Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы. Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию методическая разработка на тему Календарно тематическое планирование занятий по нравственному восп

Пояснительная записка

Система духовно - нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованиюотводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

воспитание уважительного отношения к труду.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема

Формы обучения

Задачи

Дата

«Старание и терпение»

Экскурсия в школу.

Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

сентябрь

«Мудрые люди»

Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».

Фольклорный праздник «Покров».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

«Верность земле русской»

Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная».

«Народные игры». «Богатыри земли Русской».

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.

«Светлый образ»

Беседа « Моя мама - лучше всех».

Ручной труд (изготовление подарков маме).

Праздник, посвящённый Дню матери.

Развивать духовно- нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

«Семейные традиции»

Беседы «Моя семья»; « Семейные традиции (обычаи) в вашей семье».

Семейные работы «Род и родословная».

Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.

«Рождественское чудо»

Беседы «Святочные посиделки», «Елка - символ Рождества».

Показ вертепного театра «Рождество Христово».

Аппликация «Рождественская открытка»

Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра - вертепом.

«Мастера и рукодельницы»

Беседа «Россия - страна мастеров».

Выставка «Золотые руки мастеров».

«Эти мудрые русские сказки».

Развлечение «Масленица»

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

«Книга - праздник души»

Беседа: "А у книжки именины!"

Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам».

Вечер развлечений "В гостях у сказки".

Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества.

«Добрый мир»

Праздник «Благовещение»

Занятие «Земля - наш общий дом».

Беседа «Жалобная книга».

Экскурсия в лес.

Выпуск листовок «Берегите лес от пожара».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ответственность человека за окружающую среду.

«День Победы»

Выставка рисунков, посвященная Дню Победы.

Беседа « Дети военных лет».

Экскурсия к памятнику.

Участие в митинге.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

«До свидания детский сад! Здравствуй школа!»

Праздничное мероприятие

«Выпускной бал»

Создание условий для успешной адаптации в школе.

Библиографический список:

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2011. - 224 с.

Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013. - 160 с.

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012. - 320 с.

Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. - (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).

Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. - М. Издательский дом «Истоки», 2012. - 328 с.

Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составила: Шарикова Е.Н.старший воспитатель МДОУ д/с №22 г.Ржева

Семья. Моя родословная.

Цикл бесед-диалогов: «Я не гость в своей семье»
Творческие игры: «Семья», « Детский сад», «Телефонная станция»
Разбор ситуаций: «Как познакомиться с твоей семьёй?
Можно ли жить без имени, без фамилии?
Без чего можно жить? Если мама заболела?»
Общение: «Где отдыхала твоя семья? Поздравь бабушку по телефону.
Любимое занятие твоей семьи. Как ты помогаешь маме?»
Составление рассказа: «Как я провёл воскресенье?
Кошка – член нашей семьи.
Письмо бабушке. Профессии моих родителей».
Индивидуальное составление родословной по семейным фотографиям:
«Кто на кого похож?
Рассказы по фотографиям о своей семье, родственниках»
Художественная литература: В.Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч»
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»;Е.Серова «Папа дома», «Стирка»
Э.Мошковская «Трудный путь»
Игровые упражнения:«Определи возраст людей на картинке»,«Обратись ласково»
«Узнай,кому принадлежит эта вещь», «Поздравь и пожелай»
Продуктивная деятельность: Рисование «Моя семья»,
Составление плана комнаты с указанием любимых мест членов семьи
Лепка по ск. «Три медведя»; Аппликация «Коврик для кошки»

Мой город.

