Дидактические игры по конструированию во второй младшей группе. Конспекты занятий по конструированию во второй младшей группе Конструирование в детском саду во 2 младшей группе

Тема: Конструирование. Обучение конструированию в I и II младших группах.

1.Понятие конструирования.

2.Виды конструктивного материала, используемого в детском саду.

3.Задачи обучения в I и II младших группах.

1. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова построение.

Под детским конструированием понимаем создание игрушек и построек из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов). В ней находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослого. Для взрослой деятельности характерно:

ü практическое назначение конструкций,

ü предварительное обдумывание, создание плана,

ü подбор материала, техники работы, внешнего оформления,

ü определяет последовательность выполнения работы.

Все это намечается в детском конструировании. Детское конструирование может быть изобразительным (ребенок создает постройку, но не обыгрывает) и техническим (не обязательно детальная постройка, но имеющая самое необходимое для игры).

Постройки и поделки детей служат для практического использования: для игры, украшения елки, группы, подарка маме и т.д.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание; развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для обучения в школе. Развивается наблюдательность, пространственное воображение.

2. Вид материала определяет и вид конструирования.

ü Конструирование из строительного материала (геометрические тела).

Тематический набор «Город», «Железнодорожный вокзал» используют на занятии. Материала должно быть больше по элементам и количеству, чтобы дети могли отбирать необходимое. Хранение…

Крупный (напольный) материал может быть деревянным полым и сплошным. Может быть тематическим «Порт», «Город».

Должны быть мелкие и крупные игрушки для обыгрывания.

Вне занятия используем конструкторы пластмассовые, металлические, керамические; крупногабаритные модули; конструирование объемных форм из плоскостного пластмассового конструктора; конструирование из конструкторов, имеющих разные способы крепления.

ü Природный материал:

Песок, снег, вода со II младшей группы,

Веточки, кора, листья, шишки, желуди, семена клена со средней группы.

ü Конструирование из бумаги, картона, коробок, пенопласта, поролона (ручной труд) со средней группы. Эти материалы могут быть использованы одни и в сочетании друг с другом.

При создании поделок используют и дополнительные материалы и оборудование: пластилин, бумагу, спички, клей синтетический, ПВА; – нож, шило, ножницы, иголку.

3. Задачи обучения в 1 младшей группе

A. Познакомить детей со строительным материалом – кубиками и кирпичиками, пластиной, призмой, различать их. Сооружать постройки путем их комбинирования.

B. Размещать детали по горизонтали, делать простейшие перекрытия, замыкать пространство.

C. Учить находить сходство между постройками и знакомыми предметами из окружающей жизни.

Задачи обучения во 2 младшей группе (конструирование изстроительного материала).

A. Учить детей не только различать, но и называть основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина, призма.

B. Учить располагать детали горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на определенном расстоянии друг от друга. Сооружать несложные постройки по показу воспитателя и обыгрывать их. Объединять постройки по сюжету.

C. Подводить детей к выделению пространственных характеристик построек (высокий - низкий, длинный – короткий, широкий - узкий).

D. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, стремление закончить начатую постройку.

E. Продолжать учить детей разбирать свои постройки и складывать детали в коробку.

F. Продолжать знакомить со свойствами песка (формовка объемных предметов), снега (снежные пирожки, торты, пряники). Лепить из снега простые фигурки: гриб, снеговик, мишка, неваляшка.

4.Прохождение программы в I и II младших группах.

В 1 младшей группе дети выполняют в течение года 8-10 построек: дорожки, башенки, домики, стул, стол, диван, кровать, лесенка, домик, трамвай.

На первых занятиях конструируют то, что в предыдущей группе, затем:

мебель в различных вариантах и в различных сочетаниях, башня с домиком для птиц из 3-4 кубиков, лесенка, горка, гараж, трамвай.

2 младшая группа.

Первые 3-4 занятия закрепляем пройденное в 1 младшей группе, затем:

Загородка для животных, ворота (варианты) надстройка в высоту, ширину.

Следует сравнивать новую конструкцию с предыдущей, устанавливать разницу и сходство между ними, объяснить как удлинить или увеличить постройку.

