Конференция отцов "Что значит быть хорошим отцом?". Сценарий проведения конференции совета отцов Съезд отцов

КОНФЕРЕНЦИЯ ОТЦОВ
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, укреплению и повышению её роли и значимости в воспитании детей; с другой же стороны, всё более обозначаются социальные проблемы: падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей, имеющих одного ребёнка.
Естественно, что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития личности школьника можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Испокон веков отцы и матери выполняли в семье самые разные функции. Отец долгое время являл собой корень семьи, её фундамент, её основу. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Совсем иначе выглядит современный отец. Иногда мужчина не является единственным кормильцем семьи, в современном мире ему помогает супруга, но это не ведёт к ослаблению и утрате специфических форм и методов мужского воспитания в семье. Сегодня определённая часть мужчин характеризуется целым рядом индивидуальных и социально-психологических особенностей, совершенно не присущих им всего несколько десятилетий назад. К их числу относится некоторое снижение волевой активности, затрат свободного времени на детей, чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей и за их профессиональное определение. Специалисты утверждают, что авторитет отца особенно важен в семье для мальчиков, поскольку отец является для них образцом поведения, подражания. Но в результате опроса выяснено, что только часть мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом к отцу. Подростковый максимализм выступает по отношению к отцу более явственно и решительно, чем по отношению к матери: к ней у детей больше снисхождения и терпимости. Особенно чувствительны дети к «двойной морали» отцов. Сами себе они этот недостаток нередко прощают, а вот отцам – никогда. Сохранение и повышение собственного авторитета в глазах детей – одна из важнейших задач, которые предстоит решить отцу в процессе отцовского воспитания.
Конференция отцов, проходящая ежегодно в нашем образовательном учреждении, является одной из форм психолого-педагогического просвещения и предусматривает расширение, углубление знаний о воспитании детей. Мы считаем, что родительская конференция является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и школу и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.

КОНФЕРЕНЦИЯ ОТЦОВ
Тема: «Отец – это звучит гордо»
Цель: Ознакомление родителей с возможностями школы по организации совместной деятельности в системе «Семья – школа для успешного воспитания и обучения, стимулирование активной воспитательной позиции отцов, привлечение их к участию в школьной жизни ребёнка».
Задачи:
способствовать повышению психолого – педагогической компетентности родителей;
ознакомить с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей;
организовать взаимодействия родитель – ребёнок – школа.

На сцену выходит группа детей и читают стихотворение «Мой папа». (Выступления детей сопровождается показом фотографий на экране)
«Мой папа»
Много песен, стихов о маме,
Много можно ещё говорить,
Но и папу, любимого тоже
Я никак не хочу обделить.
Папа мой – опора, защита,
Никогда не оставит в беде.
С папой можно с горки кататься,
Плавать в самой глубокой воде.
Слушать много рассказов про службу
И про то, сколько рыбы поймал,
Как он быстро устроил машину
И какие детали достал.
Много и дома работы у папы:
Сделать полку и гвозди забить.
Правда, всё это мамины просьбы,
Нужно долго об этом просить.
Но когда уже сделано дело,
Будет гордо по дому ходить,
Что (пускай и не сразу) нашей маме сумел угодить.
Пап своих очень мы любим
И хотим сегодня всем пожелать
Добрыми быть, здоровыми и счастливыми,
А мы постараемся Вас не огорчать.
Ведущий: Добрый день дорогие гости! Добрый день дорогие наши папы
и конечно же ребята!
Из всех почётных титулов нет более ценного, чем простое звание «папа». Мы сегодня посвящаем нашу встречу папам и их детям.
У присутствующих просим поддержки и искреннего участия.