Цикл познавательных бесед и рассказов: «Здравствуй, город! Я – твой житель!
Творческие игры: «Театр», «Магазин», Библиотека», «Поликлиника»
Строительные игры: «Улицы и перекрёстки»
Речевые игры: «Знаете ли вы?»
Общение: «Как горожане заботятся о городе?»,
«Лицо города – улицы. площади, памятники»
разбор ситуаций: «Ты потерялся. Что бы ты построил в городе?
Как бы ты украсил город?Что ты можешь сделать для города?»
Составление маршрутов: «От твоего дома к д/саду. От д/сада к библиотеке»
Рассматривание: «Фотовыставка «Ржев», картины ржевских художников,
репродукции и фотографии «Мой город и его прошлое»
Экскурсии: В библиотеку, по близлежайшим улицам,памятным местам,к храму,
К реке Волга.
Продуктивная деятельность: Конструирование «Дома на нашей улице»,
Рисование «Герб города»,аппликация «Транспорт»

Край мой – Верхневолжье!

Цикл рассказов: «Природа Верхневолжья»
Творческие игры: «Охотники», «Рыбаки»
Народные игры:
Разбор ситуаций: «Покажи на карте наш город, край.
Погода в разные времена года»
Общение: «Каких животных, деревья, растения, цветы ты знаешь?»
Художественная литература: Народный фольклор.
Рассматривание: Тверская игрушка. Сувениры.
Набор открыток:«Ржев»,«Селигер»,«Торжок», «Тверь»
«Старица», «Травянистые растения»
Продуктивная деятельность: Выставка «Природа нашего края»
Аппликация «Украшение одежды Тверскими узорами»
Лепка «Дикие животные»

«Портрет земли»

Цикл рассказов и загадок «Разноцветная земля»
Творческие игры: «Путешествие по странам и континентам»,
«Ищем сокровища»
Разбор ситуаций: «Назови свой адрес.В каком городе, какой стране ты живёшь?
Что такое глобус? Для чего нужен глобус?
Чем отличается глобус от карты? Кому нужна карта?
Для чего нужен компас?
Общение Что ты видел из окна поезда, автобуса? Какие предметы нужны
Четыре географических направления. Знаки на карте и глобусе.
Растения и животные севера и юга.
Экспериментирование: День и ночь.Времена года.
Составление описательных рассказов о климатических зонах Земли.
/Пустыни, тропики,горы,ледники,леса,равнины/
Маршруты путешествия по воде и суше
Художественная литература:Т.Мелехова. «География и ты» «Твои первые
путешествия ио ткрытия»
Рассматривание: Георгафического атласа «Мир и человек»
политической,физической карт мира, карты полушарий,
карты звёздного неба../нахождение стран, континентов,озёр,
рек.морей,гор,океанов на карте и глобусе./
Дидактические игры: «Рассели животных», «Кто поможет малышу»,
«Найди ошибку»,»Цвет на глобусе: что он обозначает»
Продуктивная деятельность: Составление плана групповой комнаты,
своей комнаты.
Рисование «Животные юга», «Морские животные»

Как всё начиналось? История наших предков.

Художественная литература: А.Ишимова «Славяне и их соседи»
Н.Кончаловская «Наша древняя столица»
Народные игры: подвижные, хороводные. Словесные.
Строительные игры: «Терема» «Храмы» «Крепости»
Дидактические игры: «Раньше и теперь»
/по кн.И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»
Творческие игры: «Мастера-умельцы». «Ярмарка»
Рассматривание: Русский национальный костюм;
Коллекция народных игрушек;
Репродукции картин Ю.Васнецова к сказкам и былинам
Разбор ситуаций: Что бы ты взял из прошлого в настоящее?
Чем отличается старинная вещь от старой?
Как встречали гостей в старину?
Общение:Чем можно написать письмо?
Какие русские народные сказки, песенки ты знаешь?
Какие национальные блюда и напитки пришли к нам из
древности?(квас, каша и т.д)
Участие в народных праздниках: «Рождество», «Святки»
Цикл занятий по художественно-творческой деятельности: «Русский дом»

Моя страна – Россия.