Домик для куклы, башня с флажком, машина, мебель для куклы, кровати для 3-х медведей.

5.Методы и приемы обучения в I и II младших группах.

В 1 младшей группе занятия начинаются с 4-6 детей, постоянно увеличивая количество детей, со 2-ой половины года со всей подгруппой.

2 младшая группа.

В основе обучения лежат информационно-рецептивный и репродуктивный методы.

Воспитатель демонстрирует образец . Рассматриваем образец

· в целом,

· выделяем части, из которых состоит предмет (стены, перекрытия, крыша),

· форма частей и их пространственное расположение по отношению друг другу,

· выделяем отдельные детали этих частей (крыша состоит из призм).

Цель анализа образца: точно следовать образцу и использовать полученные знания в самостоятельных постройках.

Используем различные варианты построек – репродуктивный метод в сочетании с эвристическим.

Показ и объяснение полный.

Обыгрывание постройки обязательно по окончании изображения. Игрушка побуждает строить и она должна соответствовать размерам деталей и быть у каждого ребенка. После обыгрывания дети разбирают постройку и группируют на столе.

Использование д/ игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек»,

стихов, потешек, песенок, знакомых сказок.

В 1 младшей группе даем точное количество материала, во 2 младшей группе предлагаем выбирать из большего количества нужные детали.

Воспитатель следит, чтобы дети следовали образцу, помогает советом, вопросом, иногда практическим действием.

В конце занятия, анализируя постройки, обращаем внимание на правильность и аккуратность, сам процесс (как дети рассматривали образец, подбирали материал).

средней группе .

1.1.Задачи обучения.

1.2.Прохождение программы.

1.3.Методы и приемы обучения.

2.1.Задачи обучения.

2.2.Прохождение программы.

2.3.Методы и приемы обучения.

1. Конструирование из строительного материала.

Задачи обучения:

A. Учить различать, называть и правильно использовать новые детали призма, брусок, цилиндр, пластина с учетом их основных конструктивных свойств (размер устойчивость, форма).

B. Учить анализировать постройки: выделять основные части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, их функциональное назначение.

C. Учить строить по названной теме, знакомой им, по условиям и по собственному замыслу, планируя последовательность сооружения, заранее подбирая детали по форме, размеру, устойчивости; формируя обобщенные представления о различных предметах.

D. Овладеть техническими навыками конструирования: ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкать пространство, соразмерять между собой предметы.

1.2.Прохождение программы.

Первые 2-3 занятия повторяют тематику 2 младшей группы с некоторым усложнением программы.

Постройка ворот (широких, узких, высоких).

Мебель, гараж, мост, трамвай, автобус, троллейбус, грузовик.

Отводится несколько занятий по каждой теме.

Первое занятие по образцу , следующее – преобразование образца в соответствии с условиями, далее – придумать свою конструкцию , опираясь на строительный материал, имеющийся у них.

Каждая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющими конструкциями.

Со 2 половины года предлагаем занятия по замыслу .

1.3.Методы и приемы обучения.

Используем приемы обучения информационно-рецептивного метода.

Непосредственное рассматривание окружающих предметов, иллюстраций, уточняем их практическое назначение.

Обследование образца постройки. Устанавливает соответствие между предметом и его изображением в постройке. Привлекаем к анализу детей, из каких состоит постройка, их практическое назначение, их каких деталей сделаны части.

Приемы, используемые на занятии, зависят от задания:

Конструирование по условиям (образца не дается), называется только тема и условие, которым постройка должна соответствовать. Дети решают свою задачу самостоятельно. (Метод?)

Придумай конструкцию м.б. моста. Вначале беседуем о строении: основные части, из каких деталей состоят части. Предлагаем посмотреть на имеющийся материал и решить, из каких деталей будут строить. (Метод?)

Конструирование по замыслу : до занятия раздаем материал на столы по формам, рядом различные игрушки. Воспитатель выясняет, кто, что хочет построить, предлагает рассказать как, из какого материала, в какой последовательности. (Метод?)

Так формируются обобщенные способы постройки определенных предметов.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

A. Учить складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать к основной части детали (к домику – окна, двери и т.д.).