Ведущий: Мы познакомились с мнением присутствующих в зале детей «За что они любят пап», а сейчас Вашему вниманию предлагаем познакомиться с мнением учащихся нашей школы.
Интервью детей (показ видео-интервью с участием обучающихся)
ИТОГ: Посмотрев этот ролик мы смогли увидеть подтверждение давно известной истины: дети повторяют модель воспитания своих родителей.
Ведущий: Говоря о роли отца в воспитании ребёнка, нельзя не заметить, что, по мнению учённых, даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Роль отца в воспитании ребёнка очень велика.
О роли отца в успешном обучении ребёнка расскажет классный руководитель (выступление сопровождается показом фотографий детей и родителей).
Ведущий: Желаем вам успехов в воспитании ваших детей, сыновей!
Ведущий: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители, а потом педагоги» (А.С.Макаренко). Вашему вниманию мы предлагаем ситуации, которые нам продемонстрирует Совет актива школы и наш психолог, а мы с вами попытаемся найти правильное решение из создавшейся ситуации.
Ведущий: (выступление социального педагога) «Права и обязанности родителей»
Ведущий: А теперь мы предлагаем Вам небольшое интересное упражнение, где вы на практике сможете убедиться, какие роли вы занимаете в жизни.
Звучит музыка, ведущий предлагает детям сесть рядом со своими папами. Для того, чтобы папы и дети были ближе друг к другу, мы предлагаем упражнение «Художник и кисточка» (проводит психолог)
Ведущий: Ну а мы с вами попробуем приготовить подарки для наших пап, и мы хотим снова обратиться к вашей проницательности.
Предлагаем вашему вниманию солнышко, внутри которого образ молодого отца. Необходимо предположить каким отцом будет этот молодой человек: заботливый или нет, консерватор или друг своему ребёнку т.д. На это вам даётся 5 минут. Заполнили 1 лучик и передали другому, чтобы у пап была возможность сверить ваши прогнозы. Задание «Портрет в лучах солнца».
Подводится итог.
Ведущий: «Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка.» Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка.
Показ видеоролика «Праздник пап».
Ведущий: «Быть хорошим отцом – это подлинный талант». Если у кого- то из пап есть желание высказаться, мы будем рады услышать ваше мнение.
Звучит спокойная музыка, на сцену выходит группа детей:
Сотрудничайте с нами!
От вас зависит, какими мы станем, но какие родители
получатся из нас.
Вы не были родителями изначально, вы стали ими в момент нашего появления на свет. Мы как и вы нуждаемся в помощи и поддержке.
Мы так же, как и вы, имеем право на ошибку. И мы хотим, чтобы вы любили нас и тогда, когда мы ошибаемся.
Вы заботитесь о нас. Мы очень сильно ценим это. Нам так приятно услышать от вас Спасибо!
Мы учимся принимать собственные решения, а вы любите нас не зависимо от того, какими они будут.
Не забывайте, что дети - не рабы своих родителей. Мы имеем право на свою жизнь и иногда нуждаемся в отдыхе.
Уважайте наших друзей, как мы уважаем ваших.
Мы растем и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести в одном направлении, чтобы наша семейная лодка не опрокинулась.
Не забывайте, что мне нужны ваша поддержка и понимание. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
Не забывайте, ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернуться вам с торицей.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – Я, ВАШ РЕБЁНОК!
СПАСИБО вам ребята.

Заголовок 1Заголовок 215




«Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им». (В.Ключевский) «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». (Н. Карамзин) « Если отец хочет оставить след в истории, ему достаточно воспитать своего сына ». (Д.Ф.Купер)








Интервью: кто занимается твоим воспитанием чей голос является решающим каким должен быть папа всегда ли тебя родители наказывают справедливовсегда ли тебя родители наказывают справедливо каким тоном тебя просят родители что либо сделатькаким тоном тебя просят родители что либо сделать


Ваше распоряжение должно удовлетворять следующим требованиям: Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением. Не должно быть похожим на упрашивание. Оно должно быть посильным для ребенка, не следует требовать от него слишком трудного напряжения. Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу. Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя.




От 10 до 23 – у вас должны быть большие трудности в воспитании детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Вам нужно немедленно и коренным образом изменить методы воспитания. От 24 до 37 – ваши взгляды на воспитание в основном правильны, но все – же ваш ребенок требует больше заботы и внимания. От 38 до 50 – вы прекрасный воспитатель, у вас достаточно терпения и доброжелательности, а это очень важно.




«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть и папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой Середины.


«Мама-папа». Напоминает «папу-маму», одну из разновидностей его. У «мамы-папы» – главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.


«Карабас Барабас». Папа – пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного… Этот страх – словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания… При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».


Другой тип непреклонного папы – папа «Крепкий орешек», признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в таких ситуациях, когда он не прав. Его нрав – неприступная крепость, он действительно крепкий орешек.


«Попрыгунья Стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок гость, о котором должна заботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей, ведь ребенок – обуза… И к тому же, тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.


«Добрый молодец», «Рубаха-парень». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими людьми, чтобы сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то в тайне сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.


«Ни рыба, ни мясо», «Под каблуком». Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует его жена, вторящий ей, словно эхо, пляшущий под ее дудку, – словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы помочь ему, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть ли у него папа или нет…













В чём, по вашему мнению, состоит разница в воспитании мальчиков и девочек? СынДочь Особые потребности Больше доверияБольше заботы Доволен собой, если может действовать самостоятельно Любит, если ей предлагают помощь Нужно давать высокую оценку его деятельности Нужно восхищаться ею Прислушиваться к его мнению, относиться с уважением Считаться с её мнением Необходимо быть для него ярким примером для подражания Быть самым лучшим, сильным, добрым Затевать совместную работуСоветоваться с ней


