь обуться и выйти из квартиры. Даже если вы сегодня имеете сильнейшую мотивацию к спорту, не обольщайтесь - за ночь она исчезнет.

Заведите расписание . Замените мысль «Нужно бы пойти в бассейн» на «Я пойду в бассейн завтра, в четверг и субботу сразу после работы». Вы не ищите оправдание, а миритесь с принятым решением и планируете свою жизнь, учитывая, что два часа на бассейн уже расписаны.

Мотивация к работе

Работа может приносить страдания в том случае, если вы ментально настроены исключительно на то, что делаете все это ради денег. Даже любимое дело через какое-то время станет неприятным, если вы будете зациклены лишь на внешних поощрениях.

Мотивация к работе существенно отличается от мотивации к учебе одним важным моментом: в учебе важно начать (первые 30 минут), работу же во многих случаях вас заставляют выполнять. Проблема не в том, чтобы сделать работу (вы ее сделаете), а в том, чтобы получать удовольствие от нее.

Посмотрим, какие методы и советы помогут избежать подобной ошибки.

Продуктивное утро . Нет лучшего способа возненавидеть свою работу, чем начать утро неправильно. Неправильно - значит непродуктивно и совершенно бессмысленно. Неважно, какая у вас работа, в офисе или дома, огромное значение имеют первые 30 минут после пробуждения.

Что можно и нужно сделать за это время? Пересмотрите свой список дел на сегодня, который вы заблаговременно составили вчера вечером. Это важно, ведь позволяет моментально настроиться на работу. Помедитируйте и сделайте зарядку - первое прочищает мысли, второе выводит из состояния лени и покоя.

Определение задачи . Работа мотивирует, когда ясно, что именно вы делаете. Подумайте об этом: какие приятные ощущения возникают, когда вы четко понимаете задачу или делаете серьезный прогресс в большом проекте? В конце каждого дня или недели создайте список «Сделано» (напротив списка дел), в котором вы изложите все задачи, которые выполнили. Для дополнительной мотивации держите его перед глазами.

Разнообразие навыков . Что напрочь убивает мотивацию? Скука, рутина, повторяемость. Когда вы делаете одно и то же, это сводит с ума. Чем бы вы ни занимались, всегда есть возможность научиться чему-нибудь новому, изучать множество книг по теме и тут же применять знания на практике. Выполняйте работу разными способами, смешивайте разные стили и манеру поведения.

Обратная связь . Хотите стать мотивированным - собирайте отзывы о своей работе. Не только для повышения эго (если работа выполнена хорошо), а еще и потому, что правильная обратная связь может помочь оттачивать навыки. Она хороша тем, что выбивает из привычной колеи, предлагает свежие идеи и заставляет сомневаться в привычном порядке вещей. Она помогает взглянуть на себя и свою работу под другим углом. Появляется свежесть и уничтожает рутину.

Напоминайте себе, зачем вы делаете то, что делаете . Даже если ваша работа приносит удовольствие и имеет большую ценность, вы можете забывать об этом. Напоминайте себе о ее важности каждый день - утром и перед сном. В любом случае она будет сделана, так пусть лучше с удовольствием.

Знайте свое «зачем» . Сначала отступите назад и создайте список, в котором будут отображаться все идеи, проекты и задачи, плавающие в вашем сознании. Затем взгляните на следующие вопросы:

  1. Почему эта задача важна для меня?
  2. На кого и на что она влияет?
  3. Как это повлияет на мою личную и профессиональную жизнь?

Даже если вам не хочется выполнять сегодня работу, все равно говорите себе «Я хочу выполнить эту задачу», а не «я обязан ее выполнить». Если не можете вызвать нужную эмоцию, выделите пару минут и задумайтесь: «Почему это так важно для меня?».

Самомотивация для прокрастинаторов

Когда крайние сроки не являются абсолютными или четко определенными, прокрастинаторы плохо справляются с ними. Все четыре стратегии, обсуждаемые ниже, связаны с активизацией эмоций, которые мотивируют на выполнение дела.

Уменьшение доступного времени

Планирование задачи вокруг работы или деятельности дает прокрастинаторам меньше доступного времени, чтобы что-то сделать, создавая тем самым нехватку времени, которая активирует побуждающие эмоции. Некоторые люди, поощряемые крайним сроком, бросают вызов себе, прежде чем начать работать или учиться.

Если вы искусственно ограничиваете себя временными рамками, то начинаете управлять собой. Как мы знаем, работа заполняет все время, отпущенное на нее.

Принудительные стимулы

Профессионально успешные люди эмоционально привязаны к своим целям. Когда они соблюдают обещания относительно них, то повышают уровень мотивации. Списки дел популярны по разным причинам, но они используют их в качестве инструмента для принятия обязательств.

Финансовые соображения также эффективны для установления абсолютного срока. Это особенно важно для тех, чей доход основан на комиссионных или завершении проекта. Регулярно оценивая привлекательность финансовой цели и ее влияние на долгосрочный план, можно вызывать эмоции, которые побуждают действовать. Неважно, какие стимулы вы найдете, реальные или нереальные, главное - чтобы это сработало.

Использование рабочей памяти

Всплеск энергии, необходимый для достижения чего-то, появляется по мере приближения крайнего срока. Когда вы думаете о задаче, не выполняя ее, то устаете и тратите массу энергии безо всякой пользы.

Выпроваживайте мысли о задаче из головы до тех пор, пока не начнете ее выполнять. Иначе вы не сможете приступить к работе, попутно укоряя себя за это. Вам может помочь медитация и дыхательные упражнения.

Использование внешних обстоятельств

Несмотря на то, что прокрастинаторы любят ждать крайнего срока, при определенных обстоятельствах они мотивированы на то, чтобы выполнять задачи на ранней стадии. Например, они могут сразу решить ее, если откладывание будет связано с внутриличностным конфликтом. То есть боль от того, что работа не будет сделана прямо сейчас, должна быть сильнее боли от того, что ее отложат.

Вы можете расставить приоритеты таким образом, чтобы браться за работу ради того, чтобы не подвести близкого человека. Чувство стыда перед самим собой у некоторых людей не столь интенсивное, как чувство стыда, испытываемое перед теми, кто нам дорог.

Книги по мотивации и самомотивации

  • «33 способа самомотивации» Игорь Осипенко
  • «100 способов самовотивации» Стив Чандлер
  • «Мечтать не вредно» Барбара Шер
  • «Будь лучшей версией себя» Дэн Вальдшмидт
  • «Без жалости к себе» Эрик Ларссен
  • «К черту все! Берись и делай!» Ричард Брэнсон
  • «Выйди из зоны комфорта» Брайан Трейси

Желаем вам удачи!