B. Усвоить способ деления прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок).

C. Приобщить детей к изготовлению поделок из природного материала (кора, ветки, шишки, листья, ореховая скорлупа), используя для скрепления деталей пластилин.

D. Раскрыть богатые возможности природного материала и целесообразность его использования в различных поделках. Находить сходство между отдельными предметами (шишка-туловище).

E. Учить склеивать игрушки из готовых частей бросового материала, подбирать необходимые детали, точно приклеивать одна к другой.

F. Формировать умение обследовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, доводить начатое до конца, развивать глазомер, четкость движения рук.

2.2.Прохождение программы.

2.2.1. На первом занятии воспитатель показывает несколько предметов, сделанных из бумаги (домик, корзиночку, альбом ). Рассказывает, что из бумаги можно сделать разнообразные игрушки и для чего.

1 серия. Учим складывать бумагу пополам по показу и объяснению воспитателя, так изготавливаем альбом .

2 серия. Учим делить прямоугольник на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе куба и бруска изготавливать дома, машины, мебель и т.д.

2.2.2. Учим изготавливать поделки из природного материала. Прежде рассматриваем готовые поделки и демонстрируем, как их можно использовать. При изготовлении подбираем цвет пластилина к цвету материала.

Шапочка из листьев, лодочка, птичка, грибочки, лесовичок.

Чередуются занятия конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала.

На прогулке дети продолжают строить из песка и снега, используя дополнительные материалы.

2.3.Методы и приемы обучения.

Используем приемы обучения:

ü дидактический образец;

ü показ и объяснение полный , так как у детей нет навыков работы. Объяснение должно быть четким, кратким и ясным. По мере приобретения навыка объяснение может быть менее подробным, обговариваем с детьми последовательность изготовления.

Когда сложная конструкция , требующая целого ряда действий: складывания, склеивания, разрезания, то нужно подробно объяснять и показывать последовательность выполнения.

Если поделка проста , то воспитатель показывает образец как примерный, обследует и не объясняет хода выполнения поделки .

В конце года можно организовать занятие конструирование из бумаги по замыслу . Накануне организует выставку знакомых поделок из бумаги. Перед

занятием предлагает отобрать нужные части (прямоугольник, квадрат, круг, полоса из мягкого картона), из заготовленных заранее, и разложенных на свободном столе. В ходе занятия руководит детской деятельностью (советом, вопросом, иногда практическим действием), проверяет, чтобы дети точно следовали замыслу. При анализе работ отмечаем творчество, аккуратность, правильность выполнения. Можно обыграть поделку, если она высохла. Делаем коллективные работы «Поезд», «Дома на нашей улице», т.е. объединяем единым сюжетом индивидуальные работы.

Поделки из природного и бросового материала выполняем только после предварительного рассматривания предметов в окружающей жизни и по показу и объяснению воспитателя. На занятии рассматривается готовая игрушка и подчеркивается сходство с настоящим предметом. В процессе выполнения детьми помогает советом, частичным показом .

Изготавливая поделки из бросового материала, используем прием сотворчества.

Используем на занятиях также следующие приемы:

ü Рассматривание иллюстраций;

ü Игровые приемы;

ü Чтение стихов, загадок, потешек.

Предварительная подготовка материалов к занятию конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала занимает много времени. Следует привлекать детей к предстоящей деятельности, учить заготавливать материал, развивать их фантазию и творчество.

Тема: Обучение конструированию в старшей группе .

1. Конструирование из строительного материала.

1.1.Задачи обучения.

1.2.Прохождение программы.

1.3.Методы и приемы обучения.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

2.2.Прохождение программы.

2.3.Методы и приемы обучения.

1. Конструирование из строительного материала.

1.1.Задачи обучения.

A. Учить анализировать образцы готовых конструкций, предметы, выделять характерные признаки. Устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.

B. Уметь выделять основные этапы создания конструкции, самостоятельно планировать ее изготовление

C. Учить строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, чертежу.

D. Формировать конструктивные умения: соединять несколько плоскостей в одну, делать постройки прочными, распределять сложную постройку в высоту.