Заповеди для отцов Не унижайте ребёнка Принимайте ребёнка таким, каков он есть Будьте во всём ему авторитетом и примером Никогда не приказывайте из прихоти Не вымогайте обещаний Не потакайте ребёнку Относитесь к ребёнку, как к личности Будьте строгими и добрыми, ибо «Строгость отца – прекрасное лекарство»

Одна из современных форм взаимодействия с родителями в школе – это конференция отцов. Целью конференции является активизация участия отцов в воспитании детей во взаимодействии со школой, презентация положительного семейного воспитания и приобщение отцов к школьной жизни.
21 февраля 2017 года в нашей школе прошла очередная традиционная конференция с участием отцов обучающихся 1-6-ых классов на тему «Роль отца в воспитании детей». На воспитательную тему выступила заместитель директора по воспитательной работе Сагитова Л.У.. Также отцам был предложен тест, где они ответили на вопросы, касающиеся воспитания ребенка в семь

В процессе конференции все участники были вовлечены не только в теоретическую, но и в практическую деятельность.
Темой практической части конференции на этот раз стал здоровый образ жизни. Это ёмкое понятие включает в себя очень многое, в том числе – совместное проведение досуга взрослыми и детьми, недопущение укоренения вредных привычек. Учителями Галиевой Р.Р. и Салихьяновой А.С. была проведена игр « Мой папа самый лучший». Команды «ребенок и отец» соревновались в меткости, точности, быстроте, ловкости. Ребенок и отец в паре соревновались между собой. Прозвучали песни, стихи в адрес родителей.

В конце участники конференции посмотрели презентацию «Формула здорового мужчины». Был создан Совет отцов

Девиз: «Святая наука – расслышать друг друга».

Цели:

  • активизация участия отцов в воспитании детей, во взаимодействии с образовательным учреждением;
  • презентация положительного семейного воспитания;
  • составление проекта «Приобщение отцов к школьной жизни и воспитанию детей».

Задачи: обратить внимание родителей на важность вовлечения отца в процесс воспитания ребенка, дать практические советы для решения данной проблемы.

Оформление и дополнительные средства: выставка детских рисунков, стенгазета с сочинениями учеников на тему «мой папа», выставка педагогической литературы по теме, видеозапись интервью, магнитофон.

Ответственные: Кузьмина Н.Д., Дьячковская Л.Г.

Регистрация: Хабарова Ульяна Николаевна

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово ведущего – Кузьмина Н.Д.

– Добрый вечер уважаемые папы. Тема сегодняшнего мероприятия «Роль отца в воспитании детей». Мы не будем сегодня говорить об успеваемости и поведении ваших детей. Сегодня хотим поговорить о вас, отцах.
«Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им». (В.Ключевский)
– Завуч начальной школы Дьячковская Л.Г.
– Директор школы Иванова Изабелла Сидоровна
– По начальной школе всего 150 учащихся, отцов –110. Это целый полк.
Скоро День Защитника Отечества, в связи с этим, давайте вспомним молодость, строевую подготовку. Командиру, товарищу Хабарову, приступить к своим обязанностям (построить всех присутствующих по росту).

Презентация смотра песни и строя (отрывок).

2. Презентация позитивного семейного опыта

Опытом семейного воспитания поделятся:

Васильев Дмитрий Юрьевич – 2 «а»;
Овчинников Михаил Алексеевич – 2 «а»;
Кузьмин Павел Аркадьевич –3 «а»;
Хабаров Петр Иванович – 1 «а»;
Игнатьев Иннокентий Русланович –3 «а»;

3. Постановка проблемы: «Воспитание детей через взаимодействие с образовательным учреждением» (дается 10 минут), затем защита по группам.

Составление программы (проекта) по приобщению отцов к школьной жизни и воспитанию детей.

Обсуждение по группам.

Группы по параллелям (1, 2, 3-4) Ответственные по группам:

4. Интервью

Родители слушают ответы учащегося на вопросы:

– Кто из родителей занимается твоим воспитанием?
– Чей голос в семье является решающим?

Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах касающихся ребенка. Позднее отцу будет гораздо труднее начать осуществлять свои права и обязанности.

– Каким должен быть отец?

Если вы предпочитаете строгое воспитание, будьте последовательны в строгости. Умеренная строгость в смысле требования хороших манер, беспрекословного послушания, аккуратности не причинит ребенку вреда, если родители по своей натуре добрые люди и если дети растут счастливыми и общительными. Нострогость вредна, если родители грубы с детьми и постоянно недовольны ими, если они в своих требованиях не делают скидки на возраст и на индивидуальные качества ребенка. В таких условиях ребенок вырастает либо малодушным и бесцветным, либо жестоким человеком.

– Всегда ли тебя наказывают справедливо? Как ты считаешь?