Художественная литература: Г.Цыферов «Россия, Ушинский «Наше Отечество»
М.Пришвин «Охранять Родину»
Общение:МояРодина – Россия.Найди на глобусе нашу страну.
Столица Родины –Москва.Символика страны. Реки, озёра, моря России.
Богатство русского леса.Города России.Заповедники и зоопарки.
Разбор ситуаций: Как пригласить в гости.(Телефон,телеграмма).Какие блюда
русской кухни ты знаешь? Напой русскую мелодию.
Какие русские игры, танцы ты знаешь?
Творческие игры «Строим город», «Путешествие по России»
Дидактические игры: «Найди и назови герб», «Найди и назови флаг»,
«Кто где живёт?»(в России-россияне, в Китае-китайцы и т.д
Составление: «Красной книги», фотовыставки «Где я отдыхал с родителями»
Экологических плакатов «Берегите природу»
Продуктивная деятельность Рисование «Берёзовая роща», «Русский головной убор»
Аппликация «Народные узоры», «Животные Африки»

Слава и гордость земли русской.

Цикл рассказов.Знаменитые люди России.(сб.»Моя страна-Россия»)
Общение. «Люди,прославившиеРоссию» (учёные, полководцы, художники, изобретатели, врачи, композиторы, писатели, путешественники и т.д)
Художественная литература.Чтение стихов.сказок,рассказов русских поэтов и
Писателей
РассматриваниеКартин русских художников, коллекций народных игрушек,
изделий народных умельцев
Прослушивание произведений русских композиторов
Творческие игры «Строители», «Космонавты»,»Пограничники»
Дидактические игры «Составь узор», «Найди и назови»(народную игрушку)
Художественно-творческая деятельность Экскурсия в библиотеку
Литературные викторины. Конкурс стихов русских поэтов.
Выставка портретов известных людей.
Лепка «Дымковские (филимоновские) игрушки»
Рисование «Хохломские (гжельские) узоры»

Я,ты,он,она –вместе дружная семья.

Общение «Народы России – россияне».Чем народы отличаются друг от друга /языком,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т.д/.Война и мир. Права ребёнка..
Художественная литература:Стихи, сказки, пословицы народов России.
Сб.»Моя страна-Россия»./рассказы о карелах,татарах,чукчах/
Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства /чеканка, вышивка и т.п./
Ситуации Сравни сказки, пословицы разных народов: что в них общего?
Сравни блюда национальной кухни /пельмени,галушки.манты, вареники/
Творческие игры: «Встреча гостей», «Путешествие по России»
Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»
Художественно-творческая деятельность:Разучивание песен, игр народов, населяющих Россию.Аппликация «Украсим костюм национальным узором»,
«Руские узоры», Рисование «Нарядные платки»,»Тверские узоры»,
Лепка «Фрукты со всех концов страны».

Разноцветная планета.

Цикл рассказов: «Земля – наш общий дом»
Творческие игры: «Дом моды». «Карнавал», «Олимпийские игры».
«Конкурс красоты», «Мы – туристы».
Общение: Какие страны, кроме России, ты знаешь? Жизнь людей разных
стран/жилище,пища,одежда.обычаи/. Мы говорим на русском языке.
Как хорошо, если мир на земле!»
Ситуации:Как можно поздороваться с иностранцами? Что нужно, чтобы поехать в другую страну?Что такое граница?Что такое сувенир?Куда бы ты хотел поехать?
Игры народов мира.
Строительные игры:»Пирамиды Египта», «Небоскрёбы», «Дома на сваях»
Художественная литература: Песенки, считалки, сказки народов мира.
Составление маршрутов: путешествий из России в другие страны
Дидактические игры: «Кто назовёт больше стран?», «Найди флаг России»
«Кто вкакой стране живёт? «Узнай страну по описанию»,
«Найди пять отличий»

В педагогике существуют разные формы работы с детьми дошкольного возраста. Современный педагог находится всегда в поиске инновационных форм, методов и способов работы с детьми и их родителями, направленной на создание единого пространства . Традиционной в своей работе, я выделила такую форму, как Тематические недели.

Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: праздники, развлечения, игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.