E. Продолжать знакомить с новыми деталями и их свойствами: с разнообразными по форме и величине пластинами, с бруском, цилиндром, конусом. Учить заменять одни детали другими. Сооружать коллективные постройки.

1.2.Прохождение программы.

На 1 занятии предлагаем построить грузовик по образцу (иллюстрации, фотографии, игрушке).

Грузовик для своего груза, т.е. по условию . Иллюстрации 6-8 машин.

Гараж для 2 разных по величине машин.

Мост – предлагаем преобразовать постройку по разным условиям: спуски крутые, пологие .

Строить разнообразные мосты по своему замыслу (коллективная работа по три моста каждой подгруппе).

Д/сад. Дети-архитекторы, по 3 человека чертят, чертеж проекта здания 5 минут, затем строят по чертежу, предварительно рассмотренному со всеми детьми и воспитателем. И так далее.

Дети делают постройки на столах, на полу, обыгрывают их. Постройки сохраняются до тех пор, пока они нужны в играх.

Постепенность создания построек 1 предмета на занятии по образцу и показу воспитателя , выполнение без образца, затем по условию способствуют усвоению нового способа действия, делают этот способ обобщенным. Дети его могут использовать в различных ситуациях.

1.3.Методы и приемы обучения.

Основные методы обучения - информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический. С помощью этих методов воспитатель развивает у детей самостоятельность.

Используя прием обследования образца постройки или изображения на фотографии, рисунке решает отдельные конструктивные задачи.

Словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности.

Учим умению варьировать детали, заменять одни детали другими. Для этого воспитатель раздает различные строительные наборы за одним столом – дети самостоятельно решают конструктивные задачи.

Если постройка существенно отличается, то воспитатель дает подробный показ и объяснение.

Собственный замысел дети смогут развивать, если воспитатель учит рассказывать, как они представляют себе будущую постройку .

Анализируя детские постройки , подчеркиваем, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

A. Продолжать совершенствовать умения детей сгибать лист бумаги на пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на 16 равных частей, по диагонали четко совмещая стороны и углы; складывать круг по диаметру и склеивать его в конус.

B. Учить работать по выкройке и несложному чертежу, используя ножницы для надреза и вырезывания по контуру. Понимать на чертеже обозначения: сплошная линия – надрез, прерывистая (пунктирная) – сгиб, штриховка – намазывание клеем. Знать названия линий.

C. Учить изготавливать поделки из спичечных коробков, коробок из-под зубной пасты путем различных сочетаний и соединений. Использовать поролон, пенопласт в соответствии с задуманной конструкцией и свойствами этих материалов.

D. Продолжать учить использовать природный материал при изготовлении различных поделок, овладеть навыками соединения с помощью клея, спичек.

E. Совершенствовать умения детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

2.2.Прохождение программы.

На первых занятиях закрепляем и повторяем умение складывать бумагу пополам, на четыре части: альбом, автобус.

Задачи обучения реализуются в серии занятий. В каждой серии конструируем игрушки с одной и той же формой.

1 - серия. Работа с выкройкой: находить на выкройке основную и дополнительные части игрушки, раскладывать и наклеивать детали игрушек на выкройке, а затем делать надрезы и склеивать выкройку.

Фонарик трехсторонний, фонарик четырехсторонний .

2 – серия. Игрушки можно сделать из коробки с квадратным дном. Познакомить с выкройкой – разверткой коробки, понимать обозначения линий на ней. Коробочка, корзиночка, пирамидка, сказочный домик .

3 – серия. Знакомим с прямоугольной коробочкой в виде бруска. Учим работать по выкройке. Диван, кроватка, телевизор .

4 – серия. Изготавливаем поделки из бумаги, спичечных коробок, коробок из-под зубной пасты. Используем трафареты для колес. Показываем, как склеивать спичечные коробки, как обклеивать их, приклеивать колеса. Тележка, автобус, троллейбус, мебель.

В конце серии проводим коллективную работу на тему «Улица».

5 – серия. Учить детей делить квадратный лист на 16 маленьких квадратиков. Отводиться несколько занятий с последующим усложнением конструкций поделок на каждом. Корзинка, гараж, домик .