Чтобы умело использовать приемы наказания, необходимо на весы «родительского правосудия» прежде всего, положить не сам поступок, не само нарушение, а все, что имеет отношение к нему. Во-первых, это мотивы, причины, которые побудили совершить этот проступок.
Ребята играли в мяч и разбили окно или попали мячом в прохожего. Поступки такого рода случаются довольно часто и вызывают нередко большой гнев у взрослых, серьезные конфликты с детьми. Но ведь этот поступок нечаянный, и дети сами огорчены случившимся, хотят как-то загладить свою вину. В этом следует оказать помощь. Но бывает и так, что окно разбито камнем, который брошен намеренно, с целью отомстить, за заслуженное замечание. Здесь налицо злой умысел. Вот почему, с точки зрения нравственной, это поступок уже совсем другого характера, требующий иной реакции взрослых. Наказание, никогда не достигает своей цели, если оно в глазах ребенка
несправедливо. Его необходимо применять только тогда, когда без него нельзя обойтись, когда есть уверенность, что оно даст тот результат, который нужен. Оно действует при точном диагнозе и в небольших дозах. Первая ступень в наказании – осуждение. Оно имеет очень много форм, оттенков: осуждающие взгляды, жесты, слова, выражения. В той семье, где удается обходиться именно этими приемами, дело с воспитанием детей обстоит вполне благополучно.

– Каким тоном родители просят тебя сделать что-либо?

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный уравновешенный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчинятся распоряжению, выполнять его охотно. Можно быть сколько угодно ласковыми с ребенком, шутить с ним, играть. Но когда возникает надобность, надо уметь распорядится с таким видом и таким тоном, чтобы, ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности вашего распоряжения, в неизбежности его выполнения… Нужно только следить за тем, Что бы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям: Оно не Должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением. Но оно не

1) Должно быть похожим на упрашивание.
2) Оно должно быть посильным для ребенка, не следует требовать от него слишком трудного напряжения.
3) Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
4) Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя.

Уже давно доказано, что так называемый «метод положительного подкрепления» – хвалите за удачи, не ругайте за промахи, но объясняйте ошибки – давно доказал свою эффективность.

5. Тестирование «Какой я воспитатель?» – Кузьмина М.И.

– Все мы сегодня призываем, друг друга к взаимопониманию, которого в нашей жизни очень не хватает. А уж взаимопонимание родителей и детей – основа основ. Поэтому, старшим надо знать, чем живут и о чем говорят младшие. Конечно, чтобы достигнуть взаимопонимания людям разных возрастов надо уметь сделать шаг навстречу. И делает его всегда тот, кто умнее, великодушнее, доброжелательнее. А если вы хотите проверить насколько хорошие вы родители, достаточно ли терпеливы и упорны, воспитываете ли своего ребенка с любовью, ответьте на вопросы теста:

  • Есть ли у вашего ребенка детская комната или свой «уголок»? да – 5, нет – 1.
  • Уделяете ли вы ребенку внимание каждый день? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
  • Вы терпеливы, когда ребенок плохо ест, капризничает, не хочет готовить уроки?
  • Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
  • Умеете ли прощать детские шалости? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
  • Пользуетесь ли телесными наказаниями? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1
  • Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всем с вами делился? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
  • Ваш ребенок послушен? Всегда – 5, иногда – 3, нет – 1.
  • Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
  • Требуете ли вы от ребенка беспрекословного и неукоснительного соблюдения всех обязанностей, которые он должен выполнять? Да – 5, иногда – 3, нет – 1.
  • Следите ли вы за специальной педагогической литературой? Да – 5, иногда – 3, не – 1.

От 10 до 23 – у вас должны быть большие трудности в воспитании детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Вам нужно немедленно и коренным образом изменить методы воспитания.

От 24 до 37 – ваши взгляды на воспитание в основном правильны, но все – же ваш ребенок требует больше заботы и внимания.

От 38 до 50 – вы прекрасный воспитатель, у вас достаточно терпения и доброжелательности, а это очень важно.

6. Сообщение Крылатовой С.Т.

Какие бывают папы?

«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть и папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой Середины

«Мама-папа». Напоминает «папу-маму», одну из разновидностей его. У «мамы-папы» – главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.

«Карабас Барабас». Папа – пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного… Этот страх – словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания…
При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».
Другой тип непреклонного папы – папа «Крепкий орешек», признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в таких ситуациях, когда он не прав. Его нрав – неприступная крепость, он действительно крепкий орешек.

«Попрыгунья Стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок гость, о котором должна заботиться
мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей, ведь ребенок – обуза… И к тому же, тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.