Мною представлен один из планов такой недели, посвященной очень актуальной теме – нравственному воспитанию дошкольников. Материал будет полезен для воспитателей и педагогов ДОУ. Ориентирован на группу детей 5-6 лет (старшая группа). Так же прилагается открытое итоговое занятие по теме недели «По дороге доброты».

Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Что такое доброта?»

Цель: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;


развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков;

воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

    Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Формировать доброжелательные дружеские между детьми; положительное отношение ко всем людям. Воспитывать умение оценивать поступки окружающих. Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло»., их важности в жизни людей. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знание правил вежливого общения. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Предварительная работа:

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.

3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках недели добра.

5. Разработка НОД, определение тематики бесед.

6. Подбор музыкального репертуара.

7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается »..

9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».

10. В течении недели чтение произведении: В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Осеева « Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е. Благинина « Подарок», « Как светлячок друга искал», С. Маршак «Друзья товарищи», Г. Остер «Вредные советы».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».. Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей). Участие в выставке творческих работ «Моя счастливая семья». Изготовление кормушек для птиц.

План мероприятий тематической недели «Что такое доброта»

Понедельник «День добра»

I пол. дня

    беседа «Что такое добро?» игры « Добрые и вежливые слова» , «Добро и зло» НОД Развитие речи «Ранняя весна» – игровое упражнение «Доброе утро»

II пол. дня:

    НОД Аппликация «Улыбка» оформление книжной выставки

Вторник «День улыбок»

I пол. дня

    акция « Подари улыбку» (с рецептом счастья) чтение худ. литературы НОД ФКЦМ «Масленица» - Заучивание стихотворения «Пусть Масленица дарит добро»

II пол. Дня

    выставка рисунков «Я радуюсь солнцу» беседа о добрых поступках и делах

Среда «День добрых дел»

I пол. дня

    сотвори добро «Накорми птиц» изготовление кормушек НОД Ознакомление с «Сивка Бурка» - Д/ игра «добрый, злой герой»

II пол. дня

    ремонт книг НОД Лепка «Девочка пляшет» - игра «Сделай комплимент»

Четверг «Волшебные ручки»

I пол. дня

    изготовление птиц в стиле оригами

II пол. дня

    изготовление «Дерево добра»

Пятница «День семьи»

I пол. дня

    праздник «Что такое добро» выставка творческих работ «Моя счастливая семья»

II пол. дня

    НОД Рисование «Дети делают зарядку» - игровое упражнение «Эмоции»

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе по итогам тематической неделе «По дороге доброты»

Цель: формирование эмоционального отношения к действительности, как к основе развития нравственных чувств.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

Развитие умения распознавать, понимать, обозначать словами эмоциональное состояние другого;

Воспитывать стремление радоваться хорошим поступкам;

Развитие способности понимать невербальные средства общения;

Формирование речевой культуры поведения;

Развитие коммуникативной выразительности, социальной наблюдательности;

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки окружающих;

Активизация процессов внимания, зрительного восприятия, воображения.

Направление: социально-личностное.

Форма мероприятия: непосредственно-образовательная деятельность.

Возрастная группа детей: старшая.

Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), сказки «Жадный кармашек» (Е. Алябьева), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».

Материалы и оборудование: клубок шерстяной нити, почтовый конверт, набор пиктограмм, бусины и резинки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)

Педагог: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

(Л. Полякова)

Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

(Дети отвечают).

Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)

А чтобы лучше понять, что такое доброта, давайте отправимся в путешествие по дороге доброты. А поможет нам «волшебный клубочек».

Игра «Волшебный клубочек»

Дети передают клубок ниток по кругу друг другу, при этом называя доброе слово о другом, пока клубок не вернётся к педагогу.

Педагог: Ты клубочек, покатись, сказка, сказка – появись.

(Клубочек прикатывается к сказочному домику, в котором расположены разные пиктограммы). Ребята, посмотрите! Мы оказались в сказке, а вот в какой, пока не знаем… А давайте сами угадаем!

Д/и «Герой из сказки»

Педагог показывает пиктограмму, а дети сначала называют, какое настроение передает эта пиктограмма, а затем называют персонажей сказок, которые соответствуют ей.