6 –серия. Учим детей складывать круг бумаги по диаметру, склеивать конус и вырезывать по контуру. Матрешка в длинном платье, заяц, лиса, кот.

Делать игрушки цилиндрической формы. Чебурашка, поросенок, мишка .

Объединяем в сюжетные композиции.

7 – серия. Складывать квадратные формы по диагонали, совмещая стороны и углы. Птичка, бабочка .

8 – серия. Складывать бумагу в разных направлениях (оригами) для игр на воздухе, на воде. Стрела, самолет, лодочка, пароход и т.д .

Конструирование из бросового материала : поролона, пенопласта. Знакомим со свойствами материалов и учим преобразовывать первоначальную форму.

Снеговик, матрешка, неваляшка, цыпленок.

Используем различный природный материал (….) для изготовления поделок.

Тематика поделок разнообразная: Красная Шапочка, старичок-лесовичок, балерина, матрешка, белочка, зайчик и т.д. Для соединения деталей используем спички, палочки, клей. Воспитатель использует в подготовке нож, шило.

Объединяем фигурки в сюжет, используя различное основание: грибы, спилы, срезы, кора, различные мхи.

Птичка по образцу, домашние птицы по схеме и т.д.

Такие циклы занятий способствуют формированию у детей обобщенных способов конструирования, которые затем самостоятельно и творчески дети смогут использовать в играх.

2.3.Методы и приемы обучения.

В конструировании из бумаги используем следующие приемы:

ü Обследование готового образца ;

ü Показ и объяснение последовательности выполнения поделки и вариант - поэтапный показ ;

ü Вопросы к детям с целью привлечения имеющегося опыта.

Новый способ действия: воспитатель дает поделку простой конструкции, затем дает показ и объяснение , а на последующих занятиях – готовый образец, обследование и вопросы к детям.

Используем также следующие приемы в конструировании из природного материала:

ü Выставку дидактических образцов предстоящей работы;

ü Изготовление по дидактическому образцу, спрашиваем: Из каких частей изготовлена поделка? Из какого материала? Какой еще материал можно использовать?;

ü Схематические зарисовки поделки из природного материала. На первом занятии воспитатель показывает как делать зарисовки, затем учит зарисовывать изготовление поделки детьми с помощью готового схематического рисунка и изготавливать по зарисовке;

ü План - схема пооперационного изготовления поделки из природного материала .

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Конспект совместной деятельности по конструирование во 2 младшей группе по теме: "Ворота для грузовиков".

Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Цель: Развивать у детей умение строить ворота: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладину (кирпич ), украшать (призма ). Развивать у детей умение анализировать образец постройки.

Задачи:

  • Воспитывать желание сооружать постройки.
  • Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
  • Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы.
  • Совершенствовать конструктивное умение.

Предварительная работа:

  • Отгадывание загадок.
  • Развитие умений понимать схематические изображения построек.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики, физ. Минутки, хоровода «Ёлочка – ёлка»

Материалы: 1 машинка большая с разноцветным шариком, для детей маленькие машинки по 1 шарику каждому свой цвет, схемы ворот для каждого ребёнка (больших и маленьких), 2 кубика, один длинный кирпичик, одна призма (для детей), 4 кубика, кирпич, призма (воспитателю), конверт с письмом от снеговика, ёлка.

Воспитатель загадывает загадку о ёлке:

  1. Что же – это за девица,
    Не швея, не мастерица.
    Ничего сама не шьет,
    Но в иголках круглый год ?

У нас тоже есть ёлка, но чего-то не хватает? (игрушек) Что же делать? (у ёлки лежит письмо) Посмотрите здесь письмо лежит от Снеговика, сейчас я его прочитаю. Здравствуйте ребята! Грузовики с игрушками застряли за забором им нужна помощь, чтобы привезти игрушки для ёлки. Вот вам схема. Дети проходят за столы и рассматривают схемы.

Что это на схемах (ворота).