«Добрый молодец», «Рубаха-парень». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими людьми, чтобы сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «Под каблуком». Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует его жена, вторящий ей, словно эхо, пляшущий под ее дудку, – словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы помочь ему, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть ли у него папа или нет…

7. Заключительное слово ведущего

Целью сегодняшнего мероприятия, как вы уже, наверное, поняли, было призвать вас, уважаемые папы, задуматься о своих отношениях с детьми, взаимодействии со школой. Возможно, кто-то из вас увидел, как далек он от твоего ребенка и как необходима ему ваша любовь. Близость, понимание, уверенность в том, что вы всегда рядом и что поддержите его и в радости, и в горе, убежденность в том, что всегда можно рассчитывать на вашу помощь и в любой момент можно опереться на ваше плечо.

Многодетный отец (7 детей, 3 внука), учитель физкультуры нашей школы Хабаров Петр Иванович делится опытом воспитания детей.

Молодой отец Васильев дмитрий Юрьевич – один из самых активных отцов школы.

Рабочие моменты с конференции

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»

Огнева Татьяна Анатольевна, учитель

Биологии

С. Верх-Уймон

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на

Все школы.

/ Н. М. Карамзин/

Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет

Права быть им.

/ Ж.-Ж. Руссо/

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться.

/ М. Львов/

Пусть семья будет крепче дерева,

Пусть дети будут дружны, как пчелы.

Цель:

Вовлечение отцов в учебно- воспитательный процесс, с целью всестороннего

Гармоничного развития личности ребенка через организацию

Совместных дел, решение проблемных вопросов.

Подготовительная работа

1.Приглашение отцов на конференцию по пригласительным билетам.

2.Анализ сочинений (5 класс), анкет учащихся 5-11 классов «Я и мой папа», «Наши отцы».

3.Оформление страниц журнала конференции.

П Л А Н

1.Дискуссия «Роль отца в воспитании ребенка».

2.Знакомство с данными анкетирования детей.

3.Знакомство с семейным кодексом.

4. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Строгий отец».

5. Влияние матери и отца на процесс воспитания детей в семье.

6. Воспитание детей в старообрядческих семьях.

7.Решение проблемных вопросов (анализ школьных ситуаций).

8. Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей.

9.Законы воспитания ребенка в семье.

10.Анализ детских сочинений.

11. Наказы отцам.

12.Участие отцов в жизни школы. Выборы совета отцов.

13.Подведение итогов конференции.

14.Заключительное слово ведущего.

Ход конференции

Заместитель директора по ВР приветствует участников, разъясняет цели и задачи мероприятия, знакомит с повесткой дня.

Работа проходит за круглым столом (2 группы).

Педагог: Нашу встречу хотелось бы начать с небольшого педагогического наблюдения:

1.Кто пришел в школу на родительское собрание? (80 мам-2 пап).

2.Кто гуляет на дворе с детишками?(6 мам-1папа).

3.Сколько выдается бюллетеней по уходу за ребенком в течении месяца?(30 маме-1 папе).

4.Сколько педагогов мужчин в нашей школе?(4 педагога).

Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями:

1.Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир, она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.

2.В сознании ребенка не закладывается мысль: мужчина-это тот, кто должен оберегать женщину.

А ведь в старообрядческих семьях во главе семьи всегда стоял старейший мужчина- большак. Воспитанием же детей занималась вся Община.

Какова же основная причина отстраненности отцов от школьной жизни?

Почему стало традицией, что только мамы посещают школу?

Дискуссия

В данном случае папы, как правило, говорят: «У меня ответственная или неотложная работа, я редко бываю дома, мне с ним некогда в «бирюльки» играть. Вот придет время, потребуется мужское влияние - тогда и займусь».

Папа не заметил, что срок уже давно подошел. И когда отец решил осуществить свое «мужское влияние», он обнаружил сопротивление со стороны сына. Своим поведением ребенок как бы говорил: «По какому праву ты вмешиваешься в мою жизнь? Я тебя не знаю». И тогда отец грустно замечает: «Женское воспитание».Видимо, определенную роль играет распространенное мнение, что возиться с детишками – дело не мужское, что женщине самой природой предназначено это занятие. Однако лучшими педагогами всегда были мужчины – от Песталоцци и Коменского до Макаренко, Сухомлинского, Шацкого, Корчака.

Помните, что процесс воспитания не терпит отлагательств. Воспитание – это непрерывный и длительный процесс. «Отложишь на завтра - опоздаешь на жизнь», «Вчерашнего дня не воротишь». И если оглянуться на полвека назад, то наши дедушки, будучи молодыми, успевали не только огромное хозяйство вести и в колхозах, коммунах работать, но и постоянно посещали родительские собрания. А в некоторых семьях отцы чаще ходили в школу, чем матери.

2. Анализ анкеты «Я и мой папа », « Наши отцы».

Современная наука и практика убедительно свидетельствуют в пользу раннего участия мужчин в деле воспитания. Во многих зарубежных странах папы присутствуют при родах жены. По данным психологов, такие мужчины впоследствии оказываются более нежными и понимающими мужьями и отцами, их связь с ребенком теснее, а воспитательная эффективность выше, чем у других. Примечательно, что в семьях, где родители «рождали вдвоем», гораздо чаще обходятся без физических наказаний.