Педагог: Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи. Ну-ка, что-то покажи.

Педагог: Ребята, на пути клубочка встретилась речка, а на речке злая волшебница раскидала камни. Давайте поможем речке.

Дети вместе с педагогом присаживаются на ковёр.

Ситуация-упражнение «Незаконченные предложения».

Задача детей - закончить данное предложение по-доброму, т. е. придумать доброе окончание.

Девочка нашла котенка…

Мальчик нашел забытую игрушку и…

Мама заболела и ее сын...

Старенькая бабушка уронила палочку и…

Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…

Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…

Девочка Таня порезала палец, и ее подружка...

Маленькая девочка потерялась и Света…

После ответа, педагог предлагает убрать камень.

Педагог: Какие вы молодцы, я очень тронута вашей добротой! Теперь и речка может дальше протекать!

Ребята, а давайте проверим, умеете ли вы дружить!

Ф/м «Дружные руки»

Что за чудо, чудеса!

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Кто может стать лучшим другом?

Мама! И папа!

И товарищ по играм,

И старенький дед.

Березка у дома,

Щенок косолапый,

Хороший знакомый

И добрый сосед!

Педагог: Наше путешествие продолжается! И нам ещё нужно сделать самое главное. А дорогу нам покажет наш клубок.

Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи.

Педагог: Ребята, наш клубочек нашел вежливый конверт. Давайте посмотрим, что внутри! А там Загадки, хотите отгадать?

Игра «Вежливые слова»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

Молодцы, ребята! Когда человек что-то хорошо умеет делать, про него говорят – у него золотые руки. А когда хорошо поступает, говорит добрые слова, то про него говорят, что у него доброе сердце.

Клубочек нас приводит к коробочке с бусами.

Ребята какое важное слово-доброта. А что бывает добрым? Сейчас мы с вами подумаем и соберём браслеты «доброты». Дети называют определения и нанизывают бусинку. Этими браслетами можно пользоваться, когда ты рассержен или жадничаешь, и сразу подобреешь.

Рефлексия. Что вам понравилось больше всего? За кого из ребят вы порадовались? Кто был самый активный? Кто самый внимательный? Кто нашёл самые подходящие слова в игре? Кем быть интереснее? – жадным или добрым?

Упражнение «Эстафета доброты»

Дети и педагог стоя в кругу, берутся за руки и передают с помощью рукопожатия доброту.

Педагог: Я дарю тебе добро! (берет за руку ребенка)

И каждый ребенок передает добро товарищу.

Я чувствую, что доброты стало больше, пусть же она греет вас и не покидает.

Можно пригласить в круг гостей. Под музыку можно предложить детям и взрослым обнять друг друга.

Спасибо за прекрасное занятие!


РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО на заседании ШМС директор РОЦ №76

протокол № __ протокол № __ Гаврилина Е.С.

от__________ от __________ приказ №____

руководитель МО председатель ШМС от ____________

Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

Уроки нравственности

КЛАССЫ : 1-4

Учитель начальных классов: С.В. Дурягина

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2014-2018

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности»

разработана для ГБОУ Реабилитационно-образовательного центра №76 для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и учитывает следующую специфику - положение обучающихся лежа на медицинской кушетке. В связи с этим увеличивается объем заданий, предусматривающих устные ответы в положении «лежа на спине». Для увеличения времени нахождения в данном положении, часть упражнений и заданий переводится в форму тестов, опросов, интерактивных заданий с дальнейшим их размещением в информационном пространстве. Для детей, посещающих во время занятий медицинские процедуры, внеурочные задания заменять интерактивными.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 36 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы : воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи :

    Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

    Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

    Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

    Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру . Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

    Различать хорошие и плохие поступки.

    Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

    Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

    Исполнять заповеди.

    Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

    Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

    Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

Диагностика нравственной самооценки;

Диагностика этики поведения;

Диагностика отношения к жизненным ценностям;

Диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.

