Зарисовки пастелью. Рисование пастелью в детском саду

Я собираюсь нарисовать этот натюрморт масляной пастелью. Я работаю в стиле реализм и использую смешанную технику. Этот натюрморт был установлен в моей студии, также я фотографирую свои натюрморты, т.к. часто рисование занимает слишком много времени. Этот урок покажет вам мой подход и, надеюсь поможет.

Я использую темно синюю бумагу теплого тона, а так же пастельный карандаш, мастихин для удаления излишков пастели с бумаги, растушки бумажные разных размеров. Это цвет бумаги, которую я использую. Ялюблю брать цвета, гармонирующие и дополняющие натюрморт, а эффект цветной бумаги помогает цветам масляной пастели раскрыться.Для использующих сухую пастель рекомендую грунтованную бумагу, а для масляной мне нужна поверхность поглощающая частицы и не имеющая текстуры (не люблю углубления текстурированой бумаги)
Я использую пастель Holbein и Sennelier.

Рисунок начинаю на другом листке бумаги, позже переведу его на рабочую. Рисовать пастелью я люблю начинать имея точный рисунок, поэтому начинаю на бумаге, где я могу стирать, уточняя линии.
Делаю рисунок на листке бумаги карандашом НВ, уточняю его карандашом Н и удаляю все лишние линии.


Переворачиваю бумагу, и на обратной стороне белым мелом прочерчиваю все линии, затем помещаю лист на синюю бумагу и прохожусь по линиям карандашом Н, не нажимая слишком сильно, чтобы не повредить бумагу. Мел отпечатался на бумаге


По следам мелка я прошлась белым пастельным карандашом, чтобы не потерять изображение. Я не положила все линии скатерти и семян решив сделать это позже (что оказалось ошибкой и затруднило работу) Когда я начинаю рисовать пастелью, кладу кусочек такой же бумаги под руку, чтобы тестировть как цвета будут выглядеть на бумаге


Для начала я кладу базовые цвета локальных объектов. Люблю работать надо всем рисунком сразу, нежели по кускам. Начинаю с Sennelier n18, brilliant-yellow-на переднем плане, Holbein cadmium orange- на заднюю дыню. Сливы я набросала в 4 оттенках красного и начала скатерть.


Теперь я начала уточнять дыню. Здесь использую палец для затирки. Также кладу cadmium orange на желтую часть.


Переднюю дыню затираю пальцем (тяжело делать фотографии левой рукой)
Начинаю семена с верха передней дыни. Цвет между дынями(темно-оранжевый)- это Holbein Sennelier n 200 mandarin, нюанс 1. Добавляю больше красного на заднюю сливу и затираю пальцем. Также работаю над краями тарелки



Продолжаю работу над дынями добавлением желтого и мандаринового на переднюю дыню, затираю пальцем. Добавляю цвета второй дыне, используя Sennelier Mandarin. Перехожу к семенам, главное- это думать о них как об объемных формах с с падающим на них светом и тенью.
Продолжаю накладывать Sen.Yellow n 18 и Cadm. orange n 4 на центре. Начинаю работать над цветом кожуры- базовый слой Sen. N 94,добавляю немного sen. 99 и немного sen n 28.


затем затираю границу кожуры и мякоти


Добавляю немного белого в этот участок
(заметка автора — для мандаринового обыкновенный оранжевый подойдет тоже)


Здесь я работала над задней дыней и скатертью за ней, также задней сливой- добавила красных тонов и белые блики, затерла края сливы растушкой. Кладу Sennelier голубовато- серый на темные части сливы т.к они казались слишком яркими.Иногда при работе с растушкой,она забирает много цвета на себя, поэтому я клау немного бардового на саму растушку и работаю ей по сливе. Добавила оранжевого задней дыне и затемнила кожуру возле мякоти.



Затираю грани, перенося смешиванием немного темно- зеленого на мякоть, чтобы срез не казался таким острым.


Кладу немного больше тона в зону семян задней дыни, не используя новых цветов. Далее работаю над затиркой слив и теней на скатерти около них.


В основном здесь я затираю пальцем.