Все большее распространение получают в западных странах детские сады, где воспитателями работают не только женщины, но и мужчины. В таких детских учреждениях малыши развиваются более гармонично и физически, и умственно.

В Чехословакии уже давно создавались детские дома «семейного типа», в каждой детской группе два воспитателя: мужчина и женщина. В таких группах удается творить почти чудеса – преодолевать задержки умственного, физического и психологического развития, делать детей- сирот тяжелым прошлым жизнерадостными, уравновешенными, счастливыми.

Наконец, совсем уже странным может показаться кому – то один своеобразный эксперимент. Его целью было выяснить, как развиваются дети, если основным воспитателем в раннем возрасте является отец. Участники этого эксперимента – супружеские пары – поменялись «ролями»: мамы через несколько месяцев после родов вышли на работу, а папы взяли отпуск по уходу за грудными детьми. Дети находились под тщательным наблюдением врачей. Под папиной опекой они развивались прекрасно, даже с опережением – оказывается, папы меньше времени, чем мамы, уделяли кипячению бутылок и выглаживанию пеленок и больше – игре, возне с малышами, в которой не проявили незаурядную выдумку и творческие способности. Когда же дети достигли переломного подросткового возраста, выяснилось, что он проходил у них менее болезненно, а конфликты с родителями не достигли такого накала, как в обычных семьях.

3. Знакомство с семейным кодексом (выступление социального педагога).

4.Психология мужчин такова, что им для счастья мало одной только семейной жизни. Для мужчин крайне важно состояться как члену общества. Поэтому работа нередко заменяет им практически все, никаких других интересов и хобби у них нет. И если на работе проблемы, отец чувствует свою ненужность, и ребенок видит какого-то скучного, серого человека, с которым и поговорить-то не о чем. Лежит себе на диване с газетой.

А ведь дети это все видят и в анкетах отмечают, что не любят, когда мой папа пьяный, злой, когда ругается и кричит на маму. Дети хотят, чтобы вы всегда смеялись, были чаще с ними, не употребляли алкоголь, не курили и были всегда здоровыми (данные анкетирования учащихся).

И мы вам предлагаем посмотреть инсценировку стихотворения С.Михалкова «Строгий отец».

«Отец! Мы здесь живем в селе,

Покорны слову твоему,

Но мы хотим пойти туда…»-

«Куда?»

«На Притор встречать рассвет.

Пойдешь ты с нами?»

«Нет!»

«Отец! Ты видишь склоны гор,

Там хорошо разжечь костер,

Он будут сверху виден всем…»

«Зачем?»

«Отец! Отец! Ты обещал,

Что мы увидим перевал,

Ты говорил, что мы пойдем…»

«Потом!»

«Отец! Есть речка за горой,

Такой на свете нет второй.

И нас в поход зовут друзья…»

«Нельзя!»

«Отец! Отец! Скажи, когда

Ты нам ответишь словом «Да»,

И что нам делать наконец,

Скажи, отец!»

«Вы – дети! Вы должны меня

Не раздражать в теченье дня…

И понимать, в конце концов,

Что я похож на всех отцов!»

«Отец! Ты прав, все это так,

И мы в поход идем

Твоим советам вопреки…»

«Да как вы смеете, мальчишки?!

Я тоже многого хочу,

И в мыслях далеко лечу,

И часто слышал я ответ

От папы моего лишь «не…»

А впрочем, что-то понял я…

«Идем мы вместе, папа?» - «Да».

5.Влияние матери и отца на процесс воспитания детей в семье .

Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические синдромы.

Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей, соответствующего стиля поведение, что ведет к агрессивности и жестокости.

А вот дети, чьи отцы активно участвовали в воспитании, показывают высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.

Итак, очевидно, что роль отца в воспитании ребенка очень велика.

Сам стиль игры у отца и матери различен. Отцы обычно склонны играть с детьми более энергично, проявляют больше физической силы.(Цикличный характер игры).

Матери же играют по другому: они вовлекают детей в традиционные, спокойные, предсказуемые игры. Сегодня все больше мать берет на себя основную ответственность за поведение, благосостояние ребенка.

Отец дает меньше указаний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жестокий и требовательный. И может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму.

Коренная жительница с Верх-Уймон- Чернова Варвара Герасимовна вспоминает: «Отца боялись и уважали. Если кто-то осмелится не выполнить просьбу с первого раза, косо посмотрит и скажет: «Кому сказано….»и мы мигом выполняем.Из воспоминаний Матрены Серапионовны Атамановой: «Мама за непослушание за волосенки иногда подергивала, а тятенька никогда не бил, а только топнет ногой и строго скажет: «Ягните!», правдо редко до этого дело доходило, сильно тятю уважали».