Учебно-тематический план

1 класс

1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Оборудование.

Дата план

Дата

факт

Раздел № 1

Правила поведения в школе

Правила поведения в школе.

Правила поведения на уроке и на перемене.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в гардеро­бе.

Правила поведения в столо­вой.

Правила поведения в библио­теке.

Правила поведения в школь­ном дворе.

    слайдовая презентация

    карточки (для групповой работы).

Раздел № 2

О добром отношении к лю­дям

Что такое «добро и зло».

Что такое «добро и зло».

«Ежели вы вежливы».

Добрые и не добрые дела.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

    плакаты с пословицами

    рисунки детей

Ты и твои друзья.

Ты и твои друзья.

Помни о других – ты не один на свете.

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

Наш труд в классе.

«Как быть прилежным и ста­рательным».

«Ученье-Свет, а не ученье - тьма».

Наш труд в классе.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

    плакаты с пословицами

    рисунки детей

Мой труд каждый день дома.

Раздел №4

Правила опрятности и ак­куратности.

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида.

Каждой вещи своё место.

    Рисунки учащихся к произведениям В.Лившица "Перчатка", В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", Н.Носова "Заплатка", В.Одоевского "Мороз Иванович", К Чуковского "Мойдодыр", "Федорино горе".

    DVD с фрагментами данных произведений.

    Плакат с пословицами

    слайдовая презентация

Раздел №5

Правила поведения на ули­це и дома.

Как вести себя на улице и до­ма.

    плакаты, иллюстрации, по правилам дорожного движения, правилам поведения в школе.

    толковый словарь.

    слайдовая презентация

Раздел №6

Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

    карточки с правилами этикета

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

Резерв. Чему нас научили уроки нравственности?

2 класс

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Оборудование

Дата план

Дата факт

Раздел № 1

Культура общения

Приглашение, встреча и развлечение гостей.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

Поведение в гостях. Как дарить подарки.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

    видеофрагмент киножурнала «Ералаш»,

    иллюстративный материал

    раздаточный материал (задания группам учащихся),

Раздел № 2

Заповеди.

Дал слово держи.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

Раздел № 3

Дружеские отношения

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Преданный друг.

О доброте и бессердечие.

    пословицы о дружбе,

    фонограммы песен о дружбе,

    карточки с именами героев мультфильмов и со словом "дружба",

    слайдовая презентация

Об уважительном отношении к старшим.

О зависти и скромности.

    ноутбук, мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация

О доброте и жестокосердии.

    слайдовая презентация

В мире мудрых мыслей.

Раздел №4

Понять другого

Золотые правила.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

    набор карточек по качествам толерантности,

    плакаты по толерантности,

    карандаши, фломастеры,

    групповые задания

    слайдовая презентация

Обзор курса этики за год.

    карточки с дифференцированными заданиями,

Резерв.

3 класс

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Оборудование.

Дата план

Дата факт

Раздел №1

Культура общения

Этикет разговора.

Обращение к разным лю­дям.

Вежливый отказ, несогла­сие.

Афоризмы.

Разговор по телефону.

Играем роль воспитанного человека.

    упаковки с различными этикетками;

    графические рисунки с изображениями поз, мимики, жестов

    слайдовая презентация

    видеоролики

Раздел № 2

Самовоспитание

Что значит быть вежли­вым?

Мои достоинства и недос­татки.

    слайдовая презентация

Афоризмы о самовоспита­нии.

    слайдовая презентация

Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности

Заповеди: как мы их ис­полняем.

О сострадании и жестоко­сердии.

    слайдовая презентация

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство сча­стье?

    слайдовая презентация

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    плакаты с пословицами

    книги, рассказы

    видеоролик

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

«Как сердцу высказать себя?»

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

    видеоролик «Здравствуй, мир»,

    карточки с качествами личности,

    таблицы для сравнения,

    слайдовая презентация

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

Афоризмы.

    слайдовая презентация

Резерв. Чему мы научились на уроках этики.