Сегодня я работаю над задним планом.Использую те же цвета оранжевого и желтого, чтобы закончить работу в зоне семян, я затирала небольшие участки бумажной растушкой.



Кладу Senn N84 под тарелкой и затираю его по форме дуги тарелки. Перехожу к работе над семенами первого куска, излишки пастели снимаю мастихином.


использую те же желтые и оранжевые. Затираю в основном пальцем.


Я пыталась уточнить семена, падающие с переднего куска дыни. Также затемнила передний кусок. Использовала оранжевые, желтые и белый.
Затираю под семенами.


Перехожу к тени под дыней и работаю над внутренней дугой тарелки.
Прямо под дыней я положила Sennelier N8 Holbein и indigo N1. Я смешала их вместе затирая пальцем и подчистила дугу тарелки бумажной растушкой.



Если я допускаю ошибку, я соскабливаю первый слой пастели мастихином, затем обмакиваю тряпочку в минеральный растворитель и стираю остатки. Когда высыхает, я переделываю неудавшееся место.


Работаю над клеточками и это фото показывает какой цвет я использовала


На етой стадии затираю грани клеточек растушкой


Кладу блики на тарелку, чтобы она была стеклянной


Здесь я уточнила скатерть и тень передней сливы.




Работаю над тенями под дыней и семенами, лежащими на терелке.Решила попробовать твердый смешиватель цветов.


Использую плоский для смягчения квадратиков и острый для смешивания цвета семян на тарелке


Работаю над краем тарелки и скатертью в етом месте, добавила теней от семян на тарелку.


Сейчас я в основном работаю над тенью под дыней


Рисование пастелью. Мастер-класс для начинающих

Мастер-класс по рисованию пастелью картины «В гостях у мухоморов».

Котенкова Екатерина Анатольевна
Место работы: воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.

Мастер - класс предназначен для воспитателей, учителей, детей старшего дошкольного и школьного возраста.
Цель : познакомить с техникой рисования пастелью.

Назначение мастер-класса: создание рисунка для украшения помещения, развития познавательного интереса.
Задачи:
1. знакомство с техникой рисования карандашами пастель.
2. развить познавательный интереса детей,
3. воспитывать стремление увидеть красоту природы.

Каждый художник знает о многих техниках и инструментах, в которых и которыми может работать, но каждый выбирает для себя что-то свое. Это может быть живопись или графика, масло или акварель, карандаш или ручка, а может быть… пастель.

Много кто слышал это слово, но редко кто может четко сказать, что собой представляет данный инструмент для рисования. А пастель – это не один материал, а целая группа, и используется она как в графике, так и в живописи. Пастель легко можно узнать по форме, в которой она выпускается – брускам (мелков или же карандашей) квадратного или круглого сечения. Существует четыре отдельных вида пастели: сухая, акварельная, восковая и масляная.

В данном мастер-классе я использовала сухую пастель. Она твердая. Не имеет фактически связующего вещества, легко крошится, ломается. Но она рисует очень мягко и бархатисто, прекрасно растушевывается.

ХОД РАБОТЫ:

1 этап. Для работы нам понадобится: карандаши пастель, лист бумаги А4.



2 этап. Приступаем к работе, наносим примерные очертания наших мухоморчиков и ели.



3 этап. Добавляем очертания травы. Добавляем узнаваемость грибочкам.



4 этап. Добавляем (хаотичным порядком) в траву темно зеленого цвета, и смело растушевываем пальцем.



5 этап. Обозначаем шляпки красным цветом.



6 этап. Серым цветом подрисовываем ножки, растушевываем пальцем. Сверху подрисовываем свисающие ветви ели.



7 этап. Начинаем обозначать к веточкам иголки.



8 этап. Дорисовываем до конца иголки темно-зеленым цветом. На стволе дерева наносим темно-коричневым цветом штрихи, оставляя проблески белого.



9 этап. Затем закрашиваем белые места светло коричневым цветом, растушевываем пальцем.



10 этап. Хаотично добавляем в иголки светло-зеленого цвета.



Снова идет растушевка.



11 этап. Белым цветом добавляем узнаваемости мухоморам.



12 этап. Темно-серым или черным цветом не нажимая обводим шляпки, ножки, дорисовываем ребристость под шляпкой большого мухомора.