Какие детали конструктора вы видите? (кубики, кирпичик, призма)

Какого они цвета? Какие ворота нужны для большой машины? А для маленькой? Как мы можем помочь грузовикам? (построить ворота)

Перед строительством разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика: «Грузовик и ворота»

На поляне грузовик. Имитация руля в руках.
Ну а путь ему закрыт Ладони сложены ребром друг к другу
Мы ворота открываем Ладони развернуть друг к другу
Грузовик наш приглашаем Машем кистями рук к себе.

Проходят к забору с большой машинкой.

– Посмотрите, как я буду строить ворота (показ)

Опоры я буду строить из кубиков, ставлю их вот так друг напротив друга. На них добавлю ещё по одному кубику. Перекладину я буду строить из кирпича. Кладу его на опоры широкой стороной. А сверху перекладины поставлю призму на длинную узкую сторону.

– Получились у нас ворота?

– Как вы думаете, какие машины могут проехать в такие ворота, маленькие или большие машинки? (большие)

Прокатывание большой машины через ворота к ёлке.

– Что лежит в машине? (шар). Какого он цвета? (ответы). Сколько шаров? (один). Повесить шар на ёлку

– У нас ещё есть машинки какого они размера? (маленькие). Какие ворота вы будете строить? (маленькие). Но с начало сделаем разминку.

Физ. минутка:

  • Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны)
  • Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте)
  • Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши)
  • Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны)

А теперь вы сами постройте ворота. Строительство ворот детьми

– Молодцы, какие замечательные ворота у вас получились. Возьмите машинку и провезите её в ваши ворота к ёлочке.

Индивидуальные вопросы к детям: Какая машинка? (маленькая). Что в ней лежит? (шарик). Какого он цвета?

Все игрушки вешаются на ёлку. Сколько у нас ёлочек? (одна). Сколько на ней игрушек? (много). Ребята скажите, что вы сегодня строили? (Ворота). Понравилось вам строить? А сейчас возле ёлочки пойдём, хоровод мы заведём. Хоровод «Ёлочка – ёлка».

Игра «Построим забор»

Дидактическая задача . Учить детей анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов; закреплять умение располагать строительный материал (пластины) вертикально и плотно друг к другу; учить соизмерять высоту и ширину ворот с размерами игрушки.

Игровая задача . Построить забор и воротца для Пятачка.

Игровые правила . Соорудить постройки так, чтобы Винни Пух мог проехать в воротца на машине.

Ход игры

Воспитатель показывает на построенный им из кубиков домик и говорит детям, что Пятачок построил новый дом и решил сделать вокруг него забор, чтобы было красиво. Во дворе он посадит сад, и все, кто будет приезжать в гости к Пятачку, будут радоваться яблоням и грушам. Домик у Пятачка красного цвета с зеленой крышей, поэтому Пятачок хочет, чтобы забор был двух цветов — красного и зеленого. Кроме того, в гости к Пятачку обязательно приедет Винни Пух, и надо, чтобы он смог свободно проехать в ворота.

Воспитатель предлагает детям подумать, как сделать такие ворота, в которые проедет такой большой медвежонок (показывает игрушку и сажает ее в грузовик). Дети должны примерить, какой высоты и ширины должны быть ворота.

План игры:

Воспитатель дает игровую задачу построить забор и ворота;

Дети анализируют рисунок;

Дети отбирают строительный материал для ворот;

Дети начинают строить ворота, используя знакомые способы сравнения величин предметов (накладывание, приложение и приставление);

Дети проверяют готовность ворот (провозят мишку на грузовике под воротами);

Дети выбирают для забора материал (пластины) красного и зеленого цветов;

Дети строят забор, плотно укладывая пластины, чередуя цвета.

Игра «Построим сарай для цыплят»

Дидактическая задача. Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.

Игровая задача . Построить сарай для цыплят и вольер для курочки.

Игровые правила . Построить так, чтобы дополнительные материалы (деревья и цветы, скамейки и т.д.) украсили постройку; объяснить, для чего они нужны.

Ход игры

Воспитатель приносит желтеньких цыплят (настольные игрушки). Цыплята пищат.

Воспитатель.

Комочки желтые не спят,

Комочки желтые пишат.

Они родились лишь вчера,

А нынче бегают с утра.

Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет.

Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку-образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу) и как его укладывать (горизонтально, вертикально). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплятки довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.

Вот мама курочка (игрушка) решила заглянуть к цыплятам и удивилась, почему возле сарая не устроено место для прогулок. Что делать? Дети предлагают сделать открытый вольер и сооружают забор. Курочка напоминает детям, что она хочет, чтобы в вольере было красиво. Дети по-своему украшают в вольер — сажают цветы, деревья. Курочка квохчет, зовет цыплят играть.

Курочка . Ко-ко-ко, квох-квох, цыплятки, ко мне!

Цыплята (дети машут крылышками, прыгают). Пи-пи-пи! Мама, мы здесь.

Воспитатель при помощи игрушек показывает детям, как курочка-мама ждет в вольере своих цыплят, как цыплята пробегают к ней в воротца, как бегают по вольеру.

Конспект НОД по конструированию «Домики» во 2 младшей группе

Программное содержание:

Учить детей строить домики, правильно называть знакомые детали строительного набора, играть со своими постройками.

Задачи:

Закрепить название основных деталей конструктора (кубик, кирпичик, призма).;

Продолжать учить детей выполнять постройку в нужной последовательности по образцу воспитателя.;

Упражнять детей в одновременном действии с деталями трех видов:кубик, кирпичик, призма.;

Активизировать речь детей словами: кирпичик, призма, кубик, крыша.;

Совершенствовать умение составлять описание предметов, выделяя существенные признаки.;

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Предварительная работа .

Рассматривание иллюстраций домов в книгах. Ознакомление во время прогулок с архитектурнымы строениями, деталями постройки (стены, крыша, окна). Чтение художественной литературы. Разучивание пальчиковой игры.

Материалы:

набор строительного материала на каждого ребенка, образец постройки, игрушки диких животных.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, практический.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, пожалуйста подойдите все ко мне давайте поздороваемся друг с другом, как мы умеем.

Здравствуй, Небо! (Поднять руки вверх)

Здравствуй, Солнце! (Описать руками большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (Взяться за руки и поднять вверх)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг. (Отпустить руки вниз)

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Улыбнуться друг другу)

От наших улыбок сразу стало светлее и теплее.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

В: А почему вы так думаете?

Д: Потому, что холодно, снег и т.д. (ответы детей)

А вам не хотелось совершить путешествие по этому сказочному времени года? Полюбоваться белым снегом, вдохнуть морозного воздуха?. Тогда я приглашаю вас в мир чудес! Собирайся детвора, путешествовать пора! Воспитатель: «Давайте построимся паровозиком. Все встали? Поехали! (Звучит песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

Ехали мы ехали, и приехали, куда? Как вы думаете где это мы очутились?

Дети: «В лесу».

Воспитатель:

Правильно мы попали в зимнюю сказку, « сказочный» лес. Давайте вспомним как себя нужно вести в лесу.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки ели не ломай,

Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – ель и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Ой ребята, что то стало холодно, давайте поиграем с вами, чтобы согреться.

Щиплет уши, щиплет нос, (трогают уши и нос)

Лезет в валенки мороз. (имитируют мороз)

Мы мороза не боимся, (грозят пальчиком)

Продолжаем, веселимся. (активно шевелят руками)

По сугробам мы шагаем (высоко поднимают ноги) Выше ноги поднимаем.

Справа – хлоп и слева – хлоп. (хлопки руками)

Ребята, а какие звери живут в лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в лесу живут медведи, ежи, зайцы, белки, лисы, волки.

Посмотрите, и к нам в гости сегодня пришли лесные жители. Кто это?

Дети: Волк, Лиса, Заяц. (мягкие игрушки)

Воспитатель: Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, им в лесу негде укрыться от снега и ветра, у них нет домиков. Звери пришли попросить нас о помощи. Они хотят, чтобы мы построили для них новые дома. Хотите им помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: А из чего можно построить домики для животных?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, их можно построить из строительного материала. Посмотрите, какой домик из строительного материала построила я.

Воспитатель: А из каких деталей построен домик?

Дети: Из кирпичиков, кубиков, крыши – призмы.