Хотя вмешательство отца важно, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведении ребенка. В целом же мама является основным человеком, который заботится о ребенке, и также она исполняет роль первичного посредника в социализации ребенка. Мать любит своих детей не потому, что они нравятся ей, а потому, что они ее дети. Поэтому материнская любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять ее, согрешив. Материнская любовь-это милосердие и сострадание.

Отцовская любовь, напротив, обусловлена; она зависит от достижений ребенка и его хорошего поведения; отец сильнее любит того ребенка, который больше похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отцовская любовь-это справедливость.

В ваших семья растут сыновья. Чувство гордости наполняло каждого отца при появлении сына. Вы ощущали, что родился помощник, союзник, мужчина. Но, чтобы стать мужчиной - мало им родиться»,-сказал поэт Михаил Львов. Мальчика надо воспитать мужчиной. «Не тот отец- мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил».

Как вы понимаете, быть настоящим мужчиной?

Мужская черта характера – мужественность: это не только сильный, физически здоровый, смелый, умный, мастер на все руки, но и благородный, высоконравственный, честный, великодушный, почитающий женщину.

Кто как не отец, может понятно и просто объяснить, кто такой трус, храбрый человек и т.д. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом. Если мальчик хотя бы один раз видел, как его отец бросился выручать женщину, пропустил впереди себя женщину, подносит тяжелую сумку, такой мальчик не нуждается в наставлениях.

По данным анкетирования большинство детей (60%) берут пример мужества, 30%-не берут пример, 10%-затрудняются ответить.

Воспитывать нужно сыновей здоровыми, приобщать к спорту. По данным анкетирования 50% пап советуют или поощряют посещение спортивных секций, творческих объединений.

Будьте сопричастны к успехам сына в физическом развитии (преодолевайте вместе трудности, замечайте все положительное).

Хочется отметить, что некоторые отцы принимают активное участие при проведении спортивных мероприятий.

Исстари ценилось в мужчине стремление к знаниям. Недаром в народе говорят: «Чем больше науки, тем умнее руки», «Грамоте учиться- вперед пригодится». Для сына учеба –это большой труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности. Создайте условия для успешной работы: выключите телевизор, не разговаривайте громко. Терпеливо разбирайтесь в причинах учебных неудач.

На вопрос: «Помогает ли тебе папа в подготовке домашнего задания?»- большинство детей ответили: «Иногда, «Нет». По данным анкетирования детей, папы очень редко занимаются чтением книг, тем самым не показывают положительного примера тяготения к знаниям.

Естественно приучайте детей к ежедневному выполнению своих трудовых обязанностей по дому. Приучайте мальчиков к слову «надо», слову короткому, требовательному, как приказ. Надо!- и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильным, волевым, надежным человеком.

6.Здесь уместно вспомнить отношение к труду в старообрядческих семьях. «Где трудились все от мала до велика, и не потому, что кто-то заставляет, а потому что от рождения видели постоянный пример в жизни каждого дня. Девочки трудились рядом с матерью, старшими сестрами и невестками, а мальчики возле отца и братьев приобретали знания и умения, так необходимые в самостоятельной жизни. Дети принимали участие во всех работах: мальчики с пяти-шести лет выезжали на пашню, боронили возили снопы, а уже в восемь лет им доверяли самостоятельно пасти скот и выезжать в ночное. Девочек с этого же возраста приучали к ткачеству, шитью. Рукоделию и, конечно же, умению вести дом. Все должно быть трудово, а не трудово грех». Лень была не в почете в старообрядческих семьях. О ленивом говорили: «На работушку у него волосок не стряхнись, а с работушки головушка не оторвись»; «Сойдутся ленивый да сонливый, быть ли им богатым?».

Чернова Варвара Герасимовна вспоминает: «Все садили в огородах, землю в ручную перекапывали и не один гектар, на черноземе на «лениво» садили. Все было.

Полные погреба, размером с хатку, заставлены деревянными кадками с квашенной капустой, огурцами, грибами, рыбой, ягодами, пересыпанными сахаром. А если бы свет был, жили бы еще лучше, при лучинах-то глаза сильно уставали, но никто не жаловался на жизнь». В Уймоне говорят: «Терпен- спасен». « Терпенье- половина спасенья, а кто стонет, тот Бога гонит».

«Подлинное основание жизни человека- труд. Безосновательна жизнь человека, который развлекается. Низменна жизнь человека, который ворует. Запечатление трудового действия- с младенчества и активно усваивается в возрасте 10-14 лет».3

У староверов все знания и умения, накопленные веками передавались от родителей к детям. За хорошо выполненную работу детей своих прилюдно не хвалили, а говорили: «Пусть люди похвалят».

В детях надо воспитывать культуру поведения, общения. Очень часто в воспитании культуры поведения слова вообще не нужны, достаточно примера, образца, поступка.