13 этап. Таким же образом обводим точки. Добавляем таинственности леса. Тень, темно-серым цветом растушевываем оставшиеся белые места на листе.



Добро пожаловать в гости к мухоморам!
Рисунок готов! Желаю Удачи!

Одним из самых старых материалов, который применяется для творчества, считается пастель. Ею писали свои произведения Дега, Ренуар, Леонардо да Винчи и прочие художники. Пастель может применяться как самостоятельное средство изображения или в качестве вспомогательного материала в иных техниках. В число последних входит лепка из полимерной глины и декупаж. Пастель выделяется живыми, яркими красками, а также бархатистой структурой.


Пастель производится из красящего пигмента и специального связующего вещества. В роли последнего может выступать воск, минеральные масла или гуммиарабик. В магазинах можно купить пастель в форме карандашей без оправы или же цветных мелков. В настоящее время есть три типа пастели: сухая, акварельная и масляная. Более подробно мы рассмотрим масляную пастель, а также способы ее применения в рисовании.

Масляная пастель похожа на восковые мелки, которые обладают достаточной мягкостью. Вдобавок, цвета сильно насыщенные. Мелки пастель сегодня производятся в форме небольших брусочков с круглым или квадратным сечением. От восковых они отличаются наличием множества пигментов, высокой эластичностью и упругостью. Стоит обратить внимание, что масляная пастель почти не пачкается, после ее нанесения на поверхность листа не надо вспомогательной фиксации в виде лака.

Если вы в курсе как рисовать пастелью масляной для начинающих, то знаете, что для рисования такой краской подходят практически любые поверхности. К основным преимуществам этого средства относится хорошая возможность его размывать. Художнику для этого нужно иметь особый растворитель для масляных красок, а также растушевку – специальную палочку из спрессованной бумаги. Последнюю обмакивают в растворитель, а затем размывают для получения нужного оттенка. Рисование с применением растворителя необходимо выполнять в помещении, которое нормально проветривается.



Текстура масляной пастели дает возможность создавать эффекты, которые просто невозможно выполнить в остальных техниках рисования. Для различных декоративных картин часто применяется масляная пастель. Техника ее нанесения позволяет передать глубокие и насыщенные тона изображаемого объекта. Различные художественные рисунки, которые выполненные этим способом, рекомендуется хранить в рамках и под стеклом, при этом обязательно должен быть небольшой зазор между рисунком и стеклом. Это нужно для сохранения изображения, поскольку рисунки, которые выполнены пастелью, сильно подвержены небольшим повреждениям, осыпанию, легко стираются.

Масляная пастель требует именно шероховатой основы, так как плохо удерживается на поверхности. Для этой техники необходима особая бумага, к примеру, наждачная, замша, холст, рыхлый ворсистый картон, пергамент или же бумага «торшон». К достоинствам рассматриваемого материала отнести можно возможность снимать и перекрывать одновременно несколько слоев.

Масляная пастель на сегодняшний день представлена множеством оттенков, которых насчитывается свыше полутора тысяч. Подобное разнообразие дает возможность претворить в жизнь фактически любые творческие идеи в разных жанрах. Техника пастели проделала довольно долгий путь от обычного трехцветного рисунка до настоящей живописи, которая стала в особенности популярной в период барокко, а сейчас ее предпочитают применять импрессионисты.


Данное методическое пособие предназначено для преподавателей изобразительного искусства, детей дошкольного и школьного возраста , а также для родителей. Дети приходят в мир изобразительного творения со своим багажом рисовательных умений, и этот багаж почти у всех одинаковый, схематичный - и они безумно рады, когда появляется некий приём, который они могут использовать и вводить туда нечто свое. В пособии даны основные приемы работы с пастелью, восковыми мелками и акварелью, гуашью, которые используются как в простых, так и в смешанных техниках. Основной упор ставится на приемы работы с пастелью (масляной и сухой). В пособии использованы работы обучающихся творческой мастерской «Фантазия» Центра дополнительного образования детей №18 г. Сыктывкара.

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.

Однако важно заметить, что развитие творческого потенциала детей школьного возраста должно основываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которых является, несомненно, рисование. Важность обращения к рисованию как виду детского творчества продиктовано тем, что в результате рисования у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, проводится в рамках занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Мы сегодня поговорим о пастели – материал, техника и разновидность рисунка, в котором используются цветные мелки - группа художественных материалов, применяемых в и . Чаще всего выпускается в виде или без оправы, имеющих круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета, получить которые невозможно в живописи никакими материалами. В отличии от обычных карандашей пастель толще. Её не заключают в деревянную оправу, а используют, оборачивая бумагой.

с Пастель получила своё название от слова «а пастелло», что в Италии XVI века широко применялось художниками, в том числе и Леонардо да Винчи и означало - приём рисования одновременно итальянским карандашом и сангиной.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Шарден, позднее Грёз, Лиатар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Карьера.

Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Эдгара Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. И лишь в XIX веке пастельная техника по-настоящему переживает Эпоху расцвета, сначала Орловский, Венецианов, затем в конце века - Левитан, Серов, Бенуа, Бакст, Кустодиев, Сомов, позже – Серебрякова.

Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

Пастель бывает трех типов - «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных.

В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.

Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Они подходят для широких насыщенных штрихов.

Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Бумага

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент, поэтому рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Три типа бумаги для пастели:

    наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата;

    тонированная бумага для пастели разных цветов –велюровая бумага – имеет бархатистую поверхность и незаменима для работы в жанре анимализма, например, альбом для пастели с бархатистой бумагой). Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.

Исправление рисунка пастелью. Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также возможно использовать ластик или кусочек белого хлеба. Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге.

1. Многосторонность рисования пастелью.





    Пастель может использоваться самым разнообразным образом, любым из перечисленных здесь. Каждый из этих методов может использоваться самостоятельно, или объединяться с другими с получением новых интересных результатов.

    Нет абсолютно правильного или неправильного пути.

    Как с очень многими вещами в живописи, рисование пастелью сводится к тому, что вы любите и хотите делать ею.

    Не забудьте, что пробовать различные техники следует с различными пастелями - твердыми, полумягкими и мягкими - поскольку каждая дает отличный от других результат, как будут давать и различные марки пастели.

2. Рисунок кончиком пастели.



    Самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку. Получившаяся линия передаёт совершённый вами жест.

    Измените толщину линии, меняя давление на мелок. Чем сильнее вы нажимаете, тем больше пастели останется на листе. Для более тонких линий, нажмите более мягко или используйте край пастели.

    Используйте при рисовании всю руку, а не только запястье, тогда рисунок будет более свободным.

3. Использования края пастели.



    Если вы хотите работать быстро, создавая большие блоки цвета, используйте сторону мелка.

    Для оптимальных результатов переломите пастель в середине и рисуйте, помните - даже маленький кусочек пастели все еще годен к потреблению.

    Изменение давления создаст различную структуру на пастельной бумаге. Когда сторона пастели стерлась, давая два острых края, используйте её, чтобы создать прекрасные тонкие линии. Этот метод лучше использовать с полумягкими или мягкими пастелями.

4. Штриховка и пересекающаяся штриховка.



    Если вы уже делали какой-нибудь рисунок, тогда эта техника будет вам знакома - фактически это лучше всего подходит для пастельных карандашей или твердых пастельных палочек.

    Штриховка - просто ряд параллельных линий, предпочтительно правильные линии (следовательно, карандаш), нарисованные близко вместе.

    Пересекающая штриховка - следующий шаг, рисуя второй ряд линий под углом (чаще всего под прямым углом к первому ряду). Этот метод позволяет вам свободно экспериментировать с цветом и тоном. Используйте этот метод, чтобы создать ощущение формы и объёма, изменяя направление штриховки.

5. Смешивание пастелей (растушёвка).

В отличие от других средств рисования, пастель нельзя смешать перед помещением на бумагу. Есть два способа создать цветные и тональные плавные переходы - оптическое смешивание, которое достигается при наличии цветов в непосредственной близости (см. штриховку), и смешивание, где пастель смешивается уже на бумаге.

Вы можете использовать широкий спектр инструментов для смешивания, но традиционный - палец (вы можете делать это в перчатках, чтобы защитить ваши руки или просто размазывать пальцем). Также доступный инструмент: сторона руки - полезна для смешивания больших областей, но не подходит для точных результатов; так же используют вату, куски бумаги, ластик и т.д.

1. Используя палец (или руку), не забывайте её регулярно очищать, чтобы избежать загрязнения работы прочими цветами. Используйте коробочку влажных салфеток.

2. Точилки должны быть вымыты для дальнейшего использования, удалите загрязнённый слой на конце точилкой.

6. Лессировка

Наши мелки масляной пастели хорошо подходят для техники лессировки.

Лессировка - классический прием живописной техники, который обеспечивает богатый колорит художественному произведению. Лессировка скрывает фактуру бумаги, фактуру пастели, фактурность штрихов. Если вы хотите достичь различного цветового смешивания, как например голубое небо вразличных тенях, начинайте с накладывания различных голубых тонов рядом друг с другом. Используйте для этого свои пальцы или мягкую бумагу, чтобы смешивать краски непосредственно на бумаге и вмазывать различные цвета друг в друга. Эта техника поможет Вам создать разнообразные и богатые цветовые эффекты в Вашем рисунке.

7. Покрытие краской.

Одно из больших преимуществ пастелей по сравнению с другими средствами – колебание цвета. Возможно лучший метод для того, чтобы получать это - покрытие краской. После того, как слой пастели был нанесён, слегка нанесите поверх слой краски. Это создаст покрытие новым цветом.
Результат визуально стимулирует, осторожный выбор цветов произведет удивительные результаты. Этот метод работает лучше всего с самыми мягкими пастелями.


8. Украшение пастелью.



    Украшение - точно настроенная форма штриховки использующих коротких ударов. Результат может дать вибрацию живописи. Украшение будет также работать для оптического смешивания цвета (как с картинами пуантилиста), где глаз смешивает цвета вместе вместо того, чтобы смешать их на бумаге.

    Наконечник: Этот метод особенно хорош для того, чтобы дать появление(вид) переливчатости ткани, перьев, и весов, или для того, чтобы создать атмосферные эффекты со светом.

9. Посыпание пастелью.

Вместо покрывания краской пастели поверх существующего блока цвета, пробуйте посыпать сверху нужным цветом. Держите пастель над местом смешивания цвета и царапайте поверхность мелка, чтобы создать пыль. Как только вы насыпали достаточное количество пыли на бумагу, используете плоский нож, чтобы вдавить пыль в поверхность.

1. Намного легче сделать это с работой, расположенной горизонтально - пастельная пыль упадет точно, где вы хотите, и не загрязнит остальную часть картины.
2. Удостоверьтесь, что нож действительно чист перед пробой.

10. Смешанные техники.

В педагогических исследованиях Комаровой Т.С., Сакулиной Н.П. отмечается, что искусство не знает жестких границ и не терпит косности. Искусство непрерывно развивается, расширяет свои возможности. Техника письма совершенствуется, появляются новые приемы и живописные материалы. Существует более 20 различных живописных техник и совсем неисчислимое количество материалов . Самые известные из них - масло, гуашь, акварель, тушь, пастель, акрил и многие другие. Каждый из них предполагает разные способы нанесения, разную основу. Это дает живописцу безграничный арсенал художественных средств. Но самое удивительное в работе художника - возможность экспериментировать, совмещать различные техники.

Смешанная или комбинированная живописная техника - это неисчислимые варианты сочетаний разных материалов и приемов. Еще Леонардо да Винчи отметил: всё, что способно оставить за собой след или отпечаток, может стать живописью, она создается природой, окружающим миром, временем и человеком. Именно на этот принцип опираются художники, работающие в смешанной технике.

По мнению Сокольниковой Н.М. живописная работа может быть выполнена на любой основе: на бумаге или камне, на шёлке или штукатурке, на холсте или металле - и в каждом варианте могут быть тысячи новых вариантов. Свободу художника-живописца ограничивают только способности и предпочтения .