Воспитатель: А что есть у домика? Из каких частей он состоит?

Дети: Крыша, окна, стены.

Воспитатель: Из чего построены стены?

Дети: Из кубиков.

Воспитатель: А крыша из чего? Как правильно называется эта деталь? Давайте скажем все вместе: призма.

Дети: Призма.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите построить такие домики для животных?

Дети: Да.

(Детям выбирают животного, для которого они будут строить свой дом.

Воспитатель: Ну что, готовы к строительству?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте подготовим наши ручки.

Пальчиковая игра « Тук, тук».

Тук, тук молотком

Звери строят новый дом.

Крыша большая – вот такая!

Окна большие – вот такие!

Звери строят целый день,

Строить домик им не лень!

Позовут к себе гостей –

Станет в доме веселей!

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столе лежит строительный материал. Давайте назовем детали, которые там есть?

Дети: Кубики, призмы, кирпичики.

Воспитатель: С чего вы начнете строить домик?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, сначала нужно построить стены, окно, а потом крышу.

Начинаем строить. (Воспитатель подходит к детям которые затрудняются, помогает, направляет).

Воспитатель:

Ребята, какие замечательные домики вы построили? В них уже можно заселять зверей. Посмотрите, как радуются они своим новым домикам. Вы молодцы!

(Рассматривание, анализ всех домиков, обыгрывание.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо поработали, построили красивые дома для зверей. Они говорят вам спасибо и дарят вам на память корзинку с …

(Дети благодарят зверей и прощаются с ними. Занятие заканчивается)


Конспект непосредственно образовательной деятельности

по конструированию из строительного материала

во второй младшей группе

Тема «Домик»

Программное содержание: развивать конструктивные навыки в процессе действия со строительными деталями, научить строить перекрытия; развивать цветовое восприятие, развивать стремление к игровому и речевому общению.

Материалы : игрушки (примерно одного размера) по числу детей, кирпичики, призмы, пластины, машинки маленького размера, деревья из набора «Лего».

Предварительная работа : рассматривание картинок с изображением домов.

Ход занятия:

Воспитатель подходит к ширме вместе с детьми .

Кто за ней? В гости к нам пришла матрёшка!

Воспитатель читает стихотворение:

Кукла славная – матрёшка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки, красные, румяные,

На фартуке цветочки и на сарафане.

Как хорошо, что ты пришла! Я для тебя приготовила сюрприз: домик, чтобы тебе не было холодно зимой!

Спасибо! Наверное, нелегко строить домик!

Конечно! Всему надо учиться! Да мы тебе сейчас с ребятами покажем, и расскажем, как нужно строить домик.

Дети садятся за столы.

Воспитатель объясняет:

Дом я строю из кирпичиков. Посмотрите: у кирпичика есть длинная сторона, короткая, есть узкая и широкая стороны. (вместе с детьми делает обследование кирпичика, проводя пальчиком по сторонам). Сначала я строю стены. Кирпичики я ставлю на узкую короткую сторону рядом друг с другом, потом делаю окно: приставляю кирпичик узкой длинной стороной. Теперь - потолок. Я кладу плашмя кирпичик сверху широкой стороной. Чтобы дождик не намочил наш домик, чего не хватает? Крыши! Ставлю крышу длинной частью.

Ох, ребята, что же нам еще необходимо для тепла в доме, чтобы ветер не задувал в дом? - Двери! Смотрите, один кирпичик ставлю на боковую узкую часть и рядом ставлю другой так же. Видите, из окна видно, что двери закрыты. Захочет матрёшка двери открыть, - чик-чик- и она внутри! закроет – и она снаружи!

А сейчас не ленись, на зарядку становись !

Я хочу построить дом,

(руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял.

(соединяем руки в замочек, и делаем круг перед собой).

Солнце было, дождик, шел,

(сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвел!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - «бутончик тюльпана»)

Какие молодцы! Да вот беда, матрёшка сказала мне, что к ней скоро приедут её друзья! Как же они вместе все поместятся? Дети, а давайте-ка построим для гостей матрешки домики! Вспоминайте, что сначала, что потом мы ставили…