Помните об этом, папы.

Сыновья подражают своим отцам и в хорошем и плохом, срабатывает детское сознание: «Я- как папа!»

К примеру, официальная статистика утверждает: дети курящих родителей, как правило, начинают тянуться к табаку в 2 раза чаще и много раньше, чем их сверстники из некурящих семей.

Будьте хорошим примером для подражания детям. Большинство пап говорят о вреде курения, но при этом сами курят. «Когда я буду отцом, я никогда не буду курить» -пишут ваши дети.

Среди подростков курение стало излюбленным времяпрепровождением. Дети курят потому, что сигарета в руке- это показатель силы; для того, чтобы расслабиться, успокоиться, « все курят, и я курю»(данные анкетирования учащихся 10 класса).

В старообрядческих семьях не курили, «как из роду племени повелось», курение осуждалось и почиталось за грех. Человека курящего не допускали даже к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

Очень актуальной становится в наше время и проблема распития спиртных напитков не только взрослыми, но и детьми. В старину пьянство осуждалось и считалось большим порокам: «С хмелиной познаться- с честью расстаться»., «Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит».

7.Обсуждение проблемных вопросов по группам.

ВОПРОСЫ:

Каковы пути повышения культуры поведения и общения школьников?

Что является причиной курения?

Какие сигареты в основном курят дети? Сколько раз в сутки?

Как помочь ребенку бросить курить и употреблять спиртные напитки?

(Помочь решить конфликтные ситуации, утверждать, что все получиться, если человек чего-то хочет добиться, первым освободиться от курения, чаще задавать себе вопрос:

А хочу ли я сейчас закурить?

Восстановить традиции- в старообрядческих семьях табак не курили, считалось грехом).

8. Законы воспитания ребенка в семье.

Законы 1 2 3 4 2

семьи =ед.тр.+зн.похв.+ тр.уч.+ разд.благ:3 =→

1 закон-закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2 закон-закон значимости похвалы для ребенка.

3 закон-закон трудового участия каждого члена семьи в жизни семьи.

4 закон-закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

Искусство отца и матери заключаются в том, чтобы, не роняя авторитета стать для них самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно сказать самое-самое и быть уверенным, что тебя поймут. «Своя семья - самые верные друзья».

В неполных семьях невозможно гармоничное развитие ребенка. Само слово «пол» (мужской или женский) происходит от слова «половина». А половина только в соединении с другой половиной дает полноту, единое целое. Значит, в неполной семье недостижима цельность воспитания.

9.Анализ детских сочинений.

10.Наказы отцам (вручение памяток).

11. Организация совместных дел .

Вопрос: Как вы реально можете участвовать в жизни школы (обсуждение в группах)?

Корректировка и уточнение плана совместных дел.

12.Выборы Совета отцов .

Определение содержания деятельности Совета отцов:

Содействует организации и совершенствованию образовательно-воспитательного процесса.

Содействует совершенствованию материально-технической базы школы.

Оказывает помощь по решению конфликтных ситуаций, возникающих между детьми и родителями, между детьми и учителями, сверстниками и т.д.

Дает рекомендации родителям трудных детей, состоящих на учете в КДН по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся, по укреплению здоровья и организации питания, в пределах своей компетенции.

Содействовать организации ознакомления детей с имеющимися в ОО «Инициатива»

производствами(мукомольня, кузницы, пекарня)

Оказывает помощь учителям в УВП.

Организовать работу народных промыслов: шорничества, ивоплетения, бондарство, пчеловодство.

13. Подведение итогов конференции экспертной комиссией – определение постулатов .

14.Заключительное слово ведущего:

Родительский труд - очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Чтобы корабль семейной жизни не мотало и не било на житейском море, на капитанском мостике должен стоять мужчина-муж и отец. Именно здесь место истинного мужчины. Думаю, что женщины вполне согласятся бать штурманами рядом с опытным капитаном.

Спасибо всем и помните, пожалуйста, всегда:

Семья-это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья-это то, что с тобою всегда.

Пусть мчаться секунды, недели, года

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Песня «Родительский дом».

Используемая литература :

1.Н.И. Дереклеева.Родительские собрания в 1-11 классах. Издат. «Вербум-М»,Москва, 2003.

2.Г. Н. Курпякова. Родительское собрание «Быть хорошим отцом- подлинный талант». ж.Классный руководитель №3, 2005.

3.Р.П. Кучуганова. Влияние этнической культуры старообрядцев и поздних переселенцев Уймонской долины на духовно- нравственное становление личности». ж.Восход №9, 2005.

4.Н.И.Семенюк. Сценарий родительских собраний для пап. ж.Классный руководитель №3, 2005.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи,

школы и общественности - это залог верного успеха в

воспитании подрастающего поколения!