В России смешанная техника широко применялась авангардистами в начале прошлого столетия. Художники этого направления ощущали себя эстетическими маргиналами. Они стремились выйти за грани жанров и видов искусства. Авангардисты сочетали изобразительное искусство, поэзию и музыку, сочетали живопись и графику. Смешанная техника живописи привлекала художников неограниченным диапазоном выразительных средств. К тому же это был способ противопоставить себя официальной, академической школе живописи. Один из представителей авангарда - Александр Головин. Он работал над театральными декорациями, и это оставило значительный след на его технике. Головин использовал яркие матовые клеевые краски, которые особенно выгодно проявляют себя в огнях софитов. Он часто прибегал к декоративной манере письма, использовал графические материалы: уголь, пастель, гуашь. Он сочетал заливку клеевой краской и пастель. Художник втирает пастель в краску, пока она не высохла. При этом плотные цветовые пятна в его картинах сочетаются с незаписанным грунтом - так художник работал с основой.

    Техника «Акварель и масляная пастель»

а) «Масляная пастель и акварель »

Если вы оставите след пастелью – будь то линия или штрих боковой поверхностью – и затем по нему проведете кистью с водой, цвет распространится и создаст зернистую отмывку. Увлажнение кистью – методика, имеющая широкое применение.

Основываясь на том, что масляная пастель нерастворима в воде. она прекрасно сочетается с акварелью, давая неожиданные эффекты.

В зависимости от того, как Вы хотите, чтобы выглядела Ваша картина - добавляйте акварель к пастели.

Лазукова Аня 7лет «Золотые рыбки»


Рюхова Лиза 8 лет «Закат»

б) «Акварель и масляная пастель»

Акварель в этом случае играет роль ровной цветовой "подкладки" под пастель. А пастелью пишут уже поверх высохшей акварели. Это придает пастельной работе больше объема, глубины, ощущения материальности, живости.

Интересно выглядит работа, где задний план прописан акварелью по-сырому, и чем ближе к первому плану, тем больше используется пастель. Получается что-то вроде эффекта "3D".

Атанасова Симона 10 лет «Осенний натюрморт»



Основные цветовые пятна рисунка наносятся гуашевыми красками. Затем по подсохшему фону выполняется деталировка и прорисовка деталей. Получается фактурная зернистость в изображении оперения птиц, коры деревьев, фактуры мехового покроя животных.

Макаров Арсений 10 лет «Звери Пармы»

12. «Сграффито» - «процарапывание».

Существует также метод создания восковой пастели, который называется «сграффито». Это в переводе означает «процарапывание».

Для этого метода вам потребуются, кроме бумаги и восковых мелков, либо мастихин, либо канцелярский (ремесленный) нож, либо специальный стек. На бумагу плотными слоями накладывается восковая пастель. Сначала светлая пастель, а потом темная. Далее стеком (или другими инструментами) на поверхности процарапывается рисунок. Такой рисунок будет напоминать гравюру. Методом процарапывания можно создавать как двух цветные, так многоцветные работы.

С большим успехом в комбинации с масляной пастелью используется слой акриловых красок. Например, вы можете нанести штриховку масляной пастелью светлых тонов на поверхность грубой фактурной основы грунта, покрыть ее слоем акриловой краски темных тонов (двойной эмульсионной консистенции) и затем снять краску с поверхности влажного акрила.

1. 2. 3. 4.

1.Используя желтую масляную пастель, нанесите штриховку на всю поверхность бумаги

2 Работая очень быстро, нанесите кистью поверх масляной пастели слой синей акриловой краски.

3 Переверните лист «с ног на голову» и удалите краску, чтобы создать фактуру на участках небосвода.

4 Используйте деревянную палочку, чтобы снять краску и образовать контуры рисунка.

Работы обучающихся творческой мастерской «Фантазия»


Дейнека Алеша 8 лет «Утренний ветер»

Сажина Софья 11 лет «Натюрморт с туеском»




Перминов Кирилл 8 лет «Тишина» Коданева Ксения 8 лет «Натюрморт»




Зиновьев Илья 7 лет «Подводный мир» Рузняева Наталья 16 лет «Голубой конь»




Парников Максим 10 лет « Человек и Вселенная » Игушева Женя 7 лет «Подводный мир»