4 класс

1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

Раздел №1

Культура общения

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Культура общения в современной семье.

О терпимости к ближним.

Культура спора.

    слайдовая презентация «Страна общения»,

    фонограмма песни «Улыбка»,

    карточки для работы в группе

Раздел №2

Самовоспитание

«Познай самого себя».

Самовоспитание.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

    таблица достижений

    лесенка самовоспитания

Как я работаю над собой.

О терпении.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

    слайдовая презентация «Дорогой доброты и терпения»;

    картинки сказочных героев, солнца, надписи станций,

    Выставка книг: «Золушка»; «Русские народные сказки»; «Снежная королева»; Икона Божьей матери; «Библия».

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

Об источниках наших нравственных знаний.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

    толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова,

    карточки для групповых заданий и заданий в парах,

    музыка для релаксации при выполнении заданий,

    пословицы.

Заветы предков.

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

    слайдовая презентация,

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Раздел №4.

Искусство и нравственность

Нравственное содержание древних мифов.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

    слайдовая презентация,

    видео, ауди былин,

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

Искусство и нравственность.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

    слайдовая презентация,

    карточки для групповой работы, таблицы анкет,

Резерв. Обзор курса этикета.

    слайдовая презентация,

1 класс (9 часов)

Раздел 1: Правила поведения в школе (1ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (2ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (2ч)

«Ученье - Свет, а не ученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (1ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (1ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (2ч)

2 класс (9 часов)

Раздел 1: Культура общения (1ч)

Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (1ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (4ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (3ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (9 часов)

Раздел 1: Культура общения (1ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (2ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3:

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (3ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (9 часов)

Раздел 1: Культура общения (1ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора.

Раздел 2: Самовоспитание (2ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (3ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (3ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Список литературы

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

    Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

    Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

    Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является составной частью программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».

За основу программы взята программа «Азбука нравственности» Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель программы: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи :

    Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

    Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.

    Вырабатывать навыки самоанализа.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Программа «Уроки нравственности» предназначена для работы с 7 до 10 лет. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Программа включает в себя 34 занятия по 35 – 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе до 15 человек.

В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:

    Аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

    Системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)

    Развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.

Методы обучения:

    Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)

    Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)

    Практические (упражнения)

Формы занятий:

    Беседа

    Деловая игра

    Ролевая игра

    Практические занятия

    Дискуссия

    Работа творческой группы

    Обсуждение литературных произведений

    КВН

    Литературный конкурс

    Конкурс сочинений

    Конкурс стихотворений

    Конкурс рисунков

Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.

Для реализации программы созданы условия:

    В кабинете имеется телевизионная панель.

    Рабочее место учителя оснащено компьютером.

    Есть выход в интернет, имеется медиотека.

    Разработана рабочая программа.

    Составлено методическое пособие «Уроки нравственности».

Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

    Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Ученик получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

    Познавательные универсальные учебные действия:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Дата по плану

Дата по факту

Раздел №1

Культура общения

9

Культура общения в современной семье.

+

Устное и письменное приглашение на день рождения.

+

Культура спора.

+

Как дарить подарки.

+

Этикетные ситуации.

+

В мире мудрых мыслей.

+

Что значит быть вежливым?

+

Разговор по телефону.

+

Поведение в гостях.

+

Раздел №2

Самовоспитание

7

«Познай самого себя».

+

О хороших и дурных привычках.

+

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

+

Мои достоинства и недостатки.

+

О терпении.

+

Конец каждого дела обдумай перед началом.

+

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

+

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

Об источниках наших нравственных знаний.

+

Совесть - основа нравственности.

+

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

+

«Досадно мне, что слово честь забыто».

+

Заветы предков.

+

Россияне о любви к Родине.

+

Твоя малая родина.

+

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

+

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

+

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

+

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

Нравственное содержание древних мифов.

+

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

+

Положительные герои в былинах и сказках.

+

Отрицательные герои в литературных произведениях.

+

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

+

Искусство и нравственность.

+

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

+

Обзор курса